Получи документы

Консультация для воспитателей «Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми младшего дошкольного возраста»

Ирина Минилбаева
Консультация для воспитателей «Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми младшего дошкольного возраста»

Сказка — одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.

Публикация «Консультация для воспитателей „Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дети — равноправные члены сказочного мира, и это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служит для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.

Сказка – устное народное произведение, возникшее в устах талантливых сказителей в непосредственном общении рассказчика со слушателями, и название свое она получила от слова “сказывать”. В течении долгого времени сказка, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколения, приобрела традиционные, устойчивые формы композиции и выразительность языка. Интонации народной речи в устной передаче звучат убедительнее, чем в чтении по книге, поэтому сказку следует рассказывать ребенку. Особенно это важно учитывать воспитателю младших групп детского сада.

В 1 младшей группы предусмотрено чтение следующих художественных сказок : русских народных - “Козлятки и волк”, “Теремок”, “Маша и медведь”, “Колобок”, “Репка”, “Курочка Ряба”; авторских - “Сказка о глупом мышонке” С. Маршака, “Три медведя”, Льва Толстого, “Кто сказал “мяу?” В. Сутеева, “Девочка-ревушка” А. Барто и др.

Программные задачи по работе со сказкой, с детьми младшего дошкольного возраста требуют неоднократного их рассказывания или чтения в течение года на занятиях, во время самостоятельной деятельности, на прогулках и в другое время. При этом детям предоставляется возможность договаривать слова и небольшие фразы. Они приучаются слушать внимательно небольшие по объему сказки. Чтение сопровождается показом иллюстраций. Рассматривая их с детьми, воспитатель должен побуждать и называть знакомые предметы или персонажи, показывать их, задавать несложные вопросы: “Кто (что) это?”, “Что делает?”; рассказывать содержание несложных сюжетных картинок по сказке, воспроизводить действия (движения) персонажа (Покажи, как ходит Медведь или как прыгает Зайчик).

Ознакомление со сказкой детей 3-го года жизни оказывает плодотворное влияние на развитие психических процессов : развивается наглядно-действенное мышление, совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, совершенствуются эмоции, чувства симпатии – антипатии.

В планировании отводится много занятий по ознакомлению с художественной сказкой, а так же работе со сказкой вне занятий.

Алгоритм работы со сказкой предусматривает :

1 Рассматривание иллюстраций к сказке.

2 Первичное чтение или рассказывание с показом иллюстраций:

- повторение рассказа 2 раза подряд;

- беседа по сказке;

- интонационное упражнение “Пропой как волк”, “Скажи как. ”;

- имитационное упражнение “Походи как мишка, попрыгай как зайчик”.

3 Повторное чтение или рассказывание с элементами инсценировки (фланелеграф, игрушки, настольный театр и др.).

4 Многократный рассказ или чтение сказки с показом и без показа иллюстраций:

- драматизация сказки;

- рассматривание иллюстраций в книгах;

- рассматривание альбомов;

- дидактические игры.

5 ИЗО деятельность по сказке :

- лепка;

- аппликация;

- рисование;

- конструирование.

6 Просмотр видео-сказок и мультипликационных фильмов.

7 Просмотр кукольных спектаклей.

8 Просмотр театральных постановок.

9 Прослушивание аудио записей сказок.

В работе со сказкой воспитатель должен придерживаться следующей методики проведения ознакомления со сказкой.

1. Подготовка воспитателя к первичному рассказыванию сказки :

– заучивание наизусть текста сказки;

– репетиция интонационной выразительности содержания сказки

– подбор иллюстраций;

2. Предварительная работа со сказкой :

– рассматривание иллюстраций в книгах сказок;

– разъяснение новых непонятных слов, т. к. воспитатель говорит словами из текста;

– создание комфортной, непринужденной обстановки.

3. Первое ознакомление со сказкой (обязательно сопровождается показом иллюстраций на занятии).

4. Повторное многократное рассказывание или чтение сказки (на занятиях и вне занятий).

Прежде чем рассказывать детям сказку, воспитатель должен твердо знать ее содержание, а его рассказ должен быть живым и эмоциональным, поэтому необходимо всегда повторять текст сказки используя интонационную выразительность речи, мимику и жесты. Воспитатель должен тщательно готовить иллюстрации к сказке. Они должны быть эстетичны, с естественной окраской и понятны детям.

До занятия (утром или во 2 половине дня, можно знакомить детей с красочной книгой, которую вносит сам воспитатель или игровой персонаж (зайчик, кукла). Вместе с детьми рассматривает иллюстрации в ней, побуждает задавать вопросы, отвечать на них. Характеризуя персонажей, например: “козлятки маленькие, а волк большой и очень страшный”, для того, чтобы сказка и текст не отличались друг от друга, надо не объяснять иллюстрации “своими словами”, а использовавать выбранные из текста.

Чтобы детям было комфортно и удобно слушать сказку, непосредственно на занятии, можно посадить их на стульчики полукругом и самим садиться напротив, или предложить детям разместиться на ковре (дети могут сесть, лечь, стать на коленки, а воспитатель присаживается так, чтобы его лицо и иллюстрации к сказке были видны всем детям.

Первое ознакомление с программной сказкой проводится на занятии. Чтобы быстрее организовать детей, можно привлечь их внимание присказкой – произносимой интригующим тоном “Жили-были” или “Сегодня расскажу я вам интересную сказку”, показывать красивую книжку или проговорить: “К нам пришла кукла Таня слушать сказку”.

Эмоциональный рассказ надо обязательно сопровождать показом иллюстраций. Если сказка короткая, такая как “Курочка Ряба”, то при первом рассказывании, надоы повторить ее два раза подряд, при этом дети не утомляются, потому что надо предложить им помочь Деду и Бабе разбивать яичко, подговаривая “Дед бил-бил, не разбил” и т. д.

После рассказывания сказки “Теремок”,надо побеседовать о последовательности появления героев. Например: Кто первым стал жить в Теремке? Кто потом прискакал к Теремку? Кто последним подошел к Теремку?

В сказке “Козлятки и Волк”, предложить пропеть песенку – как мама Коза, как Волк.

После рассказа сказки “Маша и медведь”, предложить повторить фразу медведя: “Сяду на пенек, съем пирожок”.

Если во время рассказывания, ребенок шалит, не слушает, можно привлечь его внимание усилением эмоциональности рассказа, более частым поглядыванием на него во время рассказа или словесным обращением: “Послушай, Дима, что лисичка спросила у Теремка!”

При повторном чтении сказки, надо привлечь детей к договариванию слов, фраз за воспитателем; имитированию поведения животных (мышка - пищит, зайка - скачет, волк – рычит, медведь – ревет и переваливается из стороны в сторону. Побудить передавать интонацию речи сказочных персонажей, активизируем употребление новых слов в речи детей. Например: “по сусекам поскребу, по амбару помету,” - из сказки “Колобок”; конура – из сказки “Кто сказал “Мяу?”; трава шелковая, вода студеная – из сказки “Козлятки и Волк”. Чтение и рассказ сказок можно сопроводить фигурками настольного театра, куклами би-ба-бо, мягкими игрушками, фланелеграфом для показа элементов инсценировки. Это очень удобно, не занимает много времени, не нарушает плавности изложения и активизирует внимание детей, дает им возможность вспомнить текст сказки, выполнить двигательное упражнение, например: покажите, как тянут репку; как разбиваем яичко.

К инсценированию отдельных эпизодов, договариванию фраз, надо привлекать детей зажатых, пассивных или непоседливых.

Прослушав сказку, рассмотрев иллюстрации к ней, поиграв с персонажами – куклами, можно предложить детям нарисовать, например, травку для мамы Козы, слепить Колобка или “испечь” пирожки для Машеньки. Для таких занятий надо тщательно продумываем игровую мотивацию – это приход сказочного персонажа или просмотр настольного театра или мультфильма.

В группе детей младшего дошкольного возраста надо организовать развивающую среду так, чтобы она способствовала продолжению работы со сказкой. Устроить “сказочный уголок”, где расположены разные виды театров, костюмы героев сказок, шапочки, книжки сказок, книжки-раскраски, альбомы, первые рисунки детей,материал для самостоятельной игровой деятельности.

Здесь же можно расположить игровой материал: кубики “сложи картинку”; разрезные картинки из 4-5 ти частей; игры с вкладышами на деревянной основе, книги вкладыши; четвертый лишний; “большой-маленький Теремок”, “подбери по цвету и размеру теремок” - на выстраивание объектов в порядке убывания или возрастания – объектов в порядке убывания или возрастания – что является одним из первых мыслительных действий, развивающимся в дошкольном возрасте. Эти игры доставляют малышам много радости.

Хорошо воспринимают дети инсценирование сказок старшими детьми. О показе сказки, можно договариться заранее во время экскурсии в подготовительную группу. Малыши рассматривают книги, игрушки в группе. А воспитатель предлагает старшим детям подготовить и показать знакомую сказку малышам.

Спланировать показ сказок можно во время развлечений, где организовывается показ настольного театра, театра на ширме или инсценировка сказки с помощью ростовых кукол или взрослыми “актерами”

Вся эта работа проводится вне занятий, чаще всего во 2 половине дня или вечером.

Во вторую половину дня можно организовать видео просмотр мультфильмов, к которым предъявляются особые требования. Мультфильмы должны учить доброте, отзывчивости, честности, справедливости; развивать речь, мышление, образную память ребенка. Ни в коем случае это не должны быть ужастики.

Можно предложить детям и аудиозаписи сказок с музыкальным сопровождением. Конечно, малышам еще трудно представить образы героев сказок по прослушиванию, чаще всего бывает после чтения, театрализации, просмотра мультфильма, когда у ребенка сложился визуальный образ. В фоно и видеотеке собираются художественные русские сказки “Теремок”, “Козлята и Волк” и современные поучительные “Смешарики”, “Лунтик” и др.

Список мультфильмов, рекомендуемых для детей младшего дошкольного возраста.

1. “Кошкин Дом”- союзмультфильм.

2. “Кто сказал “мяу”-союзмультфильм

3. “Винни-Пух”- союзмультфильм

4. “Чебурашка и Крокодил Гена”-союзмультфильм

5. “Волк и семеро козлят”- союзмультфильм

6. “Колобок”- союзмультфильм

7. “Три медведя”- союзмультфильм

8. “Маша и медведь”- союзмультфильм

9. “Про деда, бабку и курочку Рябу”- союзмультфильм

10. “Муха-цокотуха”- союзмультфильм

11. “Мойдодыр” -союзмультфильм

Необходимо привлекать родителей малышей к участию в организации развивающей среды группы. Они могут сшить нарядные костюмы в уголок ряжения, помочь в изготовлении настольного и пальчикового театра, театра на футлярах от жевательных резинок, оформлении дидактических игр.

С родителями можно провести несколько консультаций и анкетирование на тему: “Роль сказки в воспитании Вашего ребенка”. По результатам анкетирования делаются выводы, какая помощь необходима родителям по подбору мультфильмов для их детей. На родительском собрании можно представить запись – выступление практического психолога “Влияние мультфильмов на психоэмоциональное состояние детей”, провести тренинг, на котором представить игры для развития умений и навыков, владения эмоциями, мимикой, жестами.

Сказка – это один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Мир детства неотделим от мира взрослых. Никогда еще не было так, чтобы взрослые жили одним, а дети – другим. Дети старательно копируют нас, поэтому цель взрослых: воспитателей и родителей, быть положительным примером во всех сферах деятельности и взаимоотношений.

Сказка дает необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка поможет нам возродить духовный опыт нашей культуры и традиций нашего народа – она учит добру и справедливости, развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.

Публикации по теме:

Психолого-педагогические подходы к развитию эмоций и чувств детей младшего дошкольного возраста Психолого-педагогические подходы к развитию эмоций и чувств детей младшего дошкольного возраста. С первых лет жизни ребенок под влиянием.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для педагогов «Проект как технология образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста» ПРОЕКТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Образование – это индустрия, направленная в будущее. С. П. Капица.

Консультация для воспитателей «Особенности поддержания дисциплины детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей "Особенности поддержания дисциплины детей дошкольного возраста"Воспитатель Горина М. В. В период дошкольного.

Консультация: Психолого-педагогические условия организации игровой деятельности детей раннего возраста для успешной адаптации Важным условием успешной адаптации, является организация игровой деятельности дошкольников. Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить.

Особенности работы учителя-дефектолога с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ и их родителями Особенности развития детей младшего дошкольного возраста: быстрый темп развития, имеющий скачкообразный характер. При таком.

Психолого-педагогические особенности адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ Адаптация - процесс приспособления организма к новой среде. Речь идет о целостном, системном приспособлении, которое объединяет биологический,.

Психолого-педагогические особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста Межличностные отношения в детской группе, начиная с дошкольного возраста, представляют собой достаточно сложное социально-психологическое.

Психолого-педагогические особенности одаренных детей Проблема одаренности человека занимала с давних времен. Именно в античную эпоху зародились такие понятия, как «гений» и «талант», которые.

Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста с ДЦП Васильева В. В., воспитатель ГАУСО РЦ «Спасатель» Забайкальского края Психолого-педагогические условия оптимизации детско-родительских отношений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 сентября 2018 в 08:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД