Берестова Юлия Петровна
Консультация для воспитателей «Разрезание и конструирование как один из видов обучения дошкольников математическим действиям»
Консультация для воспитателей «Разрезание и конструирования как один из видов обучения дошкольников математическим действиям»
Публикация «Консультация для воспитателей „Разрезание и конструирование как один из видов обучения дошкольников математическим действиям“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Продуктивным видом деятельности в дошкольном возрасте наряду с другими видами является конструирование, которое можно рассматривать на первоначальной стадии обучения как своеобразную форму моделирования окружающей действительности. Продуктивные виды деятельности в учебной деятельности содержат четкий замысел, который творчески реализуется на занятиях.
Культурный человек должен быть знаком не только с логическими задачами, головоломками, играми, но уметь их применять в повседневной жизни и для развития собственной личности. Развитие сообразительности, смекалки и самостоятельности мышления потребно любому человеку, если он хочет преуспевать и достигнуть гармонии в жизни.
Опыт современных педагогов показывает, что планомерное изучение фрагментов математической логики можно также использовать в различных видах конструирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений. По мнению древних мыслителей, некоторые логические задачи в математике очень схожи с задачами на разрезание.
Конструирование как часть другого вида деятельности, а также как самостоятельный аспект, требует от педагога специальной организации деятельности, поскольку именно в конструировании предъявляются требования к точности восприятия и понимания соответствия частей конструкции. В этом виде деятельности характерны задачи на выделение опорных деталей, методов и приемов усвоения способов обследования образца, а также способов конструирования. В ходе непосредственного конструирования у ребенка формируется одна из главнейших способностей — способность к планированию деятельности.
С целью формирования и развития устойчивого интереса на занятиях по формированию элементарных математических представлений применяется один из приемов – конструирование из бумаги и природных материалов. Этот вид деятельности относится к разряду как познавательного элемента, так эстетической и художественной направленности. При обучении конструированию ребенок учится совершать последовательные действия, концентрировать свое еще непроизвольное внимание, развивать мелкую моторику рук, мысленно представлять и оперировать на практике плоскими и объемными предметами, и к тому же при этом еще происходит стимулирование различных творческих способностей.
В конструировании существуют различные техники работы с бумагой:
1. сминание;
2. скручивание;
3. разрывание;
4. разрезание;
5. сгибание.
Все эти виды конструирования могут использоваться на занятиях по формированию элементарных математических представлений, как при изучении чего –то нового, так и при обобщении и повторении уже пройденного, придавая занятию элемент доступности, занимательности и творчества. Эти элементы так же можно использовать при изучении свойств геометрических фигур разного вида.
В задачах на разрезание, требуется умение разрезать многоугольник на различные части, или составлять из разрезанных частей новую фигуру многоугольника как самостоятельно, так и по образцу. В старшем дошкольном возрасте можно использовать все известные группы задач на разрезание и складывание :
• задачи, при которых требуется разрезать фигуры на равные части. К ним относятся задачи на клетчатой бумаге, в которых разрезание фигур (в основном это квадраты и прямоугольники) идет по сторонам клеток;
• составление фигур из предложенных частей. Это так называемый «Танграмм», то есть все задачи, связанные с древней китайской головоломкой;
• перекраивание фигур, включающие в себя довольно сложные навыки по раскрою фигур и составление новой фигуры из этих частей. К данному типу относятся трудные задачи на разрезание, в которых собраны все задачи на разрезание фигур более сложной формы, например, с границами, являющимися дугами.
Вместе с тем, все используемые задачи на разрезание в старшем дошкольном возрасте помогают как можно раньше сформировать геометрические представления у школьников.
Применение конструирования и разрезания на занятиях по формированию элементарных математических представлений создают условия для более глубокого и качественного усвоения учащимися первостепенных вопросов курса математики данного возраста, к тому же применение их на практике обеспечивает развитие конструкторско-практической деятельности учащихся, направленной на формирование разнообразных умений. Конструирование и разрезание также
отражают в математических заданиях сведения из окружающей действительности, расширяют возможности применения полученных знаний и умений.