Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста»

Нина Макарова
Консультация для воспитателей «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста»

Любознательность является ценным качеством личности и выражает отношение к окружающей жизни, к природе. Познавая природу ребёнок начинает сознательно и бережно относится к ней; в процессе познания закладываются основы экологической культуры; приобщая ребёнка к природе мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к ней.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие любознательности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Мир будит в ребенке интерес «первооткрывателя». Его интересует всё новое. Неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка посыпанная песком перестала скользить. И самое главное ему хочется испытать всё самому, удивляется неизведанному, влекущему своей новизной. Нам взрослым (воспитателям и родителям) важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное полезным с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития.

Согласитесь недопустимо загубить деревце ради познавательного интереса, налить, в калоши воду с целью проверки его герметичности, выкрасить спящему псу уши и т. п. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

Что же такое любознательность? В «Толковом словаре русского языка» С. Ожеговой и Н. Шведовой дается следующее определение любознательности. Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость. Однако до сих пор нет точного определения любознательности.

Так С. Л. Рубинштейн выдающийся психолог и филолог любознательность ассоциирует с познавательным интересом, показателем которого выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком. Л. И. Аржанова предполагает характеризовать любознательность «сложным чувством любви к знаниям», возникающим в процессе умственной работы и проявляющееся в склонности приобретать всё новые и новые знания. В исследовании Н. А. Погореловой любознательность рассматривается как черта личности, в структуру которой входят три компонента: знания, эмоции, активный поисковой характер деятельности человека, направленный на овладение новыми знаниями. При этом знания выступают как источник, свойство, показатель и средство развития любознательности.

Прежде чем приступить к развитию любознательности у детей дошкольного возраста необходимо учесть особенности:

В развитии любознательности детей дошкольного возраста решающее значение играет игровая и практическая деятельность.

Любознательность выражается в многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем мире. Причинами постановки вопросов являются обычно возникновение неопределённости в чём-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, необычного, действующего на воображение детей, нарушение привычного порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов, окружающих ребёнка.

Любознательность в дошкольном возрасте первоначально вызывается большей частью внешними свойствами предметов и явлений. Недостаток знаний и жизненного опыта ограничивает на этой возрастной ступени возможность проникнуть в сущность вещей, выделить в них главные, наиболее, значимые признаки. Затем вопросы направляются на то, чтобы получить словесные обозначения наблюдаемых предметов и явлений и объяснение чисто внешних, порою второстепенных и малозначимых, но поражающих своей необычность предметов и явлений.

Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривают, что старший дошкольник «проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать».

Как же развивать наблюдательность? Любознательность не развивается на пустом месте. Какие же необходимы условия:

- Основные условия развития любознательности широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, с природой и воспитание активного заинтересованного отношения к ним;

- Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда будет стимулировать возникновение новых вопросов у детей, соответственно решение новых задач, решение которых будет стимулировать появление новых вопросов;

- Необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников является любая деятельность (двигательная, игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, продуктивная, музыкально-художественная) несущая познавательную функцию.

Методы развития любознательности у дошкольников

Все методы делятся на 3 основные группы:

- наглядные;

-словесные;

- практические.

К наглядным относятся:

- наблюдения;

- иллюстрации;

- просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях.

К словесным относятся:

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- использование фольклорных материалов.

К практическим относятся:

- игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры-превращения, фокусы, занимательные игры.

Одним из главных практических методов способствующий формированию любознательности является экспериментирование. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего мира, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Именно этим требованиям жизни отвечает экспериментирование.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идёт обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы (т. к. возникает необходимость совершать операций анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения);

- развивается речь (возникает необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать закономерности и делать выводы);

- происходит накопление фонда умственных умений;

- формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата;

- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;

- формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное или наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.

Знания, подчёркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путём работы собственной мысли, всегда осознанны и более прочны.

Для организации работы по экспериментированию в ДОУ в группах должны быть созданы центры по экспериментальной деятельности.

В центре по экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста должны находиться :

- книги познавательного характера для детей младшего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени); «Ткани»

- песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластиковых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной, красители-пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды для воды, «Ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр с солнечным зайчиком, контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами:

- бросовый материал: верёвки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;

- персонажи, наделенные определенными чертами («почемучки») от имени которого моделируются проблемная ситуация.

В центре по экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста должны находится :

- книги познавательного характера для детей среднего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени); «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;

- мини-музей (тематика различна, например «камни», «Чудеса из стекла» и д. р.);

- песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластиковых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной, красители-пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.) :

- семена бобов, фасоли, гороха;

- некоторые пищевые продукты (соль, сахар, крахмал, мука).

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды для воды, «Ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр, контейнеры из «Киндер –сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

- «бросовый материал» (верёвки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки);

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста;

- персонажи, наделённые определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируются проблемная ситуация;

- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем, ставится дата, опыт зарисовывается.

В центре по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста должны находится :

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы;

- коллекции;

- мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные из камня»);

- материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук». «Магниты», «Бумага», «свет», «Стекло», «Резина».

- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и т. д.);

-медицинские материалы: пипетки с закруглёнными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, свечи и д. р. ;

- сито, воронки;

- половинки мыльниц, формы для льда;

- приборы-помощники-увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;

- клеёнчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;

- личные блокноты детей для фиксации опытов;

- персонажи наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируются проблемная ситуация.

В процессе занятий по экспериментированию не надо скупиться на похвалу и словесные поощрения. Чаще надо хвалить детей за находчивость и сообразительность. Уверившись, благодаря похвале и поддержки, в своих силах, дети начинают стремится к знаниям уже не зависимо от похвал, улучшается их познавательная активность.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Факторы, влияющие на развитие любознательности детей» Ребенок – существо любознательное, с врожденным стремлением познавать и развиваться. Исследуя предметы окружающего мира, он их трогает,.

Консультация для воспитателей «Создание условий для физического развития детей дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель Голикова Н. А. «Создание условий для физического развития детей дошкольного возраста» Физкультурная деятельность.

Консультация для воспитателей «Формирование трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста» На четвертом году жизни ребёнок ещё нуждается в помощи и уходе взрослых, воспитатель старается поощрять все проявления самостоятельности.

Консультация для воспитателей «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту» Консультация для воспитателей. Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту. Человеческая жизнь сложна.

Консультация для воспитателей «Классификация подвижных игр для детей дошкольного возраста» Современные дети много времени проводят за развивающими компьютерными играми. Конечно, эти игры стимулируют развитие умственных и творческих.

Консультация для воспитателей «Роль логико-математических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста» Ребенок-дошкольник – маленький исследователь, он каждый день открывает для себя окружающий мир с радостью и удивлением. Наша задача как.

Консультация для воспитателей «Словесные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста» Актуальность Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным.

Консультация для воспитателей «Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста» ГБОУ Гимназия №1404 "Гамма" Консультация для воспитателей. Тема: “Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста”.

Консультация для воспитателей «Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста на улицах и дорогах» Воспитание безопасного поведения у детей одной из важнейших задач школьные учреждения. В этой большой и сложной работе особо выделяется.

Развитие самостоятельности и любознательности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность Мне хотелось поделится с Вами, уважаемые коллеги, тем чем самой было интересно заниматься с ребятами в течении последнего года, посещения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 декабря 2016 в 17:43
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД