Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи детей»

ольга суркова
Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 96»

г. Нижний Новгород

Суркова О. А.

Консультация для воспитателей

«Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Публикация «Консультация для воспитателей „Речь воспитателя как средство развития речи детей“» размещена в разделах

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является его общение с воспитателем. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных.

Развивающий потенциал речевой среды в детском саду целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя владение связной речью – это показатель его профессиональной подготовленности. Воспитатель обязан развивать в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаёт детям. Необходимо, чтобы дети слышали речь правильную, хорошую, выразительную, богатую и образную без ошибок и недостатков.

К хорошей речи предъявляется много требований.

1. Содержательность речи.

Содержательность и насыщенность информацией речи может быть разной и зависит от многих условий. Насыщенность информацией, например, газетной может быть высокой, а бытовой - низкой. В любом случае надо избегать многословия, которое проявляется в употреблении лишних слов. Многословие может принимать форму излишества особенно при неправильном употреблении синонимов, повторений: ведущий лидер; спросить вопрос можно?

Важным качеством хорошей речи является сжатость. Одну и ту же мысль можно выразить коротким и сложным предложением. Употребление сложных предложений – это отличительная черта книжных стилей, а в разговорной речи чаще используются простые предложения.

Диалогическая речь - обычно бывает не полностью развёрнутой, много в ней не высказывается, а подразумевается, благодаря ситуации понятной разговаривающим. Отсутствие сложных конструкций предложений и многих слов компенсируется выразительными средствами, которые увеличивают силу воздействия речи на собеседника, и делает её понятной. Средства : интонация, с которой произносится высказывание, мимика, которой сопровождается речь, пантомимика.

Монологическая речь – это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей. Она значительно более развёрнута, и грамматически оформлена. Примером такой речи может быть выступление докладчика или человека, подробно рассказывающего о событии. Таким образом, использование развёрнутого или сжатого высказывания зависит от задач говорящего, от ситуации общения.

2. Логичность.

Это важнейшее условие хорошей речи. В речи не должно быть неопределенности, неконкретности.

3. Точность, ясность, простота.

Наши мысли отражаются в словах. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Точность и ясность речи зависит от выбора типов предложения, порядка слов, словосочетаний. Например: «Иллюстрации к рассказам, которые были присланы на конкурс, были выполнены мастерски».

4. Богатство речи.

Самый первый критерий богатства или бедности речи – это количество слов, которые мы используем. В словаре Пушкина насчитывалось 22 тысячи слов. Русский язык насчитывает огромное количество слов. В толковом словаре собрано 250 тысяч слов. Язык как достояние нации требует нашей постоянной заботы. Необходимо сохранить данное нам в наследие богатство.

О богатстве языка можно судить не только по количеству слов. Слова могут использоваться в разных значениях: ветреный день, ветреный человек; свежий хлеб, свежая газета…

Критерием богатства языка является использование в речи многозначных слов, омонимов, антонимов.

5. Чистота речи.

Воспитателю следует избегать употребления слов-паразитов, засоряющих речь, которая должна служить образцом для воспитанников. В последнее время всё чаще можно услышать такие выражения: типа, ну-у-у, т-а-а-а-к, значится так и т. д. Другая крайность воспитателей сюсюканье и употребление уменьшительно ласкательных слов: глазки, ножки, ручки, ротик и т. д.

6. Уместность речи.

Теснейшим образом связано с её стилем. Мы по-разному говорим на официальном собрании или общаясь с близкими людьми. Употребление языка в разных сферах общения людей выработало определенный набор языковых средств, в соответствии с задачами общения. Так общению людей:

в быту соответствует разговорный стиль;

в государственном учреждении – официально-деловой стиль;

в агитационно-массовой деятельности – публицистический;

словесно-художественному творчеству соответствует художественный стиль.

7. Правильность речи.

Требование к правильности речи касается всех сторон речи :

произношения,

словообразования,

грамматики,

а также предполагает соблюдение при письме правил орфографии и пунктуации. Слова следует использовать в соответствии с их точным значением, изменять по правилам. В русском языке есть несколько несклоняемые существительные: кино, пальто. Трудными в изменении оказываются числительные, а иногда нужно просто запомнить правильно построение словосочетаний. Например: обиделся на резкие слова; обижен резким замечанием; удивляться трудолюбию; удивлён вашей смелостью…

8. Образность речи.

В художественном произведении образность присутствует всегда, где художественная мысль выражается при помощи различных выразительных средств : сравнений, метафор. Искусству образной речи учат нас поэты и писатели.

«Кленовый лист напоминает нам янтарь» - сравнение

«От вёсел к берегу кудрявый след бежал»

Образцом тонкого умения пользоваться метафорическими выражениями служат стихи А. С. Пушкина.

«Синея, блещут небеса».

9. Живость, эмоциональность, выразительность.

Общая культура речи включает в себя звуковую культуру:

правильное произношение слов и фраз,

нормальное речевое дыхание,

достаточная громкость голоса,

средний темп речи

и различные интонационные средства выразительности.

10. Благозвучие

Забота о культуре речи предполагает работу над её звуковой стороной. Хороший писатель, поэт в своей работе языком произведении отбирает не только слова, но и звуки. Чувство слова и профессиональный слух подсказывает поэту наилучшее звуковое выражение мысли. Намеренно Тютчев включает слова со звуком – р.

«Люблю грозу в начале мая.

Когда весенний первый гром…»

Воспитатель должен знать все требования, предъявляемые к речи и работать над её совершенствованием. Настольной книгой хорошего воспитателя должен быть словарь, правильному произношению можно учиться, прослушивая аудиозаписи художественных произведений, а отрабатывать артикуляцию и мимику лучше всего перед зеркалом.

Публикации по теме:

«Музыка как средство развития творческой индивидуальности». Консультация для воспитателей Музыка — сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо оказывает огромное.

Консультация для родителей «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей» Консультация для родителей. «Мнемотехника – как средство развития связанной речи у детей». У ребенка пятого года жизни появляется ряд новых.

Консультация для родителей «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Если ребенок молчит, покажите.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей» В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны,.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники аппликации как средство творческого развития дошкольников» Консультация для воспитателей Нетрадиционные техники аппликации как средство творческого развития дошкольников. Автор: Домнина Анна Евгеньевна.

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности у педагогов по теме: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития.

Консультация для воспитателей «Подвижная игра как средство творческого развития детей» В ходе нашего разговора отметим, что ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста — игровая. Давно отошло в прошлое мнение отдельных.

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи детей» Речь воспитателя как средство развития речи детей Развивающий потенциал речевой среды в ДОУ целиком зависит от качества речи воспитателя.

Консультация «Речь воспитателя как средство развития речи у детей» Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека. Речь педагога является для детей основным образцом родного языка.

План саморазвития воспитателя «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: 1) Интегрировать пальчиковые игры,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи детей»
Опубликовано: 18 июля 2018 в 15:08
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД