Людмила Воробьева
Консультация для воспитателей и родителей «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей, родителей : «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста»
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Развитие ловкости у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Ловкостью называется способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. В быту, в играх, спортивных упражнениях, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений, требуется проявление ловкости.
О высоком уровне развития ловкости, свидетельствует хорошее выполнение с детьми, включенных в подвижную игру с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями (бег змейкой,
с обеганием препятствий, спуск с горки на санках с быстрым поворотом внизу и т. п.). Прочно закрепленный двигательный навык выполняемый, в неизменных условиях например (ходьба по гимнастической скамейке постоянной ширины и высоты, перестает способствовать развитию личности.
Ловким можно назвать ребенка затратившего на выполнение задания минимальное время – быстро влез и слез с лесенки, перелез через бревно, обежал препятствия. Однако ловкость заключается не только в быстроте двигательной реакции. Иногда нужно задержать ответное движение, т. е. не всегда целесообразно действовать немедленно. Так, и в игре «Два Мороза» успеха достигает тот, кто умеет выждать, пока Мороз перебежит за играющими на другую сторону и пробежит за его спиной.
Проявление ловкости в большей степени зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности человека различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки. Чем богаче двигательный опыт у детей, шире круг движений, которыми они владеют, тем легче они осваивают новые формы движений на основе имеющейся координации, сходных мышечных напряжений, уровня достигнутой быстроты, силы, ловкости. Ребенку, владеющему быстрым и в то же время сильным, энергичным отталкиванием при подскоках на месте и через скакалку, легче освоить прыжки с разбега в длину и высоту.
Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх (особенно включающих ловлю и увертывание, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, например, при обегании кеглей, а в другом – с хорошим чувством равновесия при ходьбе с кирпичика на кирпичик. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик. Например, если при метании в движущуюся цель ребенок, точно оценив направление, расстояние до цели и приложив нужное мышечное усилие, попадает в нее, то в этом случае можно говорить о точном, ловком выполнении задания. Одним из проявлений ловкости является так же умение сохранять равновесие тела в движении и статическом положении.
Большинство двигательных качеств можно развивать, используя относительно простые физические упражнения. Но для совершенствования ловкости необходимы упражнения более сложные по координации взаимосочетанию, условиям проведения.
Существует два пути развития ловкости. Во-первых, ловкость возрастает при выполнении новыми разнообразными движениями. На протяжении дошкольного возраста дети постоянно приобретают двигательные умения.
Во-вторых, ловкость возрастает, если дается усложнение, новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия выполнения движения.
Дети должны уметь применять освоенные умения в игровой ситуации (например, способы бросания и ловли мяча, прыжки) или в более сложных условиях местности – бег или ходьба на лыжах по парку, лесу, на склонах и горках.
Существуют следующие методические приемы, повышающие проявления двигательной координации, ловкости :
• применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя, прыжок из положения стоя спиной к направлению движения, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать);
• изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;
• смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;
• использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений. Для дошкольников доступны общеразвивающие упражнения с различными предметами, а также использование предметов в основных движениях. Так, можно метать мячи, мешочки, шишки, снежки; катать и бросать обычный резиновый мяч или более тяжелый набивной;
• выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки; по 3-4 ребенка держась за один большой обруч или длинный шест; поднимать вверх, опускать, приседать, наклоняться, класть на пол и брать; всей группой держась за длинную веревку);
• более сложные сочетания основных движений. Можно использовать бег змейкой, обегая кубики, деревья, перепрыгивая на ходу неширокую канавку, доставая в прыжке до мяча или ветки; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч или под веревку, с поворотом, с перешагиваем через положенные на нее предметы; усложненные прыжки со скакалкой, с различными движениями рук;
• усложнение условий игры. Например, в игре «Ловишки с ленточкой» у играющих ленточки двух цветов и ловишки выдергивают ленточки только определенного цвета: один – синие, второй – желтые. В игре «У медведя во бору» ребенок в роли медведя, перед тем как ловить, должен подлезать под дугу.
Перечисленные выше способы развития ловкости в большой или меньшей степени доступны дошкольникам. Предпочтение при выборе упражнений следует отдавать целостным действиям, имеющим конкретную двигательную задачу.
Ловкость сочетается со способностью сохранять устойчивое положение тела в разнообразных движениях и позах. С этой целью используются упражнения, в которых приходится прикладывать усилие, чтобы сохранить равновесие. При этом не следует стремиться принимать неподвижные положения, а напротив, более полезны намеренные потери равновесия с последующим возвращением в устойчивое положение.
Упражнения в ловкости требуют большой четкости мышечных ощущений,
напряженного внимания. Их долгое выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижение точности координации. Поэтому их проводят непродолжительное время и в начале двигательной деятельности.
Следует упражнять детей в умении сохранить устойчивое положение при неожиданной остановке после бега, вращений, прыжков, приседаний, при стоянии и на одной ноге. Динамическое равновесие развивается в ходьбе по скамейке разными способами: на носках, приставным шагом, прямо и боком, приседая на одной ноге и опуская другую вниз до пола, с дополнительными движениями рук.
На одном занятии используется небольшое количество упражнений для развития ловкости. Но они, по возможности, должны быть в каждом занятии, в разных его частях. Так в водной части ловкость совершенствуется при использовании ходьбы и бега змейкой, с поворотом. В основной части для развития ловкости используется ходьба по узкой доске, спрыгивание с поворотом. На одном из занятий в подвижной игре можно предложить задание попасть мячом в убегающих («Охотники и зайцы», собрать больше ленточек («Ловишки с ленточкой», преодолеть на бегу препятствия («Кто скорее через обруч к флажку»).