Получи документы

Консультация для воспитателей «Роль искусства в социально-личностном развитии дошкольников»

Марина Викторовна Архипенко
Консультация для воспитателей «Роль искусства в социально-личностном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Без традиций нет культуры,

Без культуры нет воспитания,

Без воспитания нет духовности,

Без духовности нет личности,

А без личности нет народа»

Г. Н. Волков (этнопедагогическая формула)

1. Роль культуры и искусства в социально - личностном развитии дошкольников.

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль искусства в социально-личностном развитии дошкольников“» размещена в разделах

Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям.

Социализация - это развитие человека в процессе взаимодействия с обществом, усвоения и воспроизводства культуры данного общества.

Культура создается людьми, культуре обучаются, поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации.

В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения.

Приобщение к культурным ценностям невозможно без освоения «языка эмоций». А освоение языка эмоций наиболее полно происходит средствами искусства.

«Искусство – форма культуры, связанная со способностью ребёнка к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения».

Через эмоционально - психологическое воздействие на ребенка средствами искусства возможно успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения - сопереживания и содействия другим. Сопереживание персонажам произведения представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление. Эти социально ценные эмоции должны еще закрепиться, найти выход и привести к результату.

Известные психологи и педагоги говорили о роли культуры в социально-личностном развитии ребенка дошкольного возраста, его вхождении в мир социальных отношений.

Л. С. Выготский рассматривал процесс социализации ребенка как “врастание в человеческую культуру".

Л. Ф. Блинова понимает социальное развитие ребенка как «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о первостепенной роли культуры и искусства в социально-личностном развитии дошкольника.

2. Государственный социальный заказ

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет главный принцип образования: сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе.

Александр Асмолов, руководитель рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования, подчеркивает, что стандарт образования - это и есть основа для передачи культурного кода времен. Отсюда стандарт выступает как культурный ген образовательного поведения.

Воспитание, - утверждает Асмолов, - это приобщение к культурным образцам, к культурным сокровищам, которые есть и в глобальной цивилизации, и в нашей с вами российской культуре. Стандарты должны стать культурной генетикой нашего образования.

«Концепция воспитания детей Иркутской области» (Иркутск, 2013 г.) определяет искусство, природу и творчество – как базовую ценность, основу содержания воспитания детей Иркутской области. Согласно Концепции, полноценное личностное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но обеспечивает их осознание, принятие, реализацию, закрепление и переход их в статус качества личности.

Таким образом, мы имеем государственный социальный заказ, выполнять который обязаны все, кто работает с детьми.

3. Социализация воспитанников детского дома средствами изобразительного искусства

Воспитание ребёнка в казённом учреждении и наличие отклонений в развитии приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом и культурой как источником развития человека. Но под влиянием организующей и направляющей поддержке взрослого, такие дети способны чувствовать острее, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Художественно-эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства поможет детям стать неравнодушными членами нашего общества, социализироваться в окружающем мире.

Эстетическое воспитание детей с ОВЗ в первые три года пребывания в детском доме пронизывает всю жизнь детей в группе, реализуясь через различные методы работы педагогов и виды детской деятельности. Лишь на четвёртом году обучения выделяются специальные занятия ознакомления детей с изобразительным искусством.

Виды изобразительного искусства

Живопись воссоздаёт всё богатство и многообразие мира. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми. Детей учим видеть в картине главное, описывать содержание картины, придумывать предшествующие и последующие события.

Цвет в живописи - наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства. При формировании художественно-образного начала главное внимание мы должны направлять на цвет, как выразительное средство, с помощью которого можно передать настроение, своё отношение к изображаемому.

О жанрах живописи (пейзаже, натюрморте, портрете) формируем представления. Пейзажи передают красоту природы, эстетические представления о ней. Натюрморты вызывают у детей чувство удивления, интерес к красоте простых окружающих предметов. Портреты помогают детям увидеть привлекательные черты в людях, умение понимать мимику, улавливать позу.

Совсем не важно, запомнит ребёнок или нет фамилию художника. Это не является самоцелью. Главное, вызвать интерес, удивление, восхищение содержанием картины, умение связать увиденное со своим маленьким жизненным опытом и дать свою эмоционально-личностную оценку.

Графика также является одним из видов изобразительного искусства. По сравнению с живописью язык графического произведения более скупой, лаконичный, условный. В рисунке цвет не играет такой роли, как в живописи, так как рисунок может быть выполнен графическими материалами: карандашом, углём. Средствами художественного выражения в графике является линия, соотношение белого и чёрного, светотень, тон. Но графика не исключает применение цвета. В книжной иллюстрации, плакате, рисунке художник часто использует 2-3 цвета.

Особое место в книжной графике занимает иллюстрация в детской книге. С этим видом искусства наши дети сталкиваются ежедневно.

Простота, лаконичность книжной графики позволяют детям даже младшего дошкольного возраста схватывать главное, определять сюжетную линию.

При ознакомлении с другим видом изобразительного искусства – скульптурой, передающей объёмную форму предметов, людей, животных, всё внимание фиксируется на характере изображения персонажа. И хотя статуя статична, в ней нет движения, но создаётся видимость движения- изменения во времени.

Не проходите с детьми мимо больших городских скульптур, не лишайте их возможности пережить, осознать события прошлого и настоящего. Поэтому знакомство со скульптурой должно проходить во всех возрастных группах. В младших группах это скульптура малых форм, к которым относятся народные игрушки из разных материалов (фарфора, керамики, дерева, металла, стекла, декоративные статуэтки. При рассматривании работ народных умельцев и произведений художников скульптуры малых форм обращаем внимание детей на выразительные стороны каждой фигурки: пластические особенности формы, изображение фигуры, мелких деталей, динамику движений.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды детской деятельности. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по народным игрушкам, придумывать сказки, разыгрывать настольные представления. При ознакомлении с декоративно-прикладным искусством могут быть применены иные приемы. Прежде всего, дети должны понять целесообразность вещей, сочетание красоты с назначением и употреблением вещи. Во всех случаях, когда это целесообразно, следует предоставлять детям возможность действовать с вещами, использовать их.

Декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе, её красота, нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры и орнаменты. Изделия декоративно-прикладного искусства помогают детям почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой для социализации ребёнка в обществе.

Знакомство детей с ОВЗ с архитектурой ограничивается умениями детей различать здания по материалу, из которого они сооружены (деревянный, кирпичный, панельный, по величине (большой - маленький, одноэтажный – многоэтажный, по назначению (школа, магазин, Дом Культуры, храм, жилой дом, т. д.).

Список литературы

1. Выготский, Л. С., Психология развития ребенка. [Текст]/Л. С. Выготский. -М., 2004.

2. Данилина, Т. А., Степина, Н. М., Социальное партнерство педагогов, детей и родителей [Текст]/Т. А. Данилина, Н. М. Степина. – М., 2004.

3. Коломийченко, Л. В., Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст]/ Л. В. Коломийченко. - Пермь, 2002.

4. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику. [Текст]/А. В. Мудрик. –М., 2009.

5. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст]/Т. С. Комарова. -М. : Мозаика – Синтез, 2007-2010.

6. Проект федерального государственного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.

Публикации по теме:

Проект организации педагогического процесса по внедрению инновационной программы «Цветные ладошки» И. А. Лыковой Российский национальный проект «Образование» обозначил цели системы образования как развитие личности с ярко выраженной творческой индивидуальностью.

Влияние народного искусства на развитие личности детей Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей- это национальная трагедия и угроза самому существованию нации. М. П. Мусоргский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль искусства в социально-личностном развитии дошкольников»
Опубликовано: 10 января 2015 в 09:03
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Роль искусства в социально-личностном развитии дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Викторовна Архипенко (УИ 104846) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД