Альбина Надырова
Консультация для воспитателей «Роль пения в речевом развитии»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль пения в речевом развитии детей
Подготовила:
музыкальный руководитель
Надырова Альбина Закиевна
МАДОУ детский сад
комбинированного вида 94
г. Екатеринбург
В современное время мы наблюдаем, как ухудшается речь детей год от года. Это ставит под вопрос успешное обучение детей в школе, ведь эти дети попадают в разряд неуспевающих,т. к. ведь успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня развития речи.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль пения в речевом развитии“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В пении работа над речью детей проходит наиболее эффективно, оно полезно для детей, которые имеют речевые нарушения, ведь пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Невнятное произношение, проглатывание окончания слов, можно корректировать с помощью пения, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению произношения.
Вокальное пение способствует объединению деятельности полушарий головного мозга, при этом тренируется память, фонематический слух, вырабатывается правильное произношение. Мозг поющих людей вырабатывает эндорфин –вещество радости, дающее хорошее настроение.
Певческая деятельность дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т. е. помогает вырабатывать хорошую дикцию.
Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии!
В процессе пения формируется речевое дыхание. Мы приучаем детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни. ( например: игра на духовых музыкальных инструментах (дудочке).
Петь без напряжения и крика, т. е. естественным голосом, овладеть громким и тихим пением помогают специальные упражнения: попевки, распевки. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык, помогает развитию четкой дикции ребенка
( например: «Да-дэ-ди-до-ду», «На-ра-рим-пам-пам»). Поэтому такие приемы, как проговаривание текста одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного, позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать, и воспроизводить мелодию песни. В процессе пения исправляется ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится припевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.
Упражнения на пропевание гласных протяжно и отрывисто:
«Укачиваем"
Уа-Уа, ах как девочка мала,
Уа-Уа, любит петь она с утра.
Уа-Уа, подпеваю ей сама,
Уа-Уа, говорить с ней нам пора.
«Барбос»
На дворе рычит Барбос.
Он гоняет рыжих ос:
Р -р-р-р (понижение интонации)
Отчего рычит Барбос?
Осы жалят его в нос:
Р Р Р Р Р (понижение интонации)
Таким образом, под влиянием певческой деятельности, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приемов положительно, будет оказана большая помощь в работе над развитием активной речи детей. Практика показывает, что регулярное использование специальных и разнообразных упражнений способствует развитию четкого произношения доступных по возрасту звуков, обогащению словаря детей, быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой.
Список используемой литературы:
1. Арсеневская, О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.- 204с.
2. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. : Просвещение, 1985.-174с.
3. Ветлугина, Н. А., Дзержинская И. Л., Комиссарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 1982.-271с.
4. Михайлова, М. А. Развитие способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.-240с.
5. Орлова Т. М., Бекина С. И. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. М. : Просвещение, 1987.-144с.
6. Битова, А. Л. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития / А. Л. Битова, Ю. В. Липес: Методические рекомендации для музыкальных педагогов, логопедов, воспитателей. - М, 1994.