Получи документы

Консультация для воспитателей «Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью»

Воронцова Наталья
Консультация для воспитателей «Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью»

Чтобы решить вопрос о роли творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью, необходимо рассмотреть игру во взаимодействии со всей воспитательной работой, с содержанием занятий, показать, как возникает и развивается игра.

Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и деятельности взрослых, стремление подражать ей. Игра наиболее доступный для него вид деятельности, в процессе которой ребенок входит в окружающей мир, знакомится с ним. Потребность выражать в игре свои впечатления и переживания составляет характерную особенность дошкольного возраста.

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью“» размещена в разделах

Существует ли у ребенка врожденная потребность в игре? Ответ на этот вопрос можно найти у И. М. Сеченова. Он говорит о прирожденном и "крайне драгоценном свойстве" нервно-психической организации человека- безотчетном стремлении понимать окружающее. Это стремление выражается у ребенка в разных формах: в вопросах, с которыми он обычно обращается ко взрослым, а также в играх.

Интересны мысли И. М. Сеченова о значении игрового подражания для морального воспитания. Под влиянием воспитания ребенок переносит любовь с игрушек на богатырей, силу, храбрость и тому подобные свойства. Неудивительно после этого, что ребенок прикрепит себе саблю, наденет шлем и поедет на палочке. Свою особу он ассоциирует со всеми проходящими через сознание героями и со их свойствами. ". Изучение детских игр полностью убеждает нас в правильности мысли И. М. Сеченова о значении игрового подражания для повторения, закрепления, уяснения впечатлений жизни и для воспитания на этой основе моральных качеств.

В дошкольном возрасте наибольшего развития достигают творческие игры, в которых изображаются различные события жизни, разыгрываются роли. Игры детей этого возраста под влиянием взрослых, под воздействием воспитания становятся всё более сложными и многообразными. Путь развития игры в основном заключается в следующем: жизнь отражается в игре все полнее и реальнее, содержание игр расширяется и углубляется, мысли и чувства, выраженные в игре, становятся более осознанными и глубокими, фантазия делается богаче, средства изображения - разнообразнее, развивается согласованность действий, обдуманность. В детских играх отражаются впечатления от жизни - как постоянно повторяющиеся, так и необычные, отличающиеся большой силой. Игра возникает только в том случае, когда у ребенка есть яркие, конкретные представления. Но этого недостаточно. Чтобы возникла игра, необходима заинтересованность, тема игры должна затрагивать эмоции ребенка. Во всех детских садах наблюдаются игры в "семью","детский сад", и всегда в этих играх изображаются не только события жизни, но и отношение ребенка к ним, его чувства, переживания. Чем старше и развитее дети, тем полнее и конкретнее их представления и тем глубже, осознаннее их чувства. Дети обычно выбирают роли, привлекательные для них, они хотят изображать людей к которым чувствуют любовь и уважение. На время он может отойти от этой игры, потом снова к ней возвращается. Воспитатель руководя игрой, заботится о том, чтобы каждый ребенок находил себе активную, интересную роль, умел исполнять и главные и второстепенные роли. В старшем дошкольном возрасте дети стремятся передать характерные черты изображаемого человека, его переживания. Сюжет игры становится более связным, стройным развивается способность обдумывать свои действия, договариваться о них.

Игровое творчество прежде всего проявляется в развитии целенаправленности, при этом особенно видно влияние воспитательной работы. Мы выдвигаем одной из задач в руководстве игрой воспитание у детей умения ставить в игре цель и достигать её. Маленький ребёнок вначале не имеет ясной цели игры. Его действия определяются игрушкой, подражанием другим детям. Он выбирает не тему игры, а роль, которая часто меняется. По мере развития ребенка в его игре всё заметнее делается замысел, способность до начала игры решать, во что играть. Воспитатель влияет на развитие целенаправленности тем, что поощряет ребенка в осуществлении задуманного, в преодолении трудностей, в проявлении умственного и рабочего усилия. Один из приемов, которым пользуется при этом воспитатель, - совет ребенку подумать, во что интереснее играть, сговориться с товарищами. Опыт показывает, что этим приемом можно пользоваться, когда нужно дать детям понять, как разнообразны могут быть их игры.

Отражение жизни в игре - повторение впечатлений в разных сочетаниях, установление связи прежних знаний с новыми. Богатство этих сочетаний зависит от того, как воспитатель направляет игру, как руководит ею. Успех руководства игрой, осуществление в игре воспитательных задач в значительной степени зависят от того, как удаётся воспитателю включать в игру новое, полезное для развития ребенка. При правильном руководстве дети уже в младшей группе начинают объединять в игре различные впечатления.

Отражение жизни в игре влияет на всестороннее развитие; ребенок много раз повторяет то, что видел и слышал, благодаря этому его знания становятся более прочными, стойкими. Но этим далеко не исчерпывается значение игры для ознакомления с миром. В игре знания применяются на практике и используются в зависимости от содержания игры. Это помогает ребенку уяснить связи и отношения между явлениями жизни; в игре он думает об изображаемом, его представления становятся более отчетливыми, чувства - более сильными и глубокими.

Игра - важный, но не единственный способ отражения впечатлений, усвоения знаний. Не во все можно играть; например, наблюдения природы чаще отражаются в рисунке, лепке. Кроме того, содержание игр складывается из взаимодействий разнообразных влияний: впечатлений, полученных в семье, детском саду, на улице, из рассказов и сказок. Нецелесообразно добиваться того, чтобы все дети играли в одни и те же игры. Один ребенок изображает врача, другой инженера, третий капитана.

Взаимодействие между игрой и занятиями заключается в том, что в игре под влиянием педагога воспитываются интересы детей к окружающему, стремление к приобретению знаний. Такая же связь и взаимодействие существуют между игрой и воспитательной работой в целом : в игре отражаются результаты воспитания моральных качеств, культурных привычек и навыков, в то же время в игре они развиваются. На развитие игры влияют не только содержание занятий, но и полученные на занятиях умения и навыки. Чтобы выполнить задуманное, ребенок должен уметь строить, находить нужные вещи, самостоятельно их мастерить.

Существует тесная связь между развитием содержания игры и развитием конструирования. Чем богаче и сложнее сюжет игры, тем больше нужно детям различных предметов, построек. С другой стороны, сооружение построек, изготовление игрушек повышают умственную активность, содействуют более глубокому знакомству с миром. В большинстве случаев конструирование составляет часть игры. Ребенок берет на себя роль шофера, машиниста, директора магазина и сооружает постройку, нужную для исполнения этой роли.

В детской игре особенно ярко проявляется возрастающая роль слова в связи с развитием мышления и воображения. Слово сопровождает каждую игру. Вначале, на втором и третьем году жизни, ребенок словами обозначает свои действия, предметы, с которыми играет. Благодаря этому уясняются представления детей, новые слова входят в лексикон. И на всем протяжении дошкольного возраста в игре дети упражняются в пользовании новыми словами. Например, в игре в "железную дорогу" дети много раз, в разных комбинациях употребляли недавно услышанные ими на экскурсии слова: "станция", "платформа", "рельсы", "шпалы", "проводник", "пассажиры". Эти слова вошли в активный словарь детей, их представления стали более ясными и точными.

Дети младшей группы договариваются лишь с помощью воспитателя. У них часто не ладится совместная игра потому, что они не представляют замыслов друг друга. Воспитатель разъясняет ребенку, каковы намерения его товарища, и таким образом содействует их объединению и развитию игры. Группа детей зимой играет на участке в "детский сад", сделанный из снега. Миша на воображаемой лошади везет в "детский сад" молоко (снег в ведерке). "Я привез вам молоко" - говорит он, входя в снежную комнату. Но на него никто не обращает внимания, никто ему не отвечает. Воспитательница вмешивается : "Смотрите, Миша привез молоко для ваших деток. Возьмите и скажите ему спасибо". Дети берут молоко, благодарят Мишу, а он высыпает снег в другое ведро и уезжает очень довольный.

В средней и старшей группах дети до начала игры под руководством воспитателя договариваются о ролях, содержании игры. В общих чертах она намечается в словесном сговоре. Затем этот план претворяется в действие.

К концу дошкольного возраста слово приобретает новое значение: дети начинают словами создавать целые эпизоды игры. Иногда вся игра создается словами. В школьном возрасте такие словесные творческие игры - обычное явление. У детей дошкольного возраста они указывают на высокий уровень мышления и фантазии. Развитию таких игр способствует общее развитие детей, знание сказок, рассказов, а также достаточная культура речи, умение придумывать игры, пользоваться разнообразными способами для осуществления задуманного. Такие игры много дают для развития мышления, фантазии, связной, выразительной речи.

Игра служит средством всестороннего развития, и в то же время в ней видны результаты воспитательной работы. Содержательная жизнь детей в детском саду, целенаправленность воспитателя помогают находить правильные пути и средства руководства играми.

Воспитатель влияет на игру через всю воспитательную работу, через занятия. Наблюдение, чтение, рассказывание дают игре содержание. Навыки, умения, моральные привычки, правила поведения находят в игре применение и дальнейшее развитие. Но, кроме того, требуется и непосредственное руководство игрой. В игре, как и во всей педагогической работе, нельзя отделить познавательный процесс от формирования личности ребенка в целом. Именно на основе знакомства с окружающим происходит развитие всех сторон личности ребенка.

В то же время воспитатель должен развивать у детей творческую фантазию. Творческое воспроизведение жизни связано с сильными эмоциями, переживаниями ребенка, и потому оно оказывает большое влияние на его умственное и нравственное развитие.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Роль обучения детей технике рисования в создании изображения» Рисование имеет огромное значение для воспитания и развития ребенка. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей» Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей» Музыкальный руководитель: Воспитатель осуществляет в основном.

Консультация для воспитателей ДОУ «Роль воспитателя в формировании у детей представлений о пожарной безопасности» Закон РФ «О пожарной безопасности Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 декабря 1994 г. (статья 25) гласит: «Обязательное.

Консультация для воспитателей «Роль организации проведения прогулок в зимний период для детей» Консультация для воспитателей на тему: «Роль организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей».

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной сферы ребёнка — игры». Игры для детей 6–7 лет» «Как добраться до цели?» (развитие ориентировки в пространстве, мышления, воображения) взрослый вместе с ребенком рисует «карту клада»,.

Консультация для воспитателей «Роль книжной иллюстрации в воспитании детей» Консультация для воспитателей: «Роль книжной иллюстрации в воспитании детей». Цель: формировать у воспитателей основные представления о.

Консультация для воспитателей «Роль семейных традиций в воспитание детей» Семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности. В наше время под влиянием информационных.

Консультация для воспитателей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» "Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи". А,П,Усова Устное народное творчество,.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной игровой деятельности детей» Самостоятельная игровая деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая.

Консультация для воспитателей на тему «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста» Учитель-логопед Кощавцева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью»
Опубликовано: 4 мая 2019 в 22:08
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД