Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Руководство самостоятельной художественной деятельностью детей»

Людмила Зайцева
Консультация для воспитателей «Руководство самостоятельной художественной деятельностью детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает полезные и эстетически значимые предметы и вещи.

Обучение на занятиях и самостоятельный художественный труд тесно взаимосвязаны. Изобразительные, конструктивные, технические умения, знания об обобщенных способах создания поделок из различных материалов, полученные на занятиях, дети переносят в новые условия, в повседневную жизнь. Вне занятий проявляются их интересы, склонность к определенному виду работы (поделка из бумаги, аппликация, к определенному виду материалов, и любимой тематике.

Публикация «Консультация для воспитателей „Руководство самостоятельной художественной деятельностью детей“» размещена в разделах

Дети могут заняться работой по собственной инициативе, но для этого им надо свободно владеть всеми перечисленными выше умениями и знаниями, а также уметь организовывать сам процесс деятельности.

Для появления труда по собственной инициативе нужны определенные условия, вызывающие инициативу определенный уровень самостоятельности детей.

Большое влияние на возникновение самостоятельной деятельности оказывает предметная среда. Набор материалов для художественного труда должен быть разнообразен и в достаточном количестве, чтобы ребенок мог выбрать материал, наиболее полно и выразительно передающий замысел. Поэтому, например, для изготовления поделки должна быть предоставлена разная по цвету и фактуре бумага. В уголке ручного труда должно быть достаточно природного материала: сухих листьев, цветов, плодов, семян, мелких веточек.

Следует шире использовать в работе с детьми шаблоны, помогающие им самостоятельно приготовить необходимые для создания поделки детали: шаблоны геометрических форм разного размера, частей тела животных (уши, глаза, хвост, лапы) разнообразных силуэтов (половинки) для вырезывания; шаблоны ягод, фруктов, ваз, корзинок – по ним дети делают основу для плетения этих предметов из бумаги.

Постоянное пополнение заготовок, их достаточное количество для свободного пользования в уголке труда стимулирует художественный труд детей. В творческих работах дети не отвлекаются на изготовление деталей, и могу больше размышлять о решении творческой задачи.

В уголке ручного труда (начиная со средней группы) желательно иметь стенд, где представлены работы, выполненные разными способами, по мере овладевания новым способом стенд пополняется соответствующей тематикой.

Содержание предметной среды в уголке ручного труда систематически должно обновляться: с переходом к работе с новым обобщенным способом создания поделок меняется и наглядность, О предыдущем способе детям будут напоминать оставленные на стенде с этой целью детские работы.

Нужно тщательно продумать расположение оборудования и материалов для дошкольников: все должно быть доступно для самостоятельного пользования. Учитывая эмоциональность ребенка- дошкольника, место для работы нужно оформить так, чтобы оно внешне привлекало его к себе.

Содержание самостоятельного ручного труда предусматривает применение те, изобразительных умений, которые дети осваивали на занятиях. Необходимо также предусмотреть усложнение работы с учетом особенностей усвоения материала в процессе обучения. Детям, которые слабо овладели программным содержанием занятия, лучше предложить ту же самую поделку или похожую на нее. Тем, кто успешно справился с заданием на занятии продумать усложнение. Детям, легко справившимся на занятии предложить работу, требующую творческого подхода, смекалки.

Сотрудничество взрослого с детьми на занятиях в первую очередь направлено на решение учебных задач. В самостоятельной деятельности своя специфика и сотрудничество, прежде всего, должно обеспечить действенность мотивов, поднять уровень самостоятельности детей в организации и осуществлении трудового процесса, побудить их к деловому сотрудничеству друг с другом, к творческому решению принятой или поставленной самими деть практической задачи. У детей отношение к труду во многом зависит от установившихся взаимоотношений взрослого с детьми. Может быть, сотрудничество взрослого с ребенком, при котором оба одинаково заинтересованы в лучших результатах, а могут быть отношения подчиненного и руководителя. В первом случае происходит утверждение личности в процессе создания ценного, полезного, возникает чувство гордости, удовлетворения. Во втором – труд превращается в повинность, он не одухотворяет, не мобилизует силы ребенка. Участие педагога нужно в том случае, когда он не уверен, что дети доведут дело до конца (недостаточно устойчивое отношение к труду). В работе с такими детьми целесообразно применять оценку промежуточных результатов (какие ровные лепестки вырезал Саша, красивый получится цветок, когда ты их наклеишь). Иногда бывает нужно подключиться к работе детей даже в том случае, когда они и самостоятельны, и доброжелательны друг к другу. Участие педагога придает труду более эмоциональный характер.

Неправильно считать достаточным участие в труде вне занятий только инициативных детей, приступающих к работе без каких либо побуждений со стороны. Педагогу очень важно построить работу так, чтобы каждый ребенок мог попробовать свои силы. К активному участию каждого ребенка побуждают периодические выставки детских работ в детском саду (осенью – работ из природного материала, зимой – елочных игрушек и зимних композиций).

В отличии от занятий, где оценка определит чему научились, и чему еще следует научиться, в самостоятельной деятельности она дается с позиций удовлетворения потребностей в вещи, в поделке того, кому она предназначалась. Отсюда требования к качеству: понравится ли подарок, что возможно поправить, чтобы он понравился: почему понравится (отмечаются и технические, и изобразительные, и художественные качества). Наиболее эффективна оценка тогда, когда она идет от лица, кому она предназначалась: от малышей и их воспитателя, от сотрудников детского сада, от мамы и т. д.

Самостоятельный художественный труд по содержанию может быть связан с играми, театрализованной деятельностью, подготовкой к праздникам и т. д. Например, на этапе развития сюжетно-ролевой игры (когда детей интересует роль и ролевые действия) они стараются атрибутикой обозначить, подчеркнуть свою роль (У врача есть термометр, у капитана бинокль) недостающие атрибуты дети могут сделать сами. Это весьма полезно, так как стимулирует творчество в использовании предметов-заместителей. Поделки, изображающие птиц, животных, можно успешно использовать в настольном или пальчиковом театре. Использование поделок по назначению оказывает большое влияние на становление самостоятельной деятельности, на общее психическое и личностное развитие детей. Получение адекватного результата и использование его по назначению, оказывает большое влияние на становление самостоятельной деятельности. Общественно-направленные и игровые мотивы деятельности, возможность осмысленной самооценки в процессе применения полученных поделок, творческий поиск детей при выполнении работы, продуктивное и объективно необходимое сотрудничество между собой и с взрослыми – все это развивающие моменты самостоятельной художественной деятельности.

И так после занятия педагог создает условия для самостоятельного художественного труда, ими являются

- развивающая предметная среда;

- дифференцированный подход к выбору содержания, предусматривающего применения опыта, полученного в обучении;

- дифференцированный подход к выбору формы организации деятельности вне занятия, обеспечивающей возникновение деятельности по собственной инициативе.

- педагогическое общение, взаимодействие с детьми, активизирующее и обогащающее мотивы их деятельности, изменяющиеся по своему содержанию и направленности в зависимости от степени самостоятельности детей.

Используемая литература:

Григорьева Г. Г Изобразительная деятельность дошкольников : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – М: Издательский центр «Академия», 2007г.

Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М. ; ТЦ Сфера, 2005г.

Публикации по теме:

Поделки из природного материалла.Поделки из природного материалла. Художественно - ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребёнок создаёт полезные и эстетически значимые предметы.

Ручной труд в детском саду  Ручной труд в детском саду – это всевозможные занятия, зафиксированные в программе по обучению детей дошкольного возраста. Всевозможные занятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Руководство самостоятельной художественной деятельностью детей»
Опубликовано: 31 октября 2013 в 11:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Руководство самостоятельной художественной деятельностью детей»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Зайцева (УИ 57466) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД