Консультация для воспитателей «Русские народные потешки в жизни малышей»

Елена Ильяш
Консультация для воспитателей «Русские народные потешки в жизни малышей»

Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту.

Это забавляет, радует его, организует его поведение.

Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию – успокаивают, веселые – радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.

Мы решили как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми раннего возраста. Особую значимость он представляет в первые дни жизни малыша в детском учреждении.

Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, по маме, не способен к общению с другими детьми и поэтому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. Воспитательперебирает пальчики ребенка и приговаривает:

Этот пальчик – дедка,

Этот пальчик – бабка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька,

А вот этот – наш малыш,

Зовут его Денис!

Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым. Словарный запас детей этого возраста невелик, реальный мир ими воспринимается своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей.

Проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовились ко сну, с удовольствием, воспитатели группы раннего возраста используют потешки.Во время умывания:

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Или другую потешку:

Водичка, водичка,

Умой мое личко,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Помогает потешка и в процессе кормления. Дети плохо ели, без аппетита. Чтобы вызвать у них желание есть воспитатель произносила:

Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую

или

Дубы, дубочки, пеку блиночки,

Блиночки горячи,

Не хотят сидеть в печи

Блиночки румяные,

С маслицем, сметаною

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в детском саду. Воспитатель ласково,убаюкивающее говорила:

Баю, баю, баюшок,

В огороде петушок,

Песни громко поет,

Ване спать не дает

А ты, Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди

Тебе спать – не гулять,

Только глазки закрывать.

Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. Для того чтобы дети быстро осваивали навыки, необходимые для одевания, воспитательи няня приговаривали:

Вот они – сапожки,

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки,

Эта – с правой ножки

Эта – с правой ножки,

Вот как хорошо!.

Или

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

Каковы же результаты работы с русской потешкой? Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Наши воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. Умывание, одевание и прочие режимные процессы стали для них делом приятным.

Публикации по теме:

Использование малых форм фольклора в развитии общей и тонкой моторики рук Ученые, изучая деятельность детского мозга,отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Существует прямая зависимость.

Педагогическая технология развития у детей третьего года жизни интереса друг к другу через использование малых форм фольклора Цель: Развитие интереса детей раннего возраста друг к другу на содержании музыкального фольклора. Краткое теоретическое обоснование педагогической.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Русские народные потешки в жизни малышей»
Опубликовано: 8 апреля 2013 в 22:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Фотозарисовка «2021 год — год доброго Быка»
Уважаемые коллеги! Однажды, проходя по улицам города, мне встретился новогодний бычок. И такой бычок был чудесный, что я не смогла пройти мимо!...
Мастер-класс «Подставка и игольница «Русский валенок»
Если вы хотите освободить место на рабочем столе и всегда иметь под рукой самое необходимое для шитья, мой МК для вас. Для этого я решила соединить...
Развитие техносреды в детском саду
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения совместной деятельности детей и взрослых ( в том числе детей разного...