Елена Ильяш
Консультация для воспитателей «Русские народные потешки в жизни малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша : вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту.
Это забавляет, радует его, организует его поведение.
Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию – успокаивают, веселые – радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.
Публикация «Консультация для воспитателей „Русские народные потешки в жизни малышей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Потешки для детей
- Потешки. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Мы решили как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми раннего возраста. Особую значимость он представляет в первые дни жизни малыша в детском учреждении.
Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, по маме, не способен к общению с другими детьми и поэтому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. Воспитатель перебирает пальчики ребенка и приговаривает:
Этот пальчик – дедка,
Этот пальчик – бабка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
А вот этот – наш малыш,
Зовут его Денис!
Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым. Словарный запас детей этого возраста невелик, реальный мир ими воспринимается своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей.
Проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовились ко сну, с удовольствием, воспитатели группы раннего возраста используют потешки. Во время умывания:
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Или другую потешку :
Водичка, водичка,
Умой мое личко,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Помогает потешка и в процессе кормления. Дети плохо ели, без аппетита. Чтобы вызвать у них желание есть воспитатель произносила :
Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую
или
Дубы, дубочки, пеку блиночки,
Блиночки горячи,
Не хотят сидеть в печи
Блиночки румяные,
С маслицем, сметаною
Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в детском саду. Воспитатель ласково, убаюкивающее говорила:
Баю, баю, баюшок,
В огороде петушок,
Песни громко поет,
Ване спать не дает
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди
Тебе спать – не гулять,
Только глазки закрывать.
Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. Для того чтобы дети быстро осваивали навыки, необходимые для одевания, воспитатель и няня приговаривали:
Вот они – сапожки,
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки,
Эта – с правой ножки
Эта – с правой ножки,
Вот как хорошо!.
Или
Завяжи потуже шарф,
Буду делать снежный шар.
Я шар покачу,
Гулять хочу.
Каковы же результаты работы с русской потешкой? Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Наши воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. Умывание, одевание и прочие режимные процессы стали для них делом приятным.