МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Секреты успешной дисциплины»

Евгения Николаевна Лысенко
Консультация для воспитателей «Секреты успешной дисциплины»

Для педагога важно способствовать формированию этических и моральных норм ребенка, развитию самоконтроля, для того чтобы индивидуальное поведение соответствовало определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном сообществе. Важно научить ребенка следовать требованиям общества, обходясь без личных обид, и в то же время удовлетворять личные запросы без ущерба для общества. Это сложная задача, настолько трудная, что можно, не опасаясь возражений, утверждать: нам самим, взрослым, удается решить ее лишь отчасти, и мы практически никогда не можем добиться этого от детей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Секреты успешной дисциплины“» размещена в разделах

В каком возрасте у наших детей формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность? Примерно с трехлетнего возраста. Малыш путем простого подражания взрослым усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя.

Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте.

Начало отклоняющегося поведения обычно совпадает с началом развития правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастет в недисциплинированного человека.

Начну с одного «секрета», который некоторым педагогам может показаться неожиданным. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

На самом деле дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения» (согласитесь, само это привычное для слуха слово уже указывает на силовые методы). Поэтому давайте сформулируем вопрос иначе: как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?

Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать бесконфликтную дисциплину. Получается что-то вроде списка правил о правилах.

ФОРМУЛИРУЙТЕ ТРЕБОВАНИЯ КОНКРЕТНО: поиграл – убери на место. Правила придумываются вместе с детьми. Каждый имеет право высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть (необходимо добиться от ребенка выполнения своей конкретной просьбы – берем ребенка за руку и мягко ведем убирать игрушки)

ЛЮБОЙ ЗАПРЕТ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫРАЖЕН В ПОЗИТИВНОЙ ФОРМЕ: Не бегай – ходи медленно. Не разрушай постройки – береги постройки. Не дерись – ребята давайте жить дружно.

ПРЕДЛАГАТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ: Нельзя кричать в группе, но можно говорить спокойно, кричать на улице.

ОБСУДИТЬ С ДЕТЬМИ ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛА: Что будет если мы поссоримся? Что будет если кто-то получит травму?

СОЗДАВАЙТЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ: Хором произнести название любимого блюда. Детям недостаточно только произнесения правила, они нуждаются во внешних атрибутах, наглядных средствах.

НАПОМИНАТЬ О ПРАВИЛАХ ЗАРАНЕЕ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ПЕРЕД СИТУАЦИЕЙ, К КОТОРОЙ ОНИ БУДУТ ОТНОСИТЬСЯ: «Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спокойно». Сначала дети будут нарушать правила, но, когда они к нему привыкнут, можно напоминать о нем по-другому: «Вспомните правило!». Дети его проговаривают.

ПРОДУМАТЬ СПОСОБЫ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ДЕТЬМИ ПОВЕДЕНИЯ:

В группе есть светофор: на нем отмечаются факты нарушения правила (красный – все время нарушается, желтый – иногда, зеленый – всегда соблюдается). Правило, которое отработано на светофоре, переносится в книгу «Наши законы». Или сделать каталог «Этого нельзя». В этом каталоге могут быть перечислены ситуации, когда чего-то нельзя делать. Больше отдавать предпочтения ритуалам, традициям. Можно подводить итоги дня или половины дня.

ПРОДУМАТЬ СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ :

- чаще обсуждайте последствия действий ребенка для чувств другого человека;

- моделируйте их совместную деятельность, предлагайте игры, где играет несколько детей;

- подчеркивайте проявления положительных качеств у детей; приводите примеры из литературных произведений;

- привлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, поощряйте попытки найти альтернативный выход из ситуации и продумать его последствия;

- используйте не только словесные, но иные формы проявления внимания к ребенку: улыбку, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, выслушивание.

Наличие дисциплины в группе детского сада способствует:

• профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;

• формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;

• развитию ребенка как личности — формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.

Дисциплина в детском саду — это основа спокойствия и порядка в группе. Дисциплина нарушается тогда, когда затрагиваются свободы другого ребенка или детей. Не поделили игрушку, не хотят выполнять задание, медленно одеваются на прогулку, отвлекаются во время еды — причин может быть масса. Воспитателю необходимо держать все время ситуацию под контролем.

Существует несколько игр, которые помогут восстановить дисциплину в группе. Вот некоторые рекомендации:

1. Воспитатель должен чувствовать себя комфортно и уверенно. Говорить следует четко и серьезно. Обращаясь к группе детей, рекомендуется говорить погромче, однако не переходить на повышенные тона.

2. Для привлечения внимания можно использовать игровые моменты, которые привлекают внимание детей и настраивают их на спокойный лад. Например, если перед началом занятия дети расшумелись, скажите: «Внимание! К нам в гости на занятие сегодня заглянет зайка (или любой другой персонаж). Она будет играть вместе с нами». Затем следует от лица персонажа поздороваться с детьми.

3. Не бойтесь использовать подручные средства. Тишины в группе можно достичь, прибегнув к помощи музыкальных инструментов: колокольчика, бубна, игрушечного барабана.

4. Если дети разбаловались в середине занятия, то можно попробовать применить несложные упражнения. Например, поиграйте в игру «Руки-ноги». По одному хлопку дети должны поднять руки, на два хлопка — встать, на три хлопка — топнуть. Несмотря на кажущуюся простоту, даже взрослые часто путаются в действиях. Однако это незаменимая игра для того, чтобы привлечь внимание детей и помочь им сконцентрироваться на предмете.

Другое упражнение называется «Кто меня слышит». Воспитатель по мере проведения занятия обращается к детям с просьбами: «Кто меня слышит, хлопни один раз/посмотри на дверь/изобрази кошку». Каждый раз задания меняются. Дети, будучи заинтригованы и находясь в ожидании следующего задания, слушают воспитателя более внимательно.

Дисциплина не предполагает наказания. Цель вашего воспитания – формирование определенного поведения не на 5 минут, а на длительное время. Поэтому ваша задача – стимулировать интерес ребенка к «сотрудничеству», а не запугивать его. Ребенок должен понимать, чем может закончиться определенная ситуация, почему конкретно введен запрет, почему воспитатель просит кушать молча и т. д.

Превращайте дисциплину в игру, а не в службу. Чем больше положительных эмоций, тем сильнее эффект, тем быстрее закрепляется «материал».

В любом случае педагогические методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Детское поведение, черты характера - показатели педагогических усилий. Ребенок делает то, что с него спрашивают. И кто же, как не взрослые, обязан направлять ребенка, учить его «властвовать собой» (конечно же в меру детских возможностей).

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Готовность к школе и условия успешной учебы» Консультация для родителей "Готовность к школе и условия успешной учебы" Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный.

Консультация для воспитателей "Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству. " "Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться.

Консультация для воспитателей «Книга - воспитатель». Проблема детского чтения занимает родителей, воспитателей. К сожалению, в наши дни детская литература сталкивается.

Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей «Организация предметной пространственной развивающей среды в ДОУ» Понятие предметно- развивающая среда определяется.

Консультация для воспитателей «Квиллинг» Консультация для воспитателей «Квиллинг» Одна из важнейших задач педагогической теории и практики - формирование творческой личности. Самым.

Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования — основа успешной коррекции речи детей с диагнозом ОНР» Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать.

Консультация для воспитателей на тему «Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям ДС» Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада. Процесс адаптации важный момент в жизни каждого.

Консультация-практикум для воспитателей и воспитателей групп раннего возраста. Взаимодействие с семьёй Содержание: 1. Мини-лекция. Особенности взаимодействия с родителями с учётом личностных особенностей. 2. Разбор педагогических ситуаций.

Консультация «ТРИЗ-игры и секреты технологии» Консультация «ТРИЗ – игры и секреты технологии» Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Как научить.

Семинар-практикум для педагогов «Секреты хорошей дисциплины» Семинар Секреты хорошей дисциплины Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. И если теперь об этом.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Секреты успешной дисциплины»
Опубликовано: 16 ноября 2017 в 15:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД