Получи документы

Консультация для воспитателей «Ступеньки художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Светлана Иванова
Консультация для воспитателей «Ступеньки художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое творчество? Взгляды философов сводятся к тому, что творчество - это процесс, который направлен на создание новых ценностей. Творчество рассматривается философами как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. Изменяется и сам человек - формы способы его мышления, личностные качества, он становится творческой личностью. Предпосылками к творчеству могут быть умение человека нестандартно мыслить, находить оригинальные решения способность к воображению, умение видеть внутренние связи между различными явлениями, событиями. В области искусства творчество проявляется особенно ярко при создании художественных, литературных, театральных, музыкальных произведений. Проявление творчества у детей дошкольного возраста возникает не сразу, а постепенно, так как в процессе развития происходит переход от более элементарных и простых форм к более сложным. Каждому возрастному периоду детства свойственна своя форма творчества, поэтому необходимо своевременное и целенаправленное воздействие на ребёнка с целью закрепления и обогащения приобретенного опыта.

Публикация «Консультация для воспитателей „Ступеньки художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Любой вид художественного творчества основывается на развитии эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, что способствует обогащению изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой, конструктивной деятельностей. И наоборот, неразвитость эстетического восприятия, низкая сенсорная культура не позволяет детям творчески решать изобразительные задачи. В этом случае дети затрудняются в выборе содержания, способов изображения, когда им предлагается самим определить тему для рисования, лепки, аппликации, конструирования.

Способность понимать прекрасное не только умом, но и сердцем, наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребёнок является не пассивным объектом эстетических воздействий, а активно воссоздаёт художественные образы, участвуя доступных ему формах художественной деятельности. Детям дошкольного возраста присущ способ видения целого раньше частей. Внимание к специфическим видам детской деятельности : театрализованной, конструктивной,музыкальной, игровой может обеспечить всестороннее развитие ребёнка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить радость творчества. Процесс творчества чрезвычайно индивидуален, и его развитие требует тщательного учёта индивидуальных особенностей детей. Как отмечают Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамонова, главным источником творчества дошкольников является практическая деятельность детей, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения.

В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности - развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать у детей интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов. Эти задачи воспитатель должен осуществлять на каждом этапе:

1 этап - возникновение замысла;

2 этап - процесс создания художественных образов;

3 этап - анализ результатов творчества взрослым и детьми.

Исследования педагогов, психологов Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Е. И. Игнатовой и других дают основания сделать вывод о том, что изобразительная деятельность возникает у детей на втором году жизни, в возрасте от 1 года до 1 года 2 месяцев. Эта деятельность носит характер манипуляций. Ребёнок проявляет интерес к новым материалам. Он перекладывает карандаши, шуршит листом бумаги, двигая его по столу, стучит ладошкой по комку глины. При этом ребёнок прислушивается к возникающим звукам и стремится много раз повторить свои действия. Изображения предметов пока ещё нет, так как ребёнку незнакомо назначение карандаша, бумаги, глины. Его действия напоминают игру. И, даже если в процессе её на бумаге случайно появятся какие-нибудь штрихи и точки, а на комке глины вмятины, они не привлекут внимание ребёнка. Такая деятельность ребёнка может продолжаться довольно долго, в течение всего второго года жизни, если отсутствует руководство со стороны взрослого. На втором году жизни дети ещё не могут преднамеренно изображать какие-либо определённые предметы и явления. Однако данный период деятельности важен, так как от манипуляций с карандашом, комком глины они постепенно переходят к изображению форм предметов, явлений окружающей действительности.

Поэтому воспитателю следует :

- стимулировать интерес к рисованию, давать возможность наблюдать за процессом рисования взрослого, замечать следы карандаша или краски на бумаге, подражать взрослому ;

- поощрять желание рисовать красками, карандашами, фломастерами; предоставлять возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками; хлопать по бумаге ладошкой, на которой есть краска; стучать карандашом по листу бумаги, проводить линии, называть, что у ребёнка получилось (солнышко, заборчик, цветочки).

На втором году жизни дети ещё не могут преднамеренно изображать какие-либо определённые предметы и явления. Однако данный период деятельности важен, так как от манипуляций с карандашом, комком глины они постепенно переходят к изображению форм предметов, явлений окружающей действительности. Дети младшего дошкольного возраста отличаются стремлением к активности, самостоятельности. У детей в этот период быстро развивается речь, устанавливаются связи между окружающими явлениями, предметами и их словесным обозначением.

Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста, её особенности рассматривались многими исследователями, однако её трактовка была различной. В. Штерн рисунки детей этого возраста называет «бессмысленной пачкатнёй», Е. А. Флерина определяет первый период рисования как «процессуальный». Однако те же исследователи отмечают и другую сторону деятельности - образно-смысловую. Они указывают, что дети всё больше начинают интересоваться тем, что получилось, всё чаще словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм.

В отличие от детей раннего возраста, у младших дошкольников в рисунках, лепке мы видим объективное сходство с предметами и явлениями. Узнаваемость помогает закрепить в сознании ребёнка связи между действиями руки и получаемым образом.

Способность ребёнка передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, владеет ли он приёмами рисования, лепки, аппликации. Всё, что ребёнок воспринимает в окружающем, остаётся в его памяти, служит основой для последующей творческой деятельности.

Характерным для изодеятельности младших дошкольников является то, что благодаря развитию у них формообразующих движений в рисунке, лепке, аппликации возникают отчётливые изображения предметов. В созданном образе находит отражение наиболее существенное, характерное для данного персонажа (у мишки круглые ушки, у девочки на голове бантик и т. д.)

Рисование красками в младшем дошкольном возрасте, как и в раннем, является приоритетным, т. к. яркие цвета воздействуют на эмоциональную сферу ребёнка.

Для детей пятого года жизни характерны активность, самостоятельность, любознательность, наглядно-образное мышление, развитая речь. Их стремление к словотворчеству прекрасно показал К. И. Чуковский в книге «От 2 до пяти». Приведённые писателем примеры наглядно свидетельствуют о сензитивности детей этого возраста к творчеству.

Средний дошкольный возраст является переходным от младшего к старшему. В этот период происходит усложнение структуры изобразительной деятельности, появляются новые её подвиды: декоративное рисование на основе восприятия детьми изделий декоративно-прикладного искусства, декоративная лепка, орнаментальная аппликация. Это обусловлено тем, что развивается художественно-образная основа деятельности, совершенствуются технические навыки, умения, формируется устойчивый замысел.

Появление в каждом виде изобразительной деятельности отдельных подвидов значительно обогащает содержание рисунков, лепки, аппликации. Так, предметное рисование в средней группе способствует развитию сюжета. Украшение изображённого в рисунке персонажа вносит элементы декоративности. Процесс рисования, лепки, аппликации приобретает сюжетный характер.

В среднем дошкольном возрасте каждый вид изобразительной деятельности имеет свою специфику. На занятиях по рисованию дети изображают более разнообразные по форме предметы и явления окружающей действительности. Усложняется процесс создания графического и живописного изображения, поэтому средства выразительности в рисунке (цвет, форму, линию, композицию) дети используют в разных сочетаниях. Однако можно выделить из всех вышеперечисленных средств, линию, форму, с помощью которых дети среднего дошкольного возраста стремятся полнее изобразить окружающие их предметный мир. Если в раннем и младшем возрасте основным выразительном средством в рисовании является цвет, то интересы детей 4-5 лет направлены больше на создание графических образов с помощью линий, форм.

В рисунках появляются фигуры животных, человека, которые ребёнок ритмично располагает в ряд, внизу листа. Дети проявляют стремление к украшению изображений домов, машин, фигуры человека, его одежды и т. д. Происходит перенос элементов декоративного узора, которые дети освоили на занятиях декоративным рисованием, в сюжетный рисунок.

Хотя графические образы преобладают, однако цвет благодаря тенденции к украшению остаётся для многих детей любимым изобразительным средством. Ему отдают предпочтение в основном девочки, а мальчики предпочитают конструктивные, графические средства изображения, которые дают возможность передавать динамику, движение. Поэтому и тематика рисунков различна: у девочек - цвет, природа, животные, декоративные узоры; у мальчиков - архитектурные сооружения, все виды транспорта, военная техника.

В процессе лепки выразительность образов достигается большой динамичностью, пропорциональностью частей, изображением характерных черт персонажей. Благодаря пластичности материала (глины, пластилина) в процессе лепки ребёнок передаёт иногда варианты одного и того же образа. Например, это может быть медвежонок Винни-Пух, Мишутка из сказки «Три медведя», мишка - игрушка и т. д.

На занятиях аппликацией дети осваивают способы вырезывания из бумаги наклеивания готовых форм или силуэтов фигур, предметов, несложных узоров, способы обрывной аппликации, сминания комка бумаги. Использование разных способов придаёт детским работам особую выразительность, индивидуальность.

В процессе формирования изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста происходят качественные изменения в содержании деятельности: от изображения отдельных предметов, персонажей к созданию сюжетных композиций в рисунке, лепке, аппликации.

Изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста значительно богаче по средствам изображения и содержанию, чем в предшествующих возрастах, поскольку богаче полученные ими впечатления, знания об окружающей действительности, художественный и жизненный опыт. Любознательность, интерес ко всему, что они видят вокруг, проявляется в желании как полнее передать всё в рисунке, лепке, аппликации. В этом возрасте у детей особенно ярко проявляется тенденция к самовыражению, самоутверждению, желанию выразить своё отношение к окружающему. Изобразительное творчество дает ребенку такую возможность.

Потребность выразить свои впечатления настолько велика, что дети могут повторять любимые образы и в то же время находить новые, оригинальные.

Стремление к созданию новых композиций является основой изобразительного творчества старших дошкольников. Это требует от детей свободного владения способами изображения, умения композиционно располагать на плоскости или в объёме предметы, фигуры, объединять их единым содержанием. В этом возрасте изменилось отношение детей к результату изобразительной: рисунку, лепке, аппликации. Они стали наблюдательнее, замечают и выделяют красоту цветовой гаммы, пропорций, многообразие форм предметов, выразительность характерных черт персонажей.

Благодаря координированным, плавным движения рук, зрительному контролю значительно улучшается качественное выполнение рисунка, лепки, аппликации. Ребёнок даё т более полную мотивированную оценку результатов своей деятельности: «научился рисовать», поэтому получился «красивый рисунок», «плохо нарисовал», «вначале надо было подумать не надо было торопиться».

Весь процесс приобретает плановость, последовательность, осознанность. Такой уровень развития изобразительной деятельности возможен только на основе проведённой в предшествующих группах работы. Поэтому дети свободно передают многообразие окружающей действительности: в лепке создают пластические образы живых существ с их характерными чертами ; в аппликации изображают силуэты животных (рыб, птиц, насекомых, декоративно-орнаментальные композиции; в рисовании картины природы, сцены из жизни и сюжеты сказок, литературных произведений.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей формируются первоначальные основы способности изображать предметы с натуры. Они передают характерные признаки растения, игрушки, персонажа. В процессе изображения сравнивают свой рисунок или лепку натурой, стремятся передать сходство с ней по форме строению, цвету, пропорциям.

Художественно-творческое развитие является фундаментом эстетического развития детей.

Изобразительное творчество детей не возникает само по себе. Оно развивается под влиянием воспитания обучения, разумного руководства со стороны педагогов родителей.

Научиться рисовать, лепить, вырезать может каждый ребёнок, если взрослые уделяют внимание этим занятиям, если они терпеливо помогают детям овладеть навыками и умениями помнят о том, что изобразительное творчество требует от ребёнка большого труда, усидчивости, интереса. Очень важно, чтобы каждый ребёнок в дошкольном возрасте испытал радость творчества.

Литература: Т. Г. Казакова «Детское изобразительное творчество» Москва, 2006 год.

Публикации по теме:

Консультация «Использование технологии ТРИЗ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Мы живем в удивительный век стремительно развивающихся информационных технологий, когда обществу нужны люди интеллектуально смелые, умеющие.

Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством декоративного рисования «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через декоративное рисование»Слайд 2. Декоративное рисование.

Консультация для воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Выполнила: Воспитатель1-ой категории МБДОУ.

Консультация для педагогов по развитию художественно-творческих способностей в ИЗО у детей раннего возраста Видео Подружись с карандашом!Вы не задумывались, почему все дети рисуют? Почему они начинают делать это раньше, чем говорить? Может быть, потому,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида» Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Консультация для воспитателей Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС В соответствии с.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность» В последнее десятилетие проблема творческого, духовно – нравственного развития стоит на одном из первых мест. Это вызвано тем, что в культуре.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста» Что дает человеку творчество? Прежде.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности .

Техника кракле как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возрастаТехника кракле как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста Уважаемые педагоги представляю вашему вниманию работы из яичной скорлупы в технике кракле. Эта техника относится к декорированию предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Ступеньки художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 февраля 2018 в 11:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Ступеньки художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Иванова (УИ 1451093) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД