Ольга Шевлякова
Консультация для воспитателей «Сюжетно — ролевая игра как средство разностороннего развития личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра как средство разностороннего развития личности дошкольника
Дошкольный возраст – не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека, но и период интенсивного формирования личности. Личностные качества формируются в процессе активной деятельности ребенка. А основным активным видом деятельности ребенка на данном этапе является игра. Именно игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики, обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самодеятельность, самовыражение. В отличие от дома, детский сад создает дошкольникам все условия для коллективных игр. В настоящее время этот фактор является особенно важным в связи с сокращением живого общения и взаимодействия детей между собой. Ведь ребенок, который не умеет организовать и наладить общение со сверстниками и взрослыми, зачастую чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что ведет к формированию психологических комплексов, занижению самооценки, эмоциональному неблагополучию, проблемам с социализацией. Поэтому одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – вовлечение детей в процесс коллективных сюжетно-ролевых игр.
Публикация «Консультация для воспитателей „Сюжетно — ролевая игра как средство разностороннего развития личности“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Сюжетно-ролевые игры бывают разными по содержанию, но все они имеют одинаковые характерные особенности.
Каждая сюжетно-ролевая игра основана на соблюдении определенных правил, которые регламентируют действия участников игры. Условиями игры предлагается мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что дети берут на себя роли взрослых и играют их в созданной ими самими игровой обстановке. Часто роли бывают совсем непростыми. Например, надо что-то сделать, но делать этого совсем не хочется. Таким образом дети в ходе игр дети осваивают навыки корректного взаимодействия в коллективе, развивая свои коммуникативные способности.
В любой сюжетно-ролевой игре бывает заложен социальный мотив. В ходе игры дети, временно попадая во взрослый мир, учатся пониманию взрослых ценностей, мотивов, поступков, особенностей поведения. Дети пытаются понять и освоить взрослые взаимоотношения, что в дальнейшем способствует их успешной социализации.
Каждая сюжетно-ролевая игра обязательно подразумевает яркую эмоциональную составляющую. Хоть ребенок и отличает игру от реальности, в игре он испытывает эмоции, которые в жизни ему пока недоступны: доктор старается помочь своему больному товарищу, парикмахер – сделать красивую прическу, мама по-настоящему любит свою дочку – куклу.
В ходе любой сюжетно-ролевой игры происходит интенсивное развитие интеллекта дошкольника. Нахождение в роли определенного персонажа побуждает возникновения интереса к различным событиям, фактам из жизни, изучения взрослого быта, профессий и их особенностей.
Сюжетно-ролевая игра является платформой для развития воображения и творческих способностей детей. В ходе игры помимо плановых действий обязательно происходят импровизации, возникают новые образы и идеи, происходит переосмысление действий игровых персонажей. Со временем дети учатся не только импровизировать в рамках заданных педагогом игровых условий, но и придумывать собственные игровые ситуации, а впоследствии – и сюжеты для новых игр целиком.
Также одним из основных аспектов сюжетно-ролевой игры является словесное общение детей друг с другом. Дети учатся облекать в словесную форму передавать с помощью слов свои мысли, просьбы, переживания, замыслы. Передают сами и учатся друг у друга, таким образом развивая связную, грамотную, эмоционально насыщенную речь.
Правила, рамки, задания, образы, предлагаемые ребенку в ходе сюжетно-ролевых игр, воспитывают у детей стремление к общению, взаимодействию друг с другом и с коллективом в целом, развивают способности контроля за своим поведением: ограничение импульсивности, готовности к компромиссам, умению быть членом команды. Данные факторы закладывают фундамент характера ребенка и будут важны для него на протяжении всей последующей жизнедеятельности в обществе.
В процессе сюжетно-ролевой игры ребенок впервые учится отличать и осознавать фантазию. Приняв на себя выполнение определенной роли, он начинает ощущать себя социально-значимым лицом. Развиваются способности предвидеть, планировать и координировать как свои действия, так и действия окружающих. Сюжетно-ролевая игра открывает ребенку возможность взглянуть на мир с точки зрения своего будущего, что способствует переходу на новый уровень развития таких личностных качеств, как интеллекта, мышления, памяти, воображения, коммуникативных способностей. Сюжетно-ролевые игры создают благоприятные условия для развития осознанного поведения детей и формируют основу их самосознания. Богатый опыт сюжетно-ролевых игр является залогом успешного становления личности дошкольника.