Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры как технология коррекции отклонения в развитии дошкольников»

Светлана Макарова
Консультация для воспитателей «Театрализованные игры как технология коррекции отклонения в развитии дошкольников»

Игра является основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Для детей с особенностями развития игровая деятельность сохраняет своё значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Поэтому в системе коррекционной работы с детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. И, как показывают наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.

Публикация «Консультация для воспитателей „Театрализованные игры как технология коррекции отклонения в развитии дошкольников“» размещена в разделах

В процессе игровой и художественно – творческой деятельности у детей наблюдается лучшая усвояемость программного материала. Я долго размышляла и искала пути наиболее оптимальных форм и методов работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и развития, и хочу отметить, что наиболее успешно усваивается изучаемый материал в процессе игры и различного рода творческой деятельности. На одной из технологий работы я и хотела остановиться.

Прежде всего это организация творческого пространства. В созданном в нашей группе центре театрализованной деятельности есть всё необходимое для побуждения детей к самостоятельному художественному творчеству. Исходя из особенностей психического и речевого развития детей, все театрализованные строились на материале сказок, стихов, потешек. На первом этапе с детьми разыгрывали более простые стихи. Например: «Кисонька – Мурысонька», разыгрывание шутки «Зайчик – зайчик, где ты был», «Перчатки» С. Маршака, русской народной сказки «Лиса, заяц и петух» и другие.

Практический материал для театрализованных игр распределял так, что каждая тема пронизывала все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр, что является своеобразным прологом у будущим театрализованным играм. Например, после разучивания текста начинаю работу с детьми над движениями, учу их посредством движения передавать характер литературного героя (лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глаза всем заглядывает, вертит головой в разные стороны). Предлагаю всем детям попробовать себя в определённой роли, затем выбрать лучших исполнителей.

В театрализованных играх есть сюжетный замысел и «ролевые действия». Приобщение детей к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны воспитателя. Вначале дошкольники чаще являлись зрителями. Они не могли сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх, поэтому наша речь служила образцом для подражания. Дети наблюдали, как мы, воспитатели, имитировали ролевые движения. Например, после прочтения сказки уделяла внимание на анализ сюжета игры, разбор действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении, сравнительных характеристиках героев.

В своей работе использовала игровые упражнения по развитию мимики. Например, следующие упражнения:

«съели кислый лимон» (дети морщатся);

«рассердились на драчуна» (сдвигают брови);

«встретили знакомую девочку» улыбаются;

«удивились» (приподнять брови, широко открыв глаза, рот приоткрыть);

«обиделись» (опускают уголки губ).

Игровые упражнения по обучению жестом:

• покажи высокого мальчика, низкого;

• комарика, медведя;

• очень горячо, мне больно и т. д.

Игровые упражнения по обучению пантомимике:

«расцвели как цветы»;

• «идёт медведь по лесу;

«идут пингвины»;

«скачут лошадки».

Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют, как сказочные герои. Они пытались имитировать ролевые движения, наблюдали друг за другом.

Проводя игровые упражнения, я заметила, что мимика у детей становилась подвижней и выразительней, движения приобретали уверенность, управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека.

Работая с детьми, использовала любые моменты в жизни группы для упражнений в различении интонации слов. Детям предлагалось произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией. Например, произнесите:

«радостно- грустно: сегодня идёт дождя!»;

«тихо- громко: я сегодня иду в кино.»;

«быстро – медленно: скороговорку, стихотворение»;

«удивлё нно: вот это да».

Таким образом у детей развиваются мелодико – интонационная выразительность, плавность речи. Старалась подбирать речевой материал, насыщенный глагольной лексикой, так детям легче показать разнообразные движения персонажей. Кроме того, тексты подбирались таким образом, чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи, активизировать словарь. Например, текст для зайца из пальчикового театра :

Зайчик скачет, скок – скок -скок,

На зеленый на лужок,

Щиплет травку, кушает

Осторожно слушает,

Не идет ли волк.

После игры целесообразно задать детям вопросы:

• Как выглядит зайчик? (маленький, пушистый);

• Что он умеет делать? (прыгать, скакать, щипать травку);

• Кого он боится? (волка).

Так дети постепенно овладевали умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие. Этому способствует настольная игра «Петушок и кот».

Встретил петушок кота

И спросил его тогда

Почему ты черный кот? (лазал ночью в дымоход)

Почему сейчас ты бел? (из горшка сметану ел)

Почему ты серым стал? (меня пёс в пыли валял)

Так какого же ты цвета? (я и сам не знаю это).

Вопросы формируются таким образом, чтобы отвечая на них, дети использовали имеющиеся у них знания и представления:

• почему котёнок вылез из дымохода чёрным? (испачкался в саже, труба от дыма черная);

• почему он белым стал? (сметана белая, прилипла к шубке);

• что надо сделать, чтобы узнать настоящий цвет котёнка? (его надо помыть).

Данный текст можно связать с такой задачей, как составить ряды слов, аналогичных следующим: котёнок – кот – котище.

Результаты использования игр будут ещё выше, если на занятиях по конструированию дети самостоятельно сделают персонажей к разным сказкам. В театрализованных играх также решаются различные речевые игры. Например, для театра на фланелеграфе можно использовать следующий текст:

Ответь мне, цветок, ты кто – он или она?

А я брат – шмель, и сам не пойму.

Как это не знаешь?

Вот, например, ромашка – она.

Так это ромашка. А ты кто такой?

Я – то, да я, шмель, Иван – да -Марья.

После этого задать вопрос (кто же этот цветок – он или она). По аналогии дети определяют род имён существительных, обозначающих названия цветов: подснежник, ромашка, одуванчик, роза. На следующем этапе, когда закрепляются навыки связной речи, детям предлагались разыгрывания театрализованных игр по знакомым им произведениям.

К концу года дети с уверенностью выступают перед зрителями, т. к. они приобрели двигательный и речевой опыт. С успехом показали спектакль «Журавль и цапля». Представления проходили как в группе, так и в музыкальном зале для других дошкольников и родителей.

В подготовке к спектаклям принимали участие и родители, которые закрепляли текст в домашних условиях, оказывали помощь в изготовлении атрибутики. Музыкальный руководитель подбирала музыку, т. к. она подчеркивает характер героев, помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма, а движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, балансируют процессы возбуждения и торможения. Движения сопровождаются стихами, пением.

В заключении хочется подчеркнуть целесообразность использования технологии работы с театрализованными играми и дать рекомендации по их использованию:

театрализованная игра должна стать частью занятия или режимного момента;

• проводить такие игры необходимо систематически;

• выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей;

• в театрализованных играх следует использовать речевые ситуации, способствующих развитию речи в процессе общения.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как определить отклонения в речевом развитии ребенка?» Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик. 2-3 мес. На смену крику приходит.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Консультация для учителей-логопедов «Логоритмика как средство коррекции речи дошкольников» «Логоритмика как средство коррекции речи дошкольников» Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезни.

Консультация для воспитателей детского сада «Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников». Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения,.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры в речевом развитии» Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются: Воспитание.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений в развитии двигательной сферы» Консультация для воспитателей «Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений в развитии двигательной сферы» (основные движения).

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Консультация для воспитателей на тему «Подвижные игры для профилактики и коррекции плоскостопия у детей» Подвижные игры для профилактики и коррекции плоскостопия у детей. Игры не только развлекают ребенка, придают занятиям более живой и веселый.

Консультация для воспитателей «Значение летних спортивных игр и упражнений в развитии дошкольников» Значение летних спортивных игр и упражнений в развитии дошкольников. Во всестороннем развитии человека важное место занимает его физическое.

Квест-игра как эффективная педагогическая технология в развитии речи дошкольников Переход современной системы дошкольного образования на работу по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту обусловил появление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Театрализованные игры как технология коррекции отклонения в развитии дошкольников»
Опубликовано: 1 октября 2018 в 19:30
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД