Татьяна Попова
Формирование у детей интереса к русскому фольклору
▼ Скачать + Заказать документы
Народ существует, пока существует его язык. Значит и судьба народа – это судьба языка.
Повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота, образность.
Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства родителей. Наш педагогический коллектив поставил задачу показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках обрядах; поэтапно формировать интерес к фольклору, и как следствие, обогащать словарный запас детей.
Публикация «Формирование у детей интереса к русскому фольклору» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Тема для нашего коллектива была новой, не изученной. Прежде, чем знакомить детей с русским фольклором, самим педагогам пришлось много узнать, изучить.
Мы постарались почерпнуть знания об истоках, формах русского фольклора из специальной литературы, а также посещая Брюховецкий музей.
При знакомстве с народными традициями мы использовали разные формы и способы подачи новой информации. Это беседы, занятия, на которых особое внимание уделялось русскому прикладному искусству, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и обучение игре на детских музыкальных инструментах.
В процессе работы для нас было важно не только дать детям новые знания, но и в большей степени – организовать непосредственное участие в детских инсценировках песен, закличек, колядок.
Приобщение наших детей к народным традициям происходило в форме детских праздников, т. к. обряды отражающие быт крестьянской деревни и явления природы, связанные со сменой времен года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко представлены именно в народных праздниках.
Участие в обрядах, играх, хороводах, новая, красочная атрибутика, выступления скоморохов, сказительницы, постепенно приобщали детей к русским национальным традициям.
В играх часто пользуемся зачинами, считалками. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.
Особенно нравится нашим воспитанникам играть на русских народных инструментах, о которых я узнала из книги Ю. Васильева, А. Широкова «Рассказы о русских народных инструментах». В репертуаре нашего оркестра русские народные песни «Ах, вы сени», «Светит месяц», «Во саду, ли в огороде», «Посею лебеду», «Я на горку шла» и др.
Итогом работы с русским народным материалом явились наши праздники. Новый год – самый любимый детьми праздник. Мы обратились к народному материалу. В древней Руси празднование Нового года сопровождалось величанием, поздравлениями. Люди с шутками и прибаутки ходили от дома к дому и колядовали – пели поздравительные песенки-колядки, в которых выражали добрые пожелания хозяину дома в новом году. В ответ, колядующих полагалось угощать, одаривать подарками. Этот момент мы использовали в зимних развлечениях. Ребята ходили по группам и колядовали, а потом к ним в гости приходили Скоморохи, Баба Яга, Козел, Медведь.
8 Марта по времени совпадает с народным праздником Масленица – с блинами и обильным угощением, на наш праздник приходила Масленица «белая, румяная, коса длинная, трехаршинная, платье синее, ленты красные, лапти головастые». После праздника мы угощались блинами, сжигали куклу Маслену.
7 июля мы праздновали праздник Ивана Купалы. Праздник проходил на улице, в гости приходила волшебница Вода, Бестида, Владыка морей - Нептун. Дети играли в любимые народные игры, заводили хороводы, пели народные песни.
Таким образом, все праздники года проводили на фольклорном материале. Проделанная работа не могла не отразиться на успехах наших детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке.
Список использованной литературы.
1. Е. П. Осьмак. Новое в содержании работы с детьми дошкольного и младшего возраста. Краснодарское книжное изд-во, Краснодарского экспериментального центра развития образования, 1995.
2. В. М. Петров, Г. Н. Гришина, Л. Д. Короткова. Зимние праздники, игры и забавы.
3. Н. П. Степанов. Народные игры и традиции в России. М., 1991.