Оксана Давыдова
Консультация для воспитателей: «Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?»
▼ Скачать + Заказать документы
С раннего возраста ребенок посещает детский сад, где получает много новых впечатлений, испытывая различные чувства. Эти чувства часто противоречивы и запутаны. Многие дети могут бороться с отрицательными чувствами. Они отвлекают себя, избегают конфликты. Но в основном, малыши очень часто нуждаются в этом возрасте в помощи взрослого в виде утешения и конструктивных предложений по урегулированию конфликтов, особенно, когда они получает отрицательные эмоции.
Публикация «Консультация для воспитателей: „Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Поэтому, я, как психолог по образованию и как педагог с опытом, советую учить детей, показывать свои эмоции, и негативные в том числе, но «выплескивать» их без вреда для окружающих.
И поверьте, это возможно!
Дети дошкольного возраста учатся понимать свои чувства через мимику, жесты и выражения, поэтому я предлагаю ряд специальных методик и упражнений, для того что бы научиться справляться с негативными эмоциями :
1. Стройте вместе с малышами «рожицы», можно перед зеркалом. Чтобы ребята видели различные мимики и особое внимание обратили на мимику гневного человека.
2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь с ребенком, что как только он почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «СТОП!». Вы тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течении нескольких дней, чтобы закрепить навык.
3. Учите детей (и себя) выражать гнев в приемлемой форме- в вербальной. То есть, обязательно проговаривать все негативные ситуации с друзьями. («Мне обидно; больно; я расстроен; так друзья не поступают и т. д.») Предложите воспользоваться «чудо вещами» для выплескивания негативных эмоций :
-чашка (в нее можно кричать);
- листы бумаги (их можно рвать, мять, с силой кидать в мусорное ведро);
-карандаши (ими можно рисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
- подушка для разрядки, желательно черного цвета (ее можно кидать, бить кулаками, пинать).
Хочу заметить, что все эти вещи могут быть использованы и взрослыми!
4. Средства «быстрой разрядки».
Если вы видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко, сильно сжать кулачки, затем постепенно расслаблять, «отпуская» гнев; сделать несколько медленных вдохов и выдохов (5-10).
5. Игра «Обзывалки».
Что бы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты-одуванчик!», «А ты -дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.
Чем помогает такая игра?
Если вы разозлитесь на ребенка, захотите его «поругать», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а вы получите эмоциональную разрядку.
Когда ребенок, имея навык такой игры, назовет обидчика «огурцом», (а не, вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.
Еще попробуйте использовать в своей работе упражнения для развития умения понимать себя.
1. Скажите ребенку : «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх» Можно вести дневник настроения (это уже для детей старшего дошкольного возраста). В нем ребенок будет рисовать каждый день (а может быть и несколько раз в день)свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки. Что ему больше нравится.
2. Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он попробует ответить на вопросы:
• Что тебя может разозлить?
• Как ты себя ведешь, когда злишься?
• Что чувствуешь в состоянии гнева?
• Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.
• А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?
• Какие слова для тебя самые обидные?
Потом с ребенком обсудите ответы. Например, какие слова можно употреблять разозлившись, а какие не стоит, так как они слишком резкие, неприятные.
Итак, подведем итоги нашей с вами беседы. Для того чтобы у детей дошкольного возраста эмоциональная сфера развивалась успешно и не было проблем в общении со сверстниками, необходима поддержка взрослых. Поэтому мы с вами должны быть для детей примером, чаще разговаривать с ними о чувствах, которые они испытывают и о чувствах, которые испытываем мы! Ни в коем случае не давить на ребенка, когда он подвержен отрицательным эмоциям, а стремиться в такие моменты помочь ему отрегулировать этот процесс! В чем, надеюсь,помогут предложенные мною методики и игры.