МААМ-картинки

Консультация для воспитателей на тему «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста»

Татьяна Кощавцева
Консультация для воспитателей на тему «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

Тема: «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста»

Учитель-логопед

Кощавцева Т. Н.

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

Видеть красивого умного, здорового ребенка желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.

Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических культурных и др., которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие.

Детский возраст – это время интенсивного формирования и роста тела, развитие функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.

При использовании средств физической культуры необходимо ориентировать педагогов, воспитателей, родителей на оздоровление и обучение детей с учётом современных условий, возрастных, индивидуальных физических и психических особенностей каждого ребёнка.

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребё нка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит с ощущениями, которые получает, от своих рук…»

В своей работе я уделяю большое внимание развитию мелкой моторики пальцев рук средствами физической культуры.

На верхнюю конечность в частности кисть и пальцы, приходится огромная доля двигательной деятельности человека. Домашний быт, самообслуживание, вся наша повседневная жизнь немыслима без ее участия. Рука играет основную роль в многообразных трудовых процессах.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и составлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализуются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способность. Чтобы ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу с раннего возраста необходимо развивать его руки : пальцы и кисти.

Систематическое выполнение пальцевой гимнастики благоприятно отразится на умственных способностях, памяти, внимании. Упражнения для рук укрепят мышцы, они будут меньше уставать во время письма, повысится их координация, сила и гибкость, легче будут даваться мелкие и точные движения, руки станут не только сильные, но и красивые.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня наши специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.

Высокий уровень развития мелкой моторики рук (способности выполнять точные и высокодифференцированные движения руками) является необходимой предпосылкой для успехов в учебной бытовой и трудовой деятельности. Прежде всего, для овладения навыками письма, рисования, лепки и др.

Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Известно, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь к 10-13 годам. У детей младшего школьного возраста кисти рук ещё только формируются и чрезмерные двигательные нагрузки (непрерывное письмо) для них нежелательны. Гигиенические исследования подтвердили необходимость ограничения письменных работ в 1-ом классе 7-10 минутами (В. М. Зубкова). Установлена также оптимальная длительность непрерывного письма для детей 1-го класса от 3 до 5 минут. (Н. Н. Куинджи) в 4-ом классе непрерывное письмо может осуществляться уже в течение 17-20 минут.

Пальчиковую гимнастику можно применять на уроках русского языка и математики, рисования и труда, на спортивных занятиях и обучении игре на музыкальном инструменте.

Кроме того, не менее важны для школьников игры в парах. Их цель – повысить у детей коммуникабельность, научить общению.

Подобные упражнения развивают силу и ловкость, научившись играть в эти игры, дети с большей пользой будут проводить время.

Так как по своей сути дети любят играть со всем, что можно взять в руки, можно использовать нестандартное оборудование. Это могут быть шнурки или бантики, мелкие и крупные пуговицы, клубки, коробки от «киндер сюрпризов» и т. д. Немного фантазии педагогов или родителей и обычные предметы можно превратить в очень интересный дидактический материал.

В своей работе мы используем специально разработанные тесты, помогающие выявить уровень развития координационных способностей рук.

Оценка моторики рук детей 4-5 лет.

На столе ставится картонная коробка размером 10 на 10см, перед которой на расстоянии 5см раскладывают в беспорядке 20 монет (диаметром 2см). По сигналу ребёнок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочерёдно правой и левой рукой. Время выполнения для ведущей руки 15сек, для второй руки 20 сек.

Оценка моторики пальцев рук («Нарисуй пальчиками кружочки»).

В течение 10сек. указательными пальцами горизонтально вытянутых вперёд рук описать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для обеих рук. Задание не выполнено, если ребёнок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разной величины.

Оценка моторики рук детей 5-6 лет (смотай клубок).

Предложить ребёнку намотать нитку (2м) на катушку. Для ведущей руки норма 15сек, для второй 20сек.

Оценка моторики пальцев рук.

На столе разложены две спичечные коробки и по 10 спичек около них. По сигналу необходимо быстро уложить одновременно двумя руками спички в каждую коробку. Время выполнения задания ограничивается 20сек.

Оценка моторики рук детей 6-7лет.

Предложить ребёнку 36 карт, которые надо разложить на 4 кучки. Норма для ведущей руки 35сек, для второй 45сек.

Мною разработаны дидактические материалы, комплексы специальных упражнений для рук, пальчиковая гимнастика, пальчиковые упражнения в парах, игры для пальчиков, которые успешно используются воспитателями во время занятий общеобразовательными предметами с детьми в группах ДОУ, родителями.

Несомненно, видны и результаты моей работы: дети более уверенно стали выполнять упражнения с атрибутами, (мячи, обручи, косички и т. д., движения стали более чёткими и точными.

Во время письма дети меньше устают, повышается координация, сила и гибкость рук, легче стали даваться мелкие и точные движения.

Такие игры не только формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком, но и очень благоприятно отражаются на развитии интеллекта и творческого воображения.

В дальнейшем планирую продолжить работу по развитию мелкой моторики рук, тесно сотрудничать с воспитателями в группах, предоставлять наглядные материалы для ознакомления родителям, разнообразить уже имеющиеся игры и упражнения в зависимости от возраста и степени подготовленности детей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей и воспитателей «Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста» Работая в детском саду воспитателем, я обратила внимание на один очень важный момент: количество детей, имеющих те или иные речевые проблемы,.

Консультация для родителей «Роль подвижных игр в развитии скоростных способностей у детей дошкольного возраста» Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать.

Консультация для воспитателей на тему «Роль подвижных игр в физическом воспитании старших дошкольников» Подвижные игры - это важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей. Характерная особенность подвижных игр.

Консультация для воспитателей «Роль игры-драматизации в развитии речевой активности детей дошкольного возраста» Роль игры-драматизации в развитии речевой активности детей дошкольного возраста. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания.

Консультация для воспитателей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Общеизвестный факт, что одним из важных приобретений ребенка.

Консультация «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» Консультация «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» «Игра – это огромное светлое окно, через который в духовный мир.

Опыт работы по проблеме «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» Речь является средством общения. Без неё человек не мог получать или передавать информацию. Без письменной речи не было бы возможности узнать,.

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста. «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста». В наше время мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь.

Сообщение на тему «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста» Сообщение на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста» Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей на тему «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 21:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД