Консультация для воспитателей «Руководство строительно-конструктивными играми с применением природного материала»

Наталья Гума
Консультация для воспитателей «Руководство строительно-конструктивными играми с применением природного материала»

Консультация для воспитателей.

Тема: «Руководство строительно- конструктивными играми

с применением природного материала».

Воспитатель I категории

МАДОУ «Лесовичок»:

Гума Наталья Алексеевна.

Для строительно- конструктивных игр в дошкольных учреждениях широко используются не только строительные, но и природные материалы: снег, вода, песок, камешки, шишки, ветки и т. п.

Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит играть с водой. Однако без специально организованного обучения игры с природным материалом бывают однообразными и малосодержательными. Многие из свойств природных материалов ребенок познает чувственным путем. Способы чувственного познания, умение выделить свойства и качества предметов развиваются в процессе разнообразной деятельности, прежде всего в игре. Педагог должен последовательно обучать детей, развивая у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования, добиваясь усвоения правильных словесных обозначений признаков.

Дети всех возрастных групп очень любят игры с песком. Место на участке, где хранится песок (песочница, огораживается, чтобы он не рассыпался. Песок – недолговечный строительный материала. Дети с увлечением строят из него замки, горки, роют каналы, глубокие колодцы и т. д. Но как только песок высыхает, рассыпаются скульптуры, ограды, рвы. Поэтому песок в песочницах нужно содержать постоянно во влажном состоянии.

^ В младших группах дети с удовольствием осваивают прием формовки из песка, используя специальные формочки, совочки, маленькие ведерки, игрушки с подставкой, чтобы воткнуть в песок. Воспитатель обогащает сенсорный опыт детей, учит правильно называть признаки песка.

^ В старших группах дети учатся строить способом выкапывания (колодец, река, туннель и т. д.). Дети могут преобразовывать горку утрамбованного песка в предмет определенного назначения (дом, крепость, дворец). Часто они объединяются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы (парк, речная пристань и т. п.).

В зимний период во время прогулки дети с увлечением играют со снегом.

Младшие дети разгребают его лопатками, насыпают горки. Самый простой прием – лепка, если снег липкий. Педагог предлагает малышам вылепить маленькие комочки – снежки, морковку, чтобы накормить зайчика и т. п. В присутствии детей воспитатель может слепить снеговика. Потом вместе с детьми сделать ему глаза, рот, уши, волосы из сухих веточек, сучков. Так малыши усваивают представление о свойствах снега и способах игры с ним.

^ Дети среднего и старшего дошкольного возраста осваивают новый прием строительства из снега – лепку из накатанных комьев, делают из них фигуру человека (Дед Мороз, Снегурочка). Катая комья, они усваивают свойство влажного снега (тяжесть, а если его еще и облить водой, то это придает постройке большую прочность. Дети строят из снега также дома, крепости, лодки, мосты, пароходы, украшают участки цветными льдинками.

Воспитатель побуждает детей к проявлению инициативы, выдумки. Поощряя игры со снегом, он следит, чтобы дети достаточно двигались, не мерзли и в то же время не перегревались.

Дошкольников следует знакомить и с приемами строительства из утрамбованного снега, собранного в течение длительного времени в одном месте. Это великолепный материал для снежных кирпичей, из которых можно делать разнообразную снежную скульптуру и архитектурные постройки. В дошкольных учреждениях для развлечений детей широко распространены снежные горки, в строительстве которых они принимают активное участие.

Следует отметить, что в дошкольных учреждениях, особенно в младшем возрасте, используются игры с водой в групповой комнате и на участке, где находят свое применение тазы с водой, разные сосуды (баночки, стаканчики и т. п., воронки, плавающие и тонущие игрушки и предметы. Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, знакомятся со свойствами предметов (тонут-плавают). На участке можно организовать игры около лужи после дождя, весеннего ручейка, пуская лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева.

^ Дети постарше (4-5 лет) усваивают новые для них представления о том, что вода растекается, не имеет своей формы, что она прозрачная и т. д.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут объяснить, почему не все предметы плавают, не всякая вода прозрачная, рассказать, что вода меняет свое состояние в зависимости от температуры воздуха.

Прекрасный материал для строительно- конструктивных игр – камешки, шишки, палочки и т. д. Воспитатели учат выкладывать узоры из камешков на дорожке, площадке. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условия расположения камешков. Эти игры очень полезны для развития пространственной ориентировки. Из шишек старшие дошкольники делают различные предметы, человечков, зверюшек; сооружают постройки из веток, тростника и т. п.

Строительно- конструктивные игры из природного материала развивают у детей творчество, конструктивное мышление, художественный вкус.

В итоге следует подчеркнуть, что для развития и расширения содержания строительно- конструктивных игр детей дошкольного возраста во всех возрастных группах необходимо осуществлять обучение дошкольников конструктивным умениям на специальных занятиях по конструированию и в свободное от занятий время. В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования, которым должны овладеть дети:

конструирование по образцу (во всех возрастных группах);

конструирование по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой);

конструирование по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно);

конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку);

стройка по моделям (вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия) – ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы.

У каждого вида конструирования есть свои достоинства, поэтому их нужно в образовательной работе с детьми сочетать.

Таким образом, строительно- конструктивные игры детей дошкольного возраста способствуют развитию их сенсорного опыта, мыслительных операций, творческого воображения, обостряют наблюдательность, развивают волю.

Публикации по теме:

Презентация «Педагогическое руководство театрализованными играми с детьми дошкольного возраста» к педсовету «Театр и дети» Много полезных рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской,.

Консультация для родителей «Что можно сделать из природного материала?» УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛАГАЕТСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ «ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА?» Творчество.

Консультация для родителей «Мастерим из природного материала с малышом» Консультация для родителей"Мастерим из природного материала с малышом" Воспитатель: Суботина Татьяна Михайловна Изготовление поделок из.

Консультация для родителей «Поделки из природного материала»Консультация для родителей «Поделки из природного материала» Консультация для родителей «Поделки из природного материала» Осень – удивительная пора. Она поражает яркостью и изобилием красок. А сколько.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Руководство строительно-конструктивными играми с применением природного материала»
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 02:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пособие для дошкольников «Изучение свойств швейной текстильной фурнитуры»
Для изучения детьми свойств резинок, кружева, декоративных лент я придумала интересное пособие Дети могут сами держать в руках и изучать материалы, как...
Использование игрового материала для организации досугов, праздников и соревнований.
Использование игрового материала для организации досугов, праздников и соревнований. На протяжении дошкольного детства со старшими дошкольниками...
Мастер-класс «Как слепить снеговика из рыхлого снега»
Зима — время яркого веселья для детей, когда можно играть в снежки, кататься на санках, ходить на катки и, конечно же, лепить снеговика, если снег...
Мастер-класс «Новогодняя открытка»
Добрый вечер, уважаемые коллеги! Зима - очень красивое время года. Передать все очарование зимы можно посредством творчества. Приближается Новый год,...
Фотоотчёт по празднованию «Дня Матери» в средней группе «Ручеёк».
Мамой очень трудно быть, Всех понять и все простить, Весь дом держится на ней, Никого ведь нет главней! Пожелаем мы всем мамам Быть всегда спокойной...