Наталья Калько
Консультация для воспитателей «Теоретические основы поддержки детской инициативы»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы поддержки детской инициативы
В нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, поэтому формированию инициативности уделяется особое внимание в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования.
Что же такое детская инициатива?
Публикация «Консультация для воспитателей „Теоретические основы поддержки детской инициативы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Детская инициатива – целенаправленная деятельность, инициированная самими детьми, направленная на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а также на саморазвитие и образование.
Т. е. Детская инициатива – это основа развития познания, деятельности, коммуникативности.
Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего - в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.
Инициативный дошкольник стремится к организации игр,
продуктивных видов деятельности, содержательному общению. Он умеет выбирать деятельность, соответствующую собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело. В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свою деятельность развивается постепенно.
Остановимся подробнее на том, как рассматривается поддержка детской инициативы в Федеральном государственном образовательном стандарте.
ФГОС ДО определяет несколько принципов, на основе которых реализуется данное направление педагогического воздействия и взаимодействия,
а именно:
- создание условий для свободного выбора детьми того или иного вида деятельности:
• предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности.
• образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
• содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.
- Оказание недирективной (косвенной) помощи детям
• Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу.
• Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.
Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.
- Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
Также в ФГОС указаны основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и развивать себя как личность.
И так основные из них:
-общение;
-игра;
-познавательно-исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- продуктивная деятельность;
- коммуникативная и др.
а так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.
В условиях ДОУ распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом:
• Организованная образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.
• Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.
• Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований, а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.
Условия, способствующие развитию детской инициативы:
- Педагогическое общение, основанное на принципах взаимоуважения, понимания, терпимости и упорядочности деятельности может стать условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности.
- Следующим условием развития инициативности поведения ребенка является воспитание его в условиях развивающего общения и обучения.
- Для эффективного проявления инициативы детей необходимо полноценное развитие его с позиции позитивной социализации и самостоятельности ребенка.
Названные условия характеризуют требования к педагогу, осуществляющему педагогическую поддержку представленную:
-доброжелательным отношением взрослого к положительной инициативе;
-постоянным одобрением и развитием инициативности;
- предоставлением ребенку возможности действовать самостоятельно, по- своему;
- условиями для самоутверждения ребенка.
Психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя. Так:
В 2-3 года
приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
• формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией прогулочных участков с целью повышения самостоятельности;
• устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, чётко исполнять их и следить за их выполнением всеми детьми;
В 3-4 года
приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
• создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;
• в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе;
В 4-5 лет
приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
• способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;
• обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку;
В 5-6 лет
приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
• поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу;
В 6-7 лет
приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
• вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
• спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности.
Какие же формы работы с детьми используются на практике по поддержки детской инициативы?
1)Дидактическая игра.
В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
На сегодняшний день педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.
2)Продуктивные виды деятельности.
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
3) Самоорганизованная деятельность.
Самоорганизация — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
4)Трудовая деятельность.
Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы
Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.
5)Метод «проектов».
Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения, т. е. должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Иначе ребенок окажется в объектной позиции.
В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, но субъектность ребенка может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может предложить оригинальную идею (то есть ранее не высказанную в группе, либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае задача воспитателя заключается в акцентировании своеобразия его идеи.
Группа представляет собой лабораторию, в которой дети проводят эксперименты в качестве исследователей, художников, ученых, практикуются в дружеских взаимоотношениях.
Ответственность за превращение группы в подобную лабораторию лежит на воспитателях. Они отвечают за такую организацию учебных материалов, которая подталкивала бы детей к непрерывным творческим экспериментам открытиям, решению проблем.
В начале, педагог увлекает воспитанников, мотивирует детей на практическую деятельность. Так на может возникнуть какая - то проблема, с которой к детям обращается сказочный персонаж, воспитатель другой группы, либо это проблема, которая возникла у самих детей.
С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог продумывает, какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах, какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения, какие индивидуальные задания можно подобрать.
6) Развитие коммуникативных качеств.
В процессе развития коммуникативных качеств, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции, что способствует развитию умений разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, умению детей работать в группе сверстников.
Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:
1. развивать умение сотрудничать;
2. развивать умение активно слушать;
3. развивать умение самостоятельно высказываться;
4. развивать умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.
7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.
Воспитатель в организованной образовательной деятельности способствует формированию самосознания ребёнка, уверенности в собственных силах, умению смело высказывать свои суждения. На занятиях рисования, лепки, аппликации детям предоставляется возможность самостоятельного выбора сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. При этом необходимо учитывать темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности и инициативности.
Одной из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор.
Групповой сбор — это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.
Групповой сбор проводиться в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.
В течение дня групповых сборов может быть несколько
Целесообразно проводить:
-1-ый утренний сбор — после завтрака, перед занятиями в центрах активности;
-2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов;
-3-ий — после дневного сна.
В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня — все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.
Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми — карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.
Организуемая с семьей работа: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью. Так примером поддержки и развития детской инициативы может быть совместное с семьей создание и реализация образовательных проектов.
В заключении хотелось бы отметить, что разные способы поддержки детской инициативы эффективно работают только при определенных обстоятельствах: будучи включенными в наполненную совместную жизнь детей и взрослых; при условии возникновения традиций на основе образовательных ситуаций в жизни группы; увлеченности педагогов; интереса родителей к детским инициативам; открытости образовательного процесса к происходящему за стенами образовательной организации.