МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Творческие игры»

Алсу Соболева
Консультация для воспитателей «Творческие игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Творческие игры составляют самую богатую и самую типичную группу игр для дошкольного периода. Творческими играми их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры. Характерным для этих игр является: отражение окружающей жизни, деятельности человека и отношений между людьми. Каждая творческая игра- это как бы отображение мира в уменьшительном масштабе. Известный советский писатель и мыслитель М. Горький, сказал что игра для детей - это «путь к познанию мира».

Публикация «Консультация для воспитателей „Творческие игры“» размещена в разделах

Благодаря игре у детей расширяется познание действительности, их душевный мир. Значение творческих игр нужно видеть в их глубоком воспитательном воздействии. Характер ребёнка в значительной мере формируется в игре и при помощи игр. Поэтому очень важно уделять внимание детской игре, уметь понимать её смысл, характер и особенности, так как это имеет большое значение для использования её в воспитании. Значительную часть творческих игр составляют ролевые, или сюжетные игры. Это игры в кого-либо или во что-либо. В ролевой игре дети изображают людей, животных, работу транспорта и т. д. Одной из разновидностей творческих игр являются игры-драматизации. Здесь дети изображают события на тему рассказа, сказки и т. д. В них дети осваивают идею произведения, развитие действия, ход событий и их обусловленность. Творчество детей проявляется в том, что они правдиво изображают какой-либо персонаж художественного произведения. Следующим видом творческих игр являются конструктивные виды. Эти игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, воспитывают конструктивные навыки, организуют и сближают детей, приобщают их к трудовой деятельности взрослых. В конструктивных играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета и стремление научиться с ним обращаться. Конструктивные игры имеют преимущественно творческий характер, однако важно, чтобы воспитатель облегчила детям переход от бесцельного нагромождения материала к продуманной постройке.

Игра самое естественное проявление детской активности. В игре ребёнок одновременно упражняет и в максимальной мере применяет все врожденные и развивающиеся функции.

Содержание творческих игр развивается благодаря обогащению игровой деятельности новыми элементами, более полному отображению действительности и лучшему применению творческой инициативы детей. Чем старше ребенок, тем шире круг его знаний, тем больше дифференцируется и углубляются его связи с окружающей средой. Более совершенной становится и его нервная система. Ребенок может воспринять и воспроизвести увиденное им в повседневной жизни. Поэтому игры старших детей бывают более сложными, более богатыми по содержанию и тематике. Однако возраст ребенка не единственный фактор, влияющий на игру. Уровень детских творческих игр зависит и от воспитания, от окружающей среды и от того, направляет ли воспитатель систематически и планомерно детские игры, или позволяет им развиваться стихийно. Воспитатель может влиять на содержание игры, т. е. целеустремленно направлять её. Необходимо, однако, подчеркнуть, что вмешательство воспитателя в игру должно быть хорошо продумано, тактично, чтобы дети не воспринимали его как что-то искусственное и неприятное, что их ограничивает и мешает им.

Характерные свойства творческих игр детей дошкольного возраста не являются чем-то постоянным и неизменным, наоборот, при определенных условиях, когда опытный воспитатель систематически руководит детьми в игре, игры могут изменяться, подниматься на более высокий уровень. Воспитатель может позаботиться о том, чтобы в играх в достаточной мере использовались и развивались способности детей, чтобы расширялся круг их знаний и чтобы тем самым содержание игр становилось более полным, богатым и интересным.

У старших детей происходят определенные изменения и в тематике игр: они изображают в своих играх уже не только то, что непосредственно пережили, имели возможность наблюдать собственными глазами, но и такие явления, о которых узнали из разговора взрослых. Воспитатель прежде всего должен заботиться о том, чтобы ребенок получал достаточно доступных ему знаний и впечатлений, чтобы игра стала надёжным средством умственного развития ребенка, чтобы в ходе игры оживали и находили применение ассоциации обеих сигнальных систем. Дети в игре выражают свои представления о вещах и явлениях реальной жизни. При правильном руководстве воспитателя эти представления должны уточняться, становиться более ясными. Чем старше дети, тем чаще они объединяются в коллективные игры. Это происходит одновременно с развитием высших психических функций: мышления, памяти, способностей к наблюдению и анализу.

В результате правильного, последовательного воспитания здоровый ребенок не только успешно развивается в умственном отношении, приобретает большой опыт и знания, но и перестает быть индивидуалистом. Из сравнительно замкнутого ребенка в течении двух-трех лет он, как правило, становится веселым членом коллектива, незаменимым партнером в осуществлении оригинальных идей в творческих играх. Чем старше ребенок и более развит в умственном отношении, тем богаче и обширнее содержание его игры. Игрушка и при этих обстоятельствах остается центром деятельности, но содержание игры уже не исчерпывается только различными манипуляциями с игрушкой, а воплощает представления и идеи, рождаемые в детских умах в связи с новой игрушкой. Речь уже идёт о том, чтобы не просто играть с игрушкой, а чтобы эта игра имела определенный смысл, чтобы происходило какое-то определенное действие в определенной логической связи. Таким образом, игрушка в руках ребенка приобретает более определенную функцию, её можно использовать целесообразно.

От уровня психического развития ребенка зависит и его отношение к правилам игры. В творческих играх, как известно, дети сами устанавливают правила, вытекающие из роли, которую дети выполняют в игре. Чем старше дети, тем игры приобретают более организованный характер. Роли становятся более определенными. Дети устанавливают объём и содержание деятельности, которая вытекает из характера отдельных ролей. Игра имеет определенные правила, которыми участники игры должны руководствоваться. Благодаря выполнению правил игры укрепляются связи между детьми, а игра в сравнении с предшествующим периодом становиться более дружной, более коллективной и более положительной. Уже в 4-5 летнем возрасте дети старательно придерживаются правил игры. Правила поведения во время игры дети переносят из общественной среды, в которой они живут. Поэтому естественно, что чем ребенок старше и умственно более зрелый, тем подробнее и точнее он отражает в своих играх нормы и отношения людей в жизни. Для старших детей правила игры обязательны. Они выполняют их естественно, и каждый заботится о том, чтобы действовать на основании общепринятых норм. В результате на этой стадии взаимоотношения детей углубляются и укрепляются; дети, играющие вместе, создают дружный коллектив, объединенный общей целью: наиболее правдиво отобразить действительность.

Творческие игры очень эффективно помогают создавать общественные отношения у детей, проявляющиеся во взаимоотношениях с товарищами по игре и в выполнении роли. Воспитатель помогает развивать творческую игру таким образом, чтобы она способствовала не только укреплению здоровья ребенка, но и обеспечивала условия для правильного развития его умственных способностей.

Игра подготавливает ребенка к учебе в школе и к будущему общественно полезному труду. Игра приносит творческую радость, радость победы и эстетическую радость. Игра имеет специфические черты сознательной человеческой деятельности, в которой мы видим стремление к определенной цели, преодолению препятствий, ответственность, т. е. черты, характерные для трудовой деятельности.

В играх у детей формируется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям, проявлять выдержку и настойчивость. Можно сказать, что игры являются первой школой воли ребенка. Ребенок может направлять свое поведение только в том случае, когда поставленная перед ним цель ему вполне ясна и он не может её достигнуть обычным путём, без волевого усилия. Ребенок понимает необходимость уступать, преодолевать препятствия в интересах достижения целей игры. Во время игры ребенок может очутиться в таком положении, когда у него будет сразу много желаний и много возможностей действовать. Ребенок должен выбрать какой-нибудь один способ действия. Для этого ему нужно взвесить все доводы. Подавление нежелательных проявлений в игре и продолжение игры - результат борьбы мотивов, где отступают непосредственные мотивы и побеждают более высокие. Особое внимание заслуживают детские споры в игре, так как они показывают, в какой степени ребенок подчинять свое поведение правилам игры. Очень важно дать детям необходимое количество игрушек и материала для игры, приучать их к тому, чтобы они сообща пользовались игрушками, и таким образом не допускать споров между ними.

В игре ребенок уясняет необходимость выполнять свои обязанности в соответствии с той ролью, которую он взял на себя, определенными действиями реагировать на действия другого, но при этом он не должен чувствовать ограничения собственной свободы и самостоятельности. Ответственное отношение ребенка к своей роли, которое формируется в игре, не исчезает без следа – оно проявляется во всем поведении ребенка, в сознательном выполнении различных обязанностей в детском саду, в школе, в семье. В коллективных творческих играх ребенок выполняет различные задания и таким образом постепенно учится управлять своими поступками сознательно, согласно поставленной цели. Воспитание воли в игре имеет большое значение для всей воспитательной работы, для формирования личности ребенка, так как воля стоит на первом месте при формировании характера.

С помощью творческой игры педагоги воспитывают дружный детский коллектив и навыки поведения в коллективе. Часто дети в игре сравнительно легко координируют свои поступки с поступками других, уступают друг другу так, как этого требует содержание игры. Это взаимное подчинение и согласованность действий детей в игре определяется не только ролью, но и отношениями, которые создаются между детьми в игре. Именно эти отношения дают им право быть более требовательными к товарищам и к себе, чтобы выполнять свою роль как можно лучше. Ребенку очень важно уметь вести себя в коллективе. Воспитывая у детей умение вести себя в коллективе, взрослые одновременно должны заботиться о том, чтобы дети получали внутреннее удовлетворение.

Публикации по теме:

Игра как средство развития ребенка дошкольника Игра как средство развития ребенка дошкольника Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Духовная жизнь ребенка полноценное.

Творческие игры и их роль в воспитании детей Детство! Какая это замечательная пора в жизни ребёнка! Каждый день он открывает для себя что – то новое, чему – то удивляется над чем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Творческие игры»
Опубликовано: 10 ноября 2014 в 11:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Творческие игры»» (включая файлы) размещена пользователем Алсу Соболева (УИ 267215) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД