Консультация для воспитателей «Условия успешного речевого развития в ДОУ в условиях ФГОС»

Венедиктова Юлия Рафаилевна
Консультация для воспитателей «Условия успешного речевого развития в ДОУ в условиях ФГОС»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Речь – это средство передачи наших мыслей, потребностей человека.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Поэтому условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Проблема развития речи является одной из актуальных.

Условия успешного речевого развития.

Подробнее об этих условиях я вам расскажу

• педагоги могут побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; а также, побуждать детей к речевому общению между собой.

• Педагог должен задавать детям больше открытых вопросов. Какие это вопросы? Которые подразумевают мыслительную деятельность ребенка. (На которые ребенок не сможет ответить да или нет)

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.

Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога — четкая, ясная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

• Педагоги должны контролировать правильное произношение, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

• наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

• Педагоги помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

• знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

Педагоги создают условиядля овладения детьми грамматическим строем речи:

• формируют умение правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

• помогают и контролируют умение формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

• поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

• организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

• Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

В работе над развитиемречи ребенка отлично помогают современные образовательные технологии такие как:

Здоровье сберегающие технологии: такие как физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа отлично помогают для развития и совершенствования мелкой моторики рук. А, как известно, речь на кончиках пальцев.

Игровые технологии такие как: дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр развивают и совершенствуют связную, монологическую и диалогическую речь ребенка.

• Метод наглядного моделирования

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника. Разные педагоги по—разному называют эту методику: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа. Суть данной методики от этого не меняется.

Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Мнемотехника незаменима в речевом развитии детей.

Ещё, К. Д. Ушинский – известный русский педагог,в свое время сказал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.

Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение.

Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.

Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.

Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.

Пример стихотворения с использованием мнемотаблицы.

Если правильно организовать предметно-развивающую среду, создать необходимые условия, то работа по развитию речи дошкольника обязательно будет эффективной, интересной и творческой не только детям, но и Вам, коллеги.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

venediktova_do2sh.pptx | 703,21 Кб
 
Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

«Условия успешного развития игры в детском саду». Круглый стол для воспитателей«Условия успешного развития игры в детском саду». Круглый стол для воспитателей «Условия успешного развития игры в детском саду» — круглый стол для воспитателейДетство - это не только беззаботная пора в жизни человека,.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Условия успешного речевого развития в ДОУ в условиях ФГОС»
Опубликовано: 3 сентября 2020 в 10:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 марта. Всемирный день комплимента

«Давайте говорить друг другу комплименты» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы научить детей делать комплименты и увлечь их...

1 марта. День кошек в России

В первый день марта в 2004 году решено было отмечать День всех котов и кошек. Эти смышлёные, чистоплотные и красивые животные всегда были и будут любимцами большинства людей. Им мы и посвятим наш...

Конспект занятия «В гости к Маше»
Конспект занятия «В гости к Маше» Цель: Создать условия для использования имён признаков и их значений в образовательной деятельности. Задачи: • Учить детей...
Социально-исследовательский проект «Золотой колосок»
Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас познакомиться с итогами нашего краткосрочного проекта "Золотой колосок", представленными в...
Фотоотчет «Эколята-дошколята и пернатые друзья!»
Зима - трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Особенно в холодное...