Светлана Сорокина
Консультация для воспитателей «Виды и формы деятельности детей на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Чухломский детский сад «Родничок»
Чухломского муниципального района Костромской области.
Консультация
для воспитателей
«Виды и формы деятельности детей на прогулке».
Старший воспитатель : Сорокина С. Б.
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. В силу возрастных особенностей дети не могут сами использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
Публикация «Консультация для воспитателей „Виды и формы деятельности детей на прогулке“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
В течение года прогулки должны проводиться ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, в помещение заходят лишь для приема пищи и сна. Конечно же, речь не идет о плохих погодных условиях: дожде, сильном ветре, холодной погоде.
Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи.
1. Оздоровление детей.
2. Физическое воспитание.
3. Развитие самостоятельности.
4. Расширение кругозора. Ознакомление с окружающим миром.
5. Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.
Педагог способствует развитию у детей элементарных естественно-научных представлений о физических свойствах окружающего мира, формированию графических представлений (в соответствии с возрастными возможностями) и экологической культуры, эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.
В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного момента.
При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов: погодные условия, возраст и контингент детей, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе и многое другое.
Структура прогулки условно можно представить следующим образом:
* наблюдение, рассматривание.
* трудовая деятельность детей.
* подвижные игры.
* индивидуальная работа с детьми.
* самостоятельная деятельность детей.
Наблюдения – это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закрепить представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязи различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.
Трудовая деятельность.
Детей ст. гр. можно привлекать к сбору семян цветов с клумбы.
Для успешного решения задач по развитию самостоятельности, аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь – грабли, лопатки, совки, ведерки и др.
Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа (например, уборка опавших листьев на прогулочном участке) будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательность момента.
Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую.
Чтобы разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям художественное слово: стихи, поговорки, загадки ит. д.
Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей.
Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя.
Понедельник.
Игры, направленные на развитие физических качеств ребенка – ловкости, быстроты, выносливости (различные беговые, прыжковые эстафеты, командные игры).
Вторник.
Игры с использованием физкультурного инвентаря и оборудования (мячи, скакалки, обручи, гимнастические бумы, баскетбольные щиты, шведские лестницы и др.).
Среда.
Народные подвижные игры. Учитывая, что детские сады сейчас многонациональны, могут использоваться игры разных народностей.
Четверг.
Тематические игры: «Наша Армия», «В осеннем лесу», «Сбор урожая».
Пятница.
Любимые игры детей, игры по их выбору. Этот прием позволяет детям попробовать себя в роли ведущего, лидера.
Погодные условия не всегда позволяют проводить игры с детьми непосредственно на участке. В случае ненастной погоды можно организовать их на веранде или под навесом. Поскольку обычно площадь укрытия от дождя невелика, целесообразно проводить игры поочередно или по командам. Очень популярны у детей игры-аттракционы, когда одновременно соревнуется 2-4 ребенка, остальные с интересом наблюдают, болеют за своих товарищей, а потом зрители и участники меняются местами.
Игры малой подвижности на прогулке можно проводить в заключительной части. В этом случае они помогут организовать детей, успокоить их перед уходом в группу.
Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление каких-либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога-психолога и др. важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно-ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т. д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.
Как театр начинается с вешалки, так и прогулка начинается с раздевалки. Немаловажным фактором, влияющим на здоровье ребенка, является его одежда. Обязательно по этому вопросу нужно беседовать с родителями. Одежда и обувь ребенка должны быть легкими, подходить по размерам, не стеснять движений, быть из натуральных материалов и соответствовать температурному режиму и погоде. В противном случае возможны перегрев или переохлаждение детского организма, различные потертости кожи, травмы.
Важным моментом в одевании на прогулку является одновременность и последовательность, т. е., дети должны одеваться по возможности одновременно, чтобы в ожидании медлительного ребенка более ловкий не успел вспотеть. Педагоги широко используют соревновательный метод, поощрения, а также раздельное одевание с использованием загадок и поговорок. Например, загадывается загадка про какой-либо элемент одежды, и те дети, кто отгадал, должны быстро и молча его надеть. Даже те дети, которые не отгадали загадку, глядя на своих друзей, быстро надевают одежду, чтобы не оказаться последними. Таким образом, ребенок не только готовится к выходу на прогулку, но и развивает фантазию.
Детей старшего дошкольного возраста можно приучать помогать своим товарищам, тем, кто не справляется (застегнуть пуговицу, завязать шнурки и шарф). Такими нехитрыми приемами воспитывается у детей доброжелательность, чуткое отношение к окружающим, взаимопомощь.
В зимнее время только холодная температура воздуха ниже 15 градусов или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или отмены ее.
Воспитатель осуществляет основную работу с детьми, младший воспитатель помогает ему во всем.
В целях охраны жизни и здоровья детей, оба взрослых, начиная рабочий день (до приема детей, внимательно осматривают весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов и т. д. В летнее время могут быть грибы, незнакомые ягоды в укромных уголках площадки, палки с шипами и заостренными концами.
Планируя целевую прогулку за пределы дошкольного учреждения, оба взрослых должны хорошо знать место, где будут останавливаться дети, предусмотреть все необходимое в пути, чтобы ничто не угрожало жизни детей. Младший воспитатель сопровождает детей в целевых прогулках.
При организации прогулки на участке дошкольного учреждения младший воспитатель помогает подготавливать необходимый материал, создавая на участке игровую среду.
Во время проведения воспитателем наблюдения с одной подгруппой детей младший воспитатель следит за остальными играющими. В холодный период года помогает воспитателю заменить у детей промокшие варежки, пораньше заводит в помещение младших и тех, кто устал, замерз и т. д. В теплое время года он следит, чтобы у детей постоянно было питье, вода. К концу прогулки, если позволяет температура воздуха, помогает воспитателю раздеть детей, оставив их в трусиках и панамах, чтобы они побегали босиком по траве и песку, а затем вымыть их ноги. Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности.
Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.
В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшие расстояния, по улице, где находится детский сад.
Со старшими детьми допускается проводить такие прогулки до 2-х раз в неделю и на более далекие расстояния.
Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней - здания общественного назначения (школа, дом культуры, кинотеатр и т. д.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.
На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.
Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
Прогулки могут быть радостными, интересными, познавательными, и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.