Виктория Шароглазова
Консультация для воспитателей. Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном,ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,– услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи летчудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация для воспитателей, Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». Таким образом, экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Современная трактовка понятия «экология» намного шире. В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Во многом это связано с теми последствиями, которые возникают из-за пагубного влияния деятельности человека на окружающую среду. Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты. Столь раннее формирование экологической направленности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко, потому что это интересно. Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней. Поэтому работа с детьми дошкольного возраста так важна для формирования экологической культуры личности. Нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения:
- Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989.
- Конституция Российской Федерации от 12.121.1993.
- Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
Согласно Стратегии развития воспитания в РФ, экологическое воспитание предполагает :
- развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;
- становление и развитие у ребёнка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними;
- осознание своего собственного «Я» как части природы.
При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы, как:
экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;
экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;
экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;
экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений; экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданноеповедение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали. Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. 1) Сюжетно - ролевые и дидактические игры 2) Игры с природным материалом 3)Создание книг – самоделок 4)Беседы с детьми на экологические темы 5) Рассматривание дидактических картинок,иллюстраций о природе 6)Целевые прогулки и наблюдение в природе 7)Чтение детской художественной литературы 8)Работа с календарями природы, дневниками наблюдений 9)Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария 10)Экологические досуги, проекты 11)Труд в мини – центре природы 12)Просмотр фильмов о природе 13)Изобразительная деятельность по экологической тематике 14)Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность. Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у детей, формированию ценности к окружающей их действительности, воспитывают бережное отношение к природе, ко всему, что их окружает. Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.
К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей : «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». В. А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей : «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину” так говорил великий писатель Михаил Пришвин. Поэтому самое главное в процессе экологического воспитания привить ребенку главные принципы его жизни в гармонии с природой:
1. «Не навреди»!
2. «Познавая, не разрушай»!
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо»! 4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса: - Что я хочу сделать?
- Зачем мне это нужно?
- Кто и что при этом приобретает, а кто и что теряет?
5. «Подумай о последствиях!»
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!
«Планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в ДОУ».
Планирование – центральное звено любой деятельности, которое включает постановку целей, разработку правил и последовательность действий, предвидение и прогнозирование результатов. Цель планирования учебно-воспитательной работы по разделу «Экологическое воспитание детей» — разработка модели педагогического процесса, направленного на воспитание у детей основ экологической культуры. Планирование работы по экологическому воспитанию.
1. Годовой план дошкольного учреждения - Планирование работы по экологическому воспитанию на год осуществляется заведующим дошкольным учреждением и зам. заведующего по воспитательной работе.
2. Перспективный план- Перспективное планирование педагогического процесса экологического воспитания детей на сезон.
- Перспективное планирование работы предполагает последовательное поэтапное продумывание важнейших элементов плана:
- Отбор из программы экологического воспитания задач работы с детьми на конкретный сезон
- Отбор и определение последовательности освоения содержания знаний, умений и навыков (в соответствии с программой).
- Выделение разделов плана в соответствии с избранной технологией педпроцесса.
3. Календарный план работы воспитателя.
Работа по экологическому воспитанию в календарном плане воспитателя.
• Календарный план работы воспитатель составляет на один день или на неделю. Составление плана на короткий срок облегчает работу воспитателя.
• В течение дня работа по экологическому воспитанию планируется : утром (до завтрака, на занятии, на прогулке и во вторую половину дня.
Первая половина дня.
Утро - удобное время для проведения наблюдений в уголке природы, организации трудовой деятельности (поручений и дежурств, а также дидактических игр природоведческого содержания, индивидуально и с небольшими подгруппами. В плане записываются содержание деятельности, ее цель. Продумываются материал, формы и способы организации детей, основные приемы руководства их деятельностью.
Организованная образовательная деятельность воспитателя с детьми (занятие).
При планировании занятия продумывается основной метод его проведения конкретизируется структура: (составные части) занятия, программное содержание. Намечается наглядный материал, учитывается необходимость индивидуальной работы с детьми.
Познавательное развитие - планирование прогулки.
- Воспитатель планирует наблюдения за погодой, за растениями и животными, за трудом людей в природе. Наблюдения проводятся на дневной и вечерней прогулках. Они могут быть коллективными и индивидуальными.
В плане следует указать объект наблюдения, его цель, основные приемы, способы фиксации увиденного.
- Каждое наблюдение проводится с использованием художественного слова.
- А также планируется опытно - экспериментальная работа.
- Итоги наблюдений за погодой фиксируются ежедневно в календаре погоды.
- Обязательно проводится дидактическая речевая игра.
- На прогулке предусматриваются организация разнообразных игр природоведческого содержания и руководство ими. Следует планировать название игры, цель ее проведения, приемы руководства игрой, их усложнение при повторном проведении. Предусматривается включение задач и способов воспитания гуманного отношения к объектам, введение соответствующих правил поведения, обеспечение накопления эмоционально-чувственного опыта положительного общения с природой.
Трудовая деятельность воспитателя с детьми.
Труд планируется на дневной и вечерней прогулках. Указываются его содержание, задачи воспитания детей, которые решаются, перечень трудовых умений и навыков, которые закрепляются, формы организации детей, оборудование для трудовой деятельности и т. д.
Определяются способы (приемы) руководства деятельностью детей, их усложнение. На прогулке организуется труд со всеми детьми, с подгруппами и индивидуальный.
Игровая деятельность – воспитатель ежедневно планирует проведение с детьми подвижных игр - обязательно высокой и малой подвижности; в тёплое время года рекомендуется проводить и хороводные игры на прогулке.
Кроме этого воспитатель ежедневно планирует и организовывает проведение индивидуальной работы по отработке и совершенствованию основных видов движения дошкольников в соответствии с возрастом.
Ежедневно на прогулке отводится время для свободной самостоятельной деятельности детей.
Необходимым ежедневным обязательным материалом для организации прогулки служит выносной материал (лопатки, совочки, вёдра, грабли, формочки для песка, каталки, султанчики и многое другое – в зависимости от времени года).
Вторая половина дня.
После дневного сна до вечерней прогулки и после нее планируются:
- фронтальный труд детей в уголке природы или труд с подгруппами детей;
- наблюдение в уголке природы и из окна;
- дидактические игры;
- чтение детской природоведческой книги;
- просмотр фильмов о природе;
- организация праздников-развлечений.
Планируются консультации с родителями по вопросам воспитания детей средствами природы.
Успешного планирования! Творческих успехов!