Папки-передвижки

Консультация для воспитателей. Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ

Виктория Шароглазова
Консультация для воспитателей. Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей.

Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном,ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,– услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи летчудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский

Публикация «Консультация для воспитателей, Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ» размещена в разделах

Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». Таким образом, экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Современная трактовка понятия «экология» намного шире. В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Во многом это связано с теми последствиями, которые возникают из-за пагубного влияния деятельности человека на окружающую среду. Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты. Столь раннее формирование экологической направленности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко, потому что это интересно. Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней. Поэтому работа с детьми дошкольного возраста так важна для формирования экологической культуры личности. Нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения:

- Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989.

- Конституция Российской Федерации от 12.121.1993.

- Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

Согласно Стратегии развития воспитания в РФ, экологическое воспитание предполагает :

- развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;

- становление и развитие у ребёнка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;

- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними;

- осознание своего собственного «Я» как части природы.

При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы, как:

экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;

экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;

экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;

экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений; экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданноеповедение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали. Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. 1) Сюжетно - ролевые и дидактические игры 2) Игры с природным материалом 3)Создание книг – самоделок 4)Беседы с детьми на экологические темы 5) Рассматривание дидактических картинок,иллюстраций о природе 6)Целевые прогулки и наблюдение в природе 7)Чтение детской художественной литературы 8)Работа с календарями природы, дневниками наблюдений 9)Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария 10)Экологические досуги, проекты 11)Труд в мини – центре природы 12)Просмотр фильмов о природе 13)Изобразительная деятельность по экологической тематике 14)Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность. Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у детей, формированию ценности к окружающей их действительности, воспитывают бережное отношение к природе, ко всему, что их окружает. Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.

К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей : «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». В. А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей : «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину” так говорил великий писатель Михаил Пришвин. Поэтому самое главное в процессе экологического воспитания привить ребенку главные принципы его жизни в гармонии с природой:

1. «Не навреди»!

2. «Познавая, не разрушай»!

3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо»! 4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса: - Что я хочу сделать?

- Зачем мне это нужно?

- Кто и что при этом приобретает, а кто и что теряет?

5. «Подумай о последствиях!»

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

«Планирование образовательной деятельности по экологическому воспитанию в ДОУ».

Планирование – центральное звено любой деятельности, которое включает постановку целей, разработку правил и последовательность действий, предвидение и прогнозирование результатов. Цель планирования учебно-воспитательной работы по разделу «Экологическое воспитание детей» — разработка модели педагогического процесса, направленного на воспитание у детей основ экологической культуры. Планирование работы по экологическому воспитанию.

1. Годовой план дошкольного учреждения - Планирование работы по экологическому воспитанию на год осуществляется заведующим дошкольным учреждением и зам. заведующего по воспитательной работе.

2. Перспективный план- Перспективное планирование педагогического процесса экологического воспитания детей на сезон.

- Перспективное планирование работы предполагает последовательное поэтапное продумывание важнейших элементов плана:

- Отбор из программы экологического воспитания задач работы с детьми на конкретный сезон

- Отбор и определение последовательности освоения содержания знаний, умений и навыков (в соответствии с программой).

- Выделение разделов плана в соответствии с избранной технологией педпроцесса.

3. Календарный план работы воспитателя.

Работа по экологическому воспитанию в календарном плане воспитателя.

• Календарный план работы воспитатель составляет на один день или на неделю. Составление плана на короткий срок облегчает работу воспитателя.

• В течение дня работа по экологическому воспитанию планируется : утром (до завтрака, на занятии, на прогулке и во вторую половину дня.

Первая половина дня.

Утро - удобное время для проведения наблюдений в уголке природы, организации трудовой деятельности (поручений и дежурств, а также дидактических игр природоведческого содержания, индивидуально и с небольшими подгруппами. В плане записываются содержание деятельности, ее цель. Продумываются материал, формы и способы организации детей, основные приемы руководства их деятельностью.

Организованная образовательная деятельность воспитателя с детьми (занятие).

При планировании занятия продумывается основной метод его проведения конкретизируется структура: (составные части) занятия, программное содержание. Намечается наглядный материал, учитывается необходимость индивидуальной работы с детьми.

Познавательное развитие - планирование прогулки.

- Воспитатель планирует наблюдения за погодой, за растениями и животными, за трудом людей в природе. Наблюдения проводятся на дневной и вечерней прогулках. Они могут быть коллективными и индивидуальными.

В плане следует указать объект наблюдения, его цель, основные приемы, способы фиксации увиденного.

- Каждое наблюдение проводится с использованием художественного слова.

- А также планируется опытно - экспериментальная работа.

- Итоги наблюдений за погодой фиксируются ежедневно в календаре погоды.

- Обязательно проводится дидактическая речевая игра.

- На прогулке предусматриваются организация разнообразных игр природоведческого содержания и руководство ими. Следует планировать название игры, цель ее проведения, приемы руководства игрой, их усложнение при повторном проведении. Предусматривается включение задач и способов воспитания гуманного отношения к объектам, введение соответствующих правил поведения, обеспечение накопления эмоционально-чувственного опыта положительного общения с природой.

Трудовая деятельность воспитателя с детьми.

Труд планируется на дневной и вечерней прогулках. Указываются его содержание, задачи воспитания детей, которые решаются, перечень трудовых умений и навыков, которые закрепляются, формы организации детей, оборудование для трудовой деятельности и т. д.

Определяются способы (приемы) руководства деятельностью детей, их усложнение. На прогулке организуется труд со всеми детьми, с подгруппами и индивидуальный.

Игровая деятельность – воспитатель ежедневно планирует проведение с детьми подвижных игр - обязательно высокой и малой подвижности; в тёплое время года рекомендуется проводить и хороводные игры на прогулке.

Кроме этого воспитатель ежедневно планирует и организовывает проведение индивидуальной работы по отработке и совершенствованию основных видов движения дошкольников в соответствии с возрастом.

Ежедневно на прогулке отводится время для свободной самостоятельной деятельности детей.

Необходимым ежедневным обязательным материалом для организации прогулки служит выносной материал (лопатки, совочки, вёдра, грабли, формочки для песка, каталки, султанчики и многое другое – в зависимости от времени года).

Вторая половина дня.

После дневного сна до вечерней прогулки и после нее планируются:

- фронтальный труд детей в уголке природы или труд с подгруппами детей;

- наблюдение в уголке природы и из окна;

- дидактические игры;

- чтение детской природоведческой книги;

- просмотр фильмов о природе;

- организация праздников-развлечений.

Планируются консультации с родителями по вопросам воспитания детей средствами природы.

Успешного планирования! Творческих успехов!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному»Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группыЭкологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группы Экологическое воспитание детей старшей группы в ДОУ[/b] Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных.

Экологическое воспитание дошкольников в свете ФГОС Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Экскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольниковЭкскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольников В нашем детском саду созданы необходимые условия для экологического воспитания дошкольников. Оборудован "Зимний сад", где ребята могут не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей. Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ
Опубликовано: 29 марта 2020 в 04:24
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей. Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Шароглазова (УИ 657596) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД