Консультация для воспитателей «Значение развивающей среды для физического развития детей»

Светлана Басова
Консультация для воспитателей «Значение развивающей среды для физического развития детей»

Консультация для воспитателей «Значение развивающей среды для физического развития детей»

Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты — социальный, предметный компонент природы — оказывают развивающее воздействие. Данная проблема вызывает интерес у педагогов, которые исследуют влияние факторов среды на физическое и психическое развитие ребенка, на становление личности в целом.

В последнее время проблема создания развивающей среды была поднята до уровня значимой. Принципы создания предметно-развивающей среды для дошкольников, выдвигаемые исследователями, — это принципы, облегчающие личностное взаимодействие воспитателя с детьми, обеспечивающие активное поведение дошкольников, проявление у них творчества и самостоятельности. Это принципы, создающие, с одной стороны, стабильность предметного окружения, а с другой— его подвижность, динамичность, возможность трансформации, видоизменения. Гибкое зонирование всего пространства основного помещения, где пребывают дети, может обеспечить одновременное осуществление деятельностей по интересам. Исследователи утверждают, что предметная среда должна вызывать положительные эмоции, желание действовать и взаимодействовать с детьми и взрослыми. Она должна создаваться с учетом возрастных и половых различий детей. Очень важным является принцип открытости: среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Среда обитания ребенка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении; она создает благоприятные условия для полноценного развития личности ребенка в процессе его обучения и самостоятельной деятельности.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Актуальность развивающей педагогики оздоровления обусловлена созданием в ДОУ эффективной здоровьесберегающей среды Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции. Центр физического развития должен удовлетворять потребности детей в двигательной активности.

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Здоровье - одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Функции требований к организации здоровьесберегающей среды:

- Организация самостоятельной двигательной активности на основе использования накопленных знаний.

- Профилактика негативных эмоций. Формирование способности контролировать свои эмоции в движении.

- Ознакомление с нормами и правилами безопасности в двигательной деятельности

- Развитие самооценки собственных достижений в области физической культуры.

- Формирование навыка выполнения правил безопасного использования физкультурного оборудования.

- Развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность.

- Развитие умения налаживать отношения со сверстниками в совместных видах физической деятельности в соответствии с принятыми правилами и нормами.

- Ознакомление детей с видами спорта, спортивными сооружениями, оборудованием.

- Развитие представлений детей об основных способах обеспечения и укрепления доступными средствами физического здоровья

Предметно-развивающая среда в группе должна содействовать полноценному физическому развитию детей. Она организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособия, игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Моя задача, как воспитателя – создавать такую среду.

Для этих целей в моей группе оборудован спортивный уголок, в котором собрано традиционное и нетрадиционное оборудование для проведения оздоровительной работы в течение дня, обеспечивающее двигательную активность детей, способствующее приобщению к миру физической культуры и здоровому образу жизни (гимнастическая стенка, тренажеры, горка, мишень, баскетбольное кольцо, гантели, разнообразные массажные коврики, пособия для профилактики плоскостопия, мешочки с песком, кегли, ленточки, мячи разных диаметров и т. д.).

Особое внимание в системе физического воспитания мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Подобные мероприятия способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и здоровьем детей. В своей работе я стараюсь добиваться благоприятной эмоциональной обстановки в группе, осуществляя личностно-ориентированный подход к детям, что способствует сбережению здоровья детей. Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру непосредственно образовательной деятельности, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы.

Нельзя решать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Необходимо развивать двигательную активность детей на прогулке, в подвижных, спортивных играх, самостоятельной двигательной деятельности, используя возможности оборудования на участке детского сада. На нашем участке имеется гимнастическое бревно, полоса препятствий, футбольная площадка, прыжковая яма. Важный элемент оздоровления – подвижные и динамические игры, которые являются частью не только физкультурного занятия, но и проводятся на прогулке. А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных развлечениях, традиционно проводимых в нашем детском саду, показывая уровень своего физического развития, получая эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

В совместной работе детского сада и семьи я широко использую консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.

Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках и стендах для родителей.

Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволит привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому мы должны оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой области – задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам. В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".

Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду.

Здоровье – категория педагогическая и задача педагогов – сохранение позитивного физического и психического здоровья воспитанников. Помните! Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!

Публикации по теме:

«Значение работы по обогащению развивающей среды». Консультация для родителей Игра - основное занятие детей, их работа. Единственный правильный путь, ведущий к познанию, состоит в применении методов обучения, способствующих.

Консультация для воспитателей «Организация развивающей среды в группах» Цель программы – всестороннее развитие ребенка через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Среда организуется так,.

Консультация для воспитателей «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ» Создание предметно-развивающей и игровой среды. (принципы и содержание).Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе,.

Консультация для воспитателей: «Значение развития познавательной активности у детей второго года» Второй год жизни ребенка характеризуется следующими важнейшими особенностями:он начинает говорить,ходить,овладевает разными способами действий.

Консультация для воспитателей «Модель развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста» На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Консультация для воспитателей «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды - Качество работы невозможно осуществить без создания условий осуществления.

Консультация для воспитателей «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»Консультация для воспитателей «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» МБДОУ «Детский сад №7 «Дюймовочка» г. Нефтеюганск 2015 год Подготовила: воспитатель: С. П. Куртямова Тема организации развивающей предметно.

Консультация для воспитателей «Создание условий для физического развития детей раннего возраста» Физкультурная деятельность детей будет иметь чётко выраженную направленность, если: -2/3 всех движений, входящих в содержание занятия, циклического.

Консультация «Значение предметно-развивающей среды в ДОУ»Консультация «Значение предметно-развивающей среды в ДОУ» Предметно-развивающая среда в жизни ребёнка имеет важное значение, так как это "среда обитания" ребёнка - дошкольника, в которой он находится.

Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» Управляй своим настроением ибо оно, если не повинуется, то повелевает. (латинское изречение) Понятие «Эмоциональный интеллект» введено.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Значение развивающей среды для физического развития детей»
Опубликовано: 23 октября 2015 в 13:15
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра «Подбери перышко по цвету» разновозрастная младшая группа.
Цель: учить детей различать и называть красный, зеленый, желтый, синий цвета;повторять фразы за воспитателем. Ход игры: Ребята посмотрите кто к нам пришел....
Фотоотчёт «Встречи с экзотическими животными. Гигантские улитки Ахатины»
Фотоотчёт "Встречи с экзотическими животными. Гигантские улитки Ахатины» 8 ноября ребята старших и подготовительных групп нашего детского сада посетили...
Осеннее развлечение в средней группе «Ладушки» Очень интересная история о споре...
Наш веселый паровозик ребятишек в лес привез. Все вокруг так изменилось, листья желтые кругом. Это -Осень к нам пришла, деткам радость принесла. На...
Урок в 3 классе по программе Т. И. Баклановой ФГОС
Тема урока: «Симфоническая музыка: симфония» Цель урока: познакомить учащихся с основным жанром симфонической музыки – симфонией. Задачи:...
Мастер-класс для педагогов «Сказки-шумелки как инновационная форма работы с...
Одной из самых увлекательных форм работы с музыкально – ритмическими играми для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Сказка-шумелка – это...