Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами»

Разифа Губайдуллина
Консультация для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами»

Консультация на тему :

«Знакомство детей дошкольного

возраста с фразеологизмом»

Подготовила:

Учитель-логопед Губайдуллина Р. Р.

с. Кунашак

ноябрь 2020г.

Родное слово – основа всякого

умственного развития и

сокровищница всех знаний.

К. Д. Ушинский

Фразеологизм-это устойчивое сочетание слов, используемое для называния

отдельных предметов, признаков, действий.

Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами“» размещена в разделах

Русский язык очень богат фразеологизмами. «Если вы хотите, чтобы

окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи

устойчивые сочетания слов, - писал К. Паустовский. – Они являются одним

из самых ярких средств выразительности языка». У этих устойчивых речевых

выражений нет автора. В своей речи каждый из нас применяет их часто, хотя

и не замечает. Иногда мы и сами не замечаем, как часто мы используем в

речевом взаимодействии с детьми фразеологизмы : в режимных моментах при

переодевании: «Надел шиворот навыворот», во время прогулки: «Бежишь

сломя голову», во время детской игровой деятельности: «Перевернул все

вверх дном», «Кричишь во все горло», когда ребенок видит много новых

игрушек: «Глаза разбежались», во время принятия пищи говорим: «Когда я

ем, я глух и нем», во время наблюдения за медленно движущимся

транспортом: «Ползет как улитка» и т. д. и такое использование

фразеологических оборотов возможно, допустимо, правильно в речевом

взаимодействии с детьми. Наверное, нет таких родителей, которые не

говорили бы своим детям: «Смотри под ноги, а не считай ворон», «Ты совсем

уже сел мне на голову», «Ну что ты нос повесил?». При этом взрослые

уверены, что дети правильно поняли смысл. А так ли это?К сожалению,

сложно дается детям объяснение значения фразеологизмов. И как следствие,

всё меньше ребят употребляют их в своей речи. А ведь благодаря

фразеологизмам увеличивается словарный запас, речь становится образной,

яркой и эмоциональной. Речь, богатая народными присловьями, интересна и

самобытна. Без фразеологизмов наш язык был бы беден и невыразителен.

Вовремя сказанное меткое слово способно разрядить напряженную

обстановку, утешить народной мудростью или выразить суть сказанного. В

наш век компьютерных технологий - мы стали меньше читать, а если и

читаем, то в основном развлекательные журналы, приключенческие

рассказы. К сказкам, интерес угасает даже у детей после дошкольного

возраста. А ведь, сколько мудрости в них! Сколько фразеологических

оборотов, которые точно отражают состояние человека, ситуацию, в которую

он попал, его настроение и характер.

Недаром сказочники употребляли и до сих пор продолжают пользоваться

этим кладезем векового наследия. Из сказок пришли фразеологизмы в нашу

речь. Во лбу звезда горит - так могут сказать про синяк, прыщик на лбу. У

разбитого корыта - говорят о том, кто много хлопотал, да без толку. Ну,

теперь твоя душенька довольна? – саркастически спрашивают жадного

человека. Сказка ложь, да в ней намек - указание на рациональное зерно

рассказа. Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка, - так отзываются о

ком-то чрезвычайно нелепого вида. Кабы я была царица - посмеиваясь,

напоминают собеседнику, что он не всемогущ. Ты прекрасна, спору нет -

заслуженный комплимент.

Как возникли фразеологизмы? Как правило, история каждого фразеологизма

может быть довольно проста, а может, наоборот, иметь ряд гипотез.

Рассмотрим несколько выражений и историю их происхождения.

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» - в большинстве сказок,

особенно более позднего периода, эти слова использовались как обычная и

привычная присказка. Но, вообще, это определение расстояния до того места,

где происходили события. А если быть точнее, какое количество времени

понадобится для того, чтобы туда добраться. Тридевять земель – это ни что

иное, как число двадцать семь (три помножить на девять равняется двадцати

семи). Именно такое количество дней, по древнему календарю, длился

лунный месяц. Значит, пешком пришлось бы идти именно столько дней. А

вот тридесятое государство – это выражение пошло от крестьян. Они не

умели считать больше, чем до десяти. Поэтому, три раза по десять – это

значит то, что место находится настолько далеко, что дойти туда просто

нереально.

Выражение уйти не солоно хлебавши, уходит корнями во времена, когда соль

на Руси была очень дорогой. Желанному гостю давали за столом еду с солью,

а гость нежеланный мог вообще не получить соли и уходил «не солоно (без

соли) хлебавши».Хлеб – соль - из словаря: радушное, гостеприимное

приветствие. Итак, хлеб-соль - это и угощение, и забота, попечение. Работу

по обогащению словарного запаса детей фразеологизмами возможно

начинать с 4-5 лет. Но необходимо проводить работу по объяснению,

уточнению выражения, переводу его в активный детский словарь, хотя

анализ источников по психологии и психолингвистике нам показывает, что

овладение данным феноменом начинается позднее, чем усвоение других

образных языковых единиц.

Ребенок 5 лет (период формирования наглядно-образного мышления) должен

все увидеть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус.

Отсюда примеры практической работы по обогащению словаря

фразеологизмами в «живом общении» :

1. «Перевернул все вверх дном» значит, «все разбросал, устроил

беспорядок» - стоит предложить детям перевернуть вверх дном чашки,

тарелки, кастрюльки в детском игровом уголке и спросите: «Разве так

правильно, красиво? Посуда в порядке?», дети наверняка ответят, что не в

порядке и повторят фразеологизм «всё верх дном» и он станет им понятен и

войдет в их речь;

2. «Пахнет, как майская роза» (очень приятно) – дайте ребенку понюхать

майскую розу и ощутить ее аромат и он вечером своей приятно-пахнущей

маме скажет» «Ты пахнешь, как майская роза»

Большое раздолье для обогащения словарного запаса детей фразеологизмами

дает и работа с текстом: пословицами и поговорками, песенками и

потешками, стихами, фразеологическими словарями, снабженными

специально подобранными иллюстрациями и текстом, чаще всего

стихотворным, где в малой художественной форме заключено объяснение

столь сложного речевого материала, как фразеологизмы.

Как нам известно, работа с использованием фразеологической лексики

должна проводиться в определенной последовательности, поэтапно.

Формирование фразеологического словаря

у детей старшего дошкольного возраста

Использование детьми фразеологизмов способствуют совершенствованию

мышления, поскольку понимание переносного значения фразеологизмов

требует достаточно высокого уровня развития логического мышления.

Основные направления в работе над формированием фразеологического

словаря у старших дошкольников, это: обогащение словаря и формирование

образной речи.

Условия для успешного формирования фразеологического словаря

необходимы:

наглядные методы и приемы;

Виды детских практик в формировании словаря фразеологизмов и образных

выражений:

игра;

ознакомление с художественной литературой;

фольклорные праздники и развлечения;

занятия в творческой мастерской (рисование, лепка, аппликация и др.);

драматизации, инсценировки;

рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок;

Одним из средств ознакомления с фразеологизмами является игра, так как

она способствует росту творческой активности у детей, развитию

познавательного интереса к образным выражениям и делает процесс

познания увлекательным и запоминающимся.

Использование игры в целях ознакомления старших дошкольников с

фразеологизмами возможно при следующих условиях:

-постепенного усложнения образных выражений;

-использование игровых представленных приемов работы с усложнением:

игры на основе наглядности, игры на основе литературных произведений,

словесные игры для построения синонимичных и антонимичных пар

фразеологизмов.

Цель такой работы – познакомить детей с особенностями фразеологической

фольклорной формы, в доступной форме объяснить цель ее использования в

произведениях художественной литературы, а также в повседневном

общении людей.

Для достижения данной цели целесообразным является использование таких

приемов как:

-беседа с детьми на тему: «Как рождаются фразеологизмы

- чтение художественных текстов с определением наличия в них

фразеологизмов

- употребление воспитателем данной фольклорной формы в повседневном

общении с детьми

Учитывая наглядно-образный способ мышления детей, воспитателю

необходимо показывать им картинки, иллюстрирующие смысл отдельных

рассматриваемых образных словосочетаний.

Например: «мало каши ел», «как с неба свалился», «развесил уши»

Обязательным условием подбора игр для детей должна быть

занимательность. Занимательный характер заданий предполагает

использование:

шуточных стихотворений;

рассказов и сказок;

небылиц и перевертышей

Огромное значение имеет занимательный наглядный материал:

«Веселые открытки» А. Векслера

«Шуточные рассказы в картинках»

Интересные книжные иллюстрации

Работа с фразеологизмами не предусматривает в ходе чтения и

рассматривания картинок:

самостоятельное выделение детьми фразеологизмов в тексте

умение объяснить значение образного выражения

запомнить и воспроизвести необычное словосочетание

Перед чтением необходимо дать детям соответствующую установку для

выполнения указанных выше задач.

ПРИМЕРЫ ИГР:

«Раскрась картинку»

Цель: знакомство детей с образными выражениями русского языка,

благодаря которым речь становится ярче, выразительней, содержательней.

В начале рассматриваются вместе с детьми картинки, проводится беседа по

их содержанию. Затем приступают к раскрашиванию. В процессе

раскрашивания и штриховки ребенок упражняет свою руку, что способствует

развитию мелкой мускулатуры пальцев.

«Фразеологический зверинец»

Цель:учить детей подбирать фразеологизм, который связан с определенным

образом животного.

Описание игры: дошкольникам предложили плакат с рассказом о мальчике

Пете, где он представлен в различных ситуациях. Воспитатель читает

предложение, а дети должны закончить его, используя изображение

животного, выделить фразеологизм и объяснить его значение.

«Найди нужную картинку»

Цель:обучение детей пониманию переносного значения фразеологизмов.

Описание игры: дошкольникам раздают листы с изображениями

фразеологизмов. Затем предлагают вспомнить, какие фразы мы употребляем,

когда говорим о человеке, который чувствует себя неловко, волнуется; когда

нужно что-то быстро сделать; когда кому-то очень страшно; когда все дела

сделаны успешно; когда у человека путаница в голове и просит детей найти

нужную для данного выражения картинку.

«Покажи фразеологизм»

Цель: обучение детей показыванию ситуации, соответствующей

фразеологическому обороту и самого фразеологизма с помощью мимики и

жестов.

Описание игры: детям предлагают изобразить фразеологизмы водой не

разольешь, сидеть сложа руки, волосы встали дыбом и ситуации,

соответствующие им, с помощью мимики и жестов.

Дети с удовольствием изображают фразеологизмы с помощью мимики,

жестов и отгадывают их. Она вызывает у детей эмоциональный отклик,

заинтересованное отношение к заданиям, желание получить положительную

оценку и одобрение от сверстников. От детей требуется смекалка,

осознанный подход к выполняемым упражнениям.

«Назови, не ошибись!»

Цель:обучение детей подбору фразеологизмов, подходящих по смыслу к

различным ситуациям – в устной форме, без наглядного материала.

«Я начну, а ты продолжи»

Цель: научить детей заканчивать фразеологизм, начатый воспитателем :

«крутится, как…белка в колесе», «одна нога здесь…другая там» и другие.

«Исправь ошибку»

Цель: выявить наличие знаний детей о фразеологизмах.

Ход игры: Воспитатель читает предложение, в котором один из компонентов

фразеологизма употреблён неправильно. Задача детей найти ненужное слово

и вставить необходимое для данного фразеологизма.

«Намотай себе на нос (ус, что драться плохо».

«Ну что ты всё время делаешь из мухи жука (слона)».

«Что ты мне губы (зубы) заговариваешь?

«Дедушка обещал намылить мне уши (шею, если я буду водить его за руку

(за нос).

«Нельзя друзьям вставлять щепки (палки) в колёса».

«Фразеологический зоопарк».

Цель: Учить детей подбирать к названному фразеологизму картинку с

изображением животного.

Ход игры: Воспитатель называет фразеологизм, но опускает название

животного. Дети должны подобрать соответствующую картинку с

изображением животного.

Голоден как (волк)

Труслив как (заяц)

Изворотлив как (уж)

Нем как (рыба)

Здоров как (бык)

Упрям как (осёл)

Болтлив как (сорока)

Хитёр как (лиса)

Грязный как (свинья)

Колюч как (ёж)

Работать как (лошадь)

«Скажи по -другому».

Цель: Научить детей использовать фразеологизмы в различных ситуациях.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти картинки и вспомнить какие

фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть)

О полной тишине (слышно как муха пролетит)

Об удачливом, счастливом человеке (в рубашке родился)

О состоянии тоски, тревоги (на душе кошки скребутся)

Хорошо, свободно себя чувствовать (как рыба в воде)

Появляться быстро, в большом количестве (как грибы после дождя).

Игра «Из какой это сказки?»

Цель: Угадать о каком сказочном герое идёт речь, и найти в тексте

фразеологизмы.

Ход игры: Воспитатель зачитывает детям отрывок из сказки, просит угадать,

о каком сказочном герое идёт речь и в чём смысл этой сказки.

«Его долго водили за нос и хотели оставить с носом. Но он не вешал носа,

держал его по ветру, хотя иногда задирал нос и дальше своего носа не

видел…» (Буратино).

«Он всегда держал себя в руках и никогда не опускал руки. Даже когда его

отца несправедливо обвинили, он взял себя в руки и трудился не покладая

рук.

Дела в их государстве шли из рук вон плохо. Но он не сидел сложа руки, и

хотя знал, что всё то, что он задумал, ему не сойдёт с рук. Он вместе со

своими друзьями рука об руку пошёл против тиранов» (Чиполлино).

Работа с фразеологическими оборотами интересна и увлекательна. Очень

важно не только открыть детям значение того или иного фразеологизма,

правильное его употребление в речи, но и обратить внимание детей на игру

слов, меткость и образность нашего языка.

Выразительная и образная речь взрослых — лучший образец для детей,

которому они с удовольствием подражают.

«Ни в сказке сказать, ни пером описать» - нельзя выразить словами,

насколько фразеологизмы являются одним из лучших украшений речи.

Используемая литература:

Митькина И. Н. «Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого

года жизни» (М., 2001)

Валасина А. В. «Не считай ворон» Изд. «Карапуз», 2007г.

«Веселые открытки» А. Векслера «Шуточные рассказы в картинках»

Розе Т. В. «Большой фразеологический словарь для детей»

Лаврентьева Е. «Веселый фразеологический словарь для детей»

Рогалева, Никитина «Сами с усами. Веселый фразеологический словарь»

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для родителей и воспитателей «Подготовка детей младшего дошкольного возраста к новогодним праздникам» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Скоро Новый год. Это конечно очень яркий и ожидаемый праздник. Конечно,дети его ждут больше всех. И мы,.

Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.

Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая»Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая» Наступил весенний месяц май. Он принес нам еще один весенний праздник – 1 Мая. 1 Мая – один из общереспубликанских праздников в Республике.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателейПроектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами»
Опубликовано: 14 января 2021 в 21:03
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД