Корчака Анна
Консультация для родителей «Если у ребенка аутизм»
▼ Скачать + Заказать документы
Определение болезни. Причины заболевания
Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами.
Как себя ощущает ребёнок с аутизмом
В целом аутизм — это нарушение в восприятии внешних стимулов, которое заставляет ребёнка обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, вызывает проблемы в коммуникации с другими людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, вызывает трудности адаптации к новым условиям, мешает обучаться наравне со сверстниками (в том числе через подражание другим) [1].
Публикация «Консультация для родителей „Если у ребенка аутизм“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ: на что обратить внимание родителям детей 1,5 - 2 лет
Если вы заметили у своего ребенка суммарно три и более признаков, приведенных ниже, или вы видите, что он заметно отстает в приобретении навыков, желательно провести более полную диагностику развития малыша.
СФЕРА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Ребенок ведет себя так, будто он "настроен на свою волну", его сложно заинтересовать чем-либо:
не замечает, когда мама уходит из комнаты или возвращается в комнату;
расстраивается и протестует, когда взрослый пытается поучаствовать в его игре;
сидя в кроватке, может монотонно кричать — вместо того, чтобы позвать маму;
не улыбается в ответ на улыбку;
не реагирует на свое имя;
отчаянно сопротивляется объятиям, не дает взять себя на руки.
СФЕРА ПОВЕДЕНИЯ
Ребенок с РАС :
играет в игрушки необычным образом, например, выстраивая их в ряд;
у наблюдающего за ребенком может возникнуть ощущение, что ребенок "прилип взглядом" к какому-то предмету;
может долго кружиться вокруг своей оси;
вращает предметы, близко поднося их к глазам;
не проявляет интереса к игрушкам, но при этом может постоянно интересоваться каким-то бытовым предметом, например, обогревателем;
пытается есть, лизать или кусать несъедобные предметы (подушку, одеяло, одежду);
может длительное время щелкать пальцами, поднеся руки к самому лицу;
сидя на одном месте, может подолгу раскачиваться;
может не любить посещать новые места и избегать любых новых впечатлений.
СФЕРА КОММУНИКАЦИИ
Ребенок с аутизмом :
может быть очень привязан к кому-либо одному из близких, например, к маме, не отпуская ее от себя даже на короткое время;
гораздо позже других детей начинает говорить;
часто не использует жесты, а вместо этого пользуется руками других людей, подводит взрослых туда, куда ему надо (использует "управляемую руку" взрослого);
избегает контакта "глаза в глаза";
"автоматически" повторяет услышанные слова или фрагменты предложений, песен, стихов.
НАРУШЕНИЕ МОТОРИКИ
Ребенок с РАС :
может постоянно ходить на цыпочках;
может часто и многократно взмахивать руками и потряхивать кистями рук;
не может освоить детские подвижные игры, научиться залезать на шведскую стенку или кататься на велосипеде.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
Многие дети с РАС очень чувствительны:
с трудом переносят определенные виды шума, музыку, яркий свет или мигание лампочки, резкие запахи;
закрывают уши руками;
обнюхивают предметы;
с трудом переносят прикосновения к коже, не любят мыться, причесывать волосы, носить некоторые виды одежды;
часто кричат, т. к. испытывают боль в животе, зубную и другие виды боли, но не могут сообщить об этом.
ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА САМОМУ СЕБЕ
Ребенок может кусать свои руки и царапать тело, вырывать у себя на голове волосы, биться головой о пол или стену.
НАРУШЕНИЕ ЧУВСТВА ОПАСНОСТИ
Ребенок ведет себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения или, наоборот, он чрезмерно боязлив и осторожен.
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
ребенок соглашается только на определенный узкий набор продуктов и не готов пробовать новые виды еды;
страдает поносами (запорами).
НАРУШЕНИЯ СНА
Часто путает день и ночь, может быть активным в любое время суток.
ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ
На выбор семьи:
1. Поделитесь своими сомнениями с педиатром, который наблюдает вашего малыша, или с любым другим специалистом в детской поликлинике — неврологом, психологом, логопедом и т. п.
2. Запишитесь на прием к участковому психиатру.
Признаки аутизма у детей разного возраста
Первые признаки нарушения развития ребёнка проявляются уже на первом году жизни (например, ребёнок поздно садится, отсутствует эмоциональный контакт с родителями, интерес к игрушкам, не отзывается на своё имя).
К вызывающим тревогу родителей сигналам относят :
в 8 месяцев — отсутствие зрительного контакта и реакции на имя;
в 12 месяцев — нетипичное использование жестов, отсутствие указательного жеста;
в 18 месяцев — нетипичная игровая деятельность, непонимание речи или отказ от вступления в диалог;
в 24 месяца — целый набор взаимосвязанных признаков: отсутствие имитации взрослого и социального общения в игре, медленное накопление словарного запаса [24].
Более заметными признаки аутизма становятся к двум-трём годам. Также возможны случаи, когда уже при появлении навыков происходит регресс, и ребёнок перестаёт делать то, чему научился ранее. Для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи, задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение (например, ребёнок может подолгу раскачиваться и ничего не делать, беспрестанно щёлкать выключателем, зажигая и гася свет).
По данным ВОЗ, примерно каждый 160-й ребенок в мире страдает РАС [17]. В США, согласно информации Центра по контролю и профилактике заболеваний, такой диагноз ставится одному ребёнку из 59, причём среди мальчиков РАС встречается в четыре раза чаще, чем среди девочек [18].
Расстройства аутистического спектра включают в себя такие понятия, как детский аутизм, атипичный аутизм, инфантильный психоз, синдром Канера, синдром Аспергера, проявляющиеся симптомами, выраженными в той или иной степени. Так, синдром Аспергера может оставаться недиагностированным у человека всю жизнь, не мешая профессиональному развитию и социальной адаптации, в то время как другие формы аутизма могут стать причиной ментальной инвалидности (человеку требуется пожизненное сопровождение и поддержка).