Приложение МААМ

Консультация «Формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Дроганова Светлана Николаевна
Консультация «Формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Следует отметить, что в последнее время возросло количество детей с общим недоразвитием речи, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя языка, фонетики. При глубоком обследовании речи дошкольников с более легкими диагнозами («дислалия», «стертая (легкая) дизартрия», прослеживаются элементы лексико-грамматического недоразвития.

Публикация «Консультация „Формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах

Дети с различными нарушениями речевого развития не владеют развернутой, грамматически правильно оформленной фразой. Их речь выглядит бедной из-за отсутствия в ней прилагательных, а неумение грамотно строить словосочетания и предложения затрудняет ее понимание. Бедность словаря, неумение к месту пользоваться близкими по значению словами (синонимами) приводят к невозможности грамматически правильно выразить мысль.

Дошкольникам трудно пересказывать даже короткие тексты в силу недостаточной сформированности лексико-грамматического строя речи. Еще больше проблем возникает у детей при составлении рассказа. Они избегают общения со взрослыми, стараются уйти от вопросов, замыкаются в себе, что, в свою очередь, тоже тормозит нормальное речевое развитие. Таким детям необходима своевременная логопедическая помощь.

Конечная цель работы логопеда с ребенком — полная коррекция произношения звуков и развитие связной речи до уровня, позволяющего ему успешно обучаться в общеобразовательной школе.

Методика коррекции произношения звуков разрабатывалась и дополнялась многими специалистами. А вот работа по развитию у дошкольников связной речи в коррекционных группах строится на подборе отдельных логопедических приемов, направленных на увеличение словарного запаса детей, на отработку навыков словообразования, правильного употребления грамматических форм и некоторых типов предложений.

Руководствуясь этим, я предлагаю систему игр и упражнений, способствующих развитию связной речи у детей 5-6 летнего возраста, разработанную И. А. Чистяковой. В основу предлагаемой системы положена работа по формированию структуры предложения (простого, нераспространенного и распространенного, а затем и сложного) с включением грамматических категорий в порядке усвоения их в онтогенезе. Развитие у ребенка фразовой речи состоит в усложнении предложения за счет увеличения включаемых элементов (слов) и разнообразия их взаимодействия.

Материал предлагается детям в доступной (игровой) форме, представляет собой систему и хорошо усваивается. Кроме того, разработанная система игр

и упражнений отвечает основным требованиям современных программ обучения и воспитания дошкольников, развивает самостоятельную творческую и речевую активность детей.

Именно поэтому целесообразно использовать различные варианты игр:

-обеспечивающие максимально возможную двигательную активность ребенка (речевые - с мячом, с другими предметами и двигательно-словесные);

-предполагающие манипулирование руками и мыслительно-познавательную деятельность.

Для игр необходимы фланелеграф или магнитная доска, так как эти приспособления избавляют ребенка от пассивного восприятия картинного материала, учат самостоятельно манипулировать картинкой, перемещая ее с одного игрового поля на другое, и при этом комментировать, «проговаривать» свои действия, ориентироваться на плоскости и создавать из частей (предметных картинок) целостную (сюжетную) картину.

Задачами каждой игры являются формирование структуры определенного типа предложения и отработка навыка употреблять те или иные грамматические категории глагола в данных типах предложений.

Предлагаемые игры развивают в ребенке самостоятельность в двигательной, познавательной, речевой деятельности и направлены на формирование зрительного и слухового внимания.

Используемая вариативность упражнений (игр) позволяет ребенку прочно закреплять навык владения речевым материалом.

Первые две игры: «В мире звуков» и «Что как звучит?» — позволяют ребенку познакомиться с многообразием действий, совершаемых предметами (объектами, учат его образовывать глаголы, опираясь на звук, возникающий при совершении действия, помогают освоить структуру простого двусоставного предложения.

Игра «Что делают предметы?» знакомит детей со словами — названиями действий, с обозначениями их при помощи графических символов и служит для формирования навыка задавать вопросы к словам — названиям действий.

Игры «Что делал? Что делала?» и «Кто что делал, расскажи.» учат ребенка согласовывать глагол с существительным в роде и числе, закрепляют знания о живых и неживых предметах и помогают значительно пополнить глагольный словарь.

Игра «Найди нужный предмет» развивает умения пользоваться полученными знаниями о действиях и опираться на схему (модель) при составлении предложения.

Игры «Кто как голос подает?», «Кто как передвигается?», «Сочиним стихотворение» предназначены для расширения предикативного словаря и учат детей самостоятельно образовывать глаголы от звукоподражаний. ( Например: «Га-га-га» — гогочет гусь.)

Игры «Собери друзей», «Едем, плаваем, летаем» подводят ребенка к пониманию, что непохожие предметы (живые и неживые) могут быть объединены в группы по глаголу, называющему способ передвижения.

Игра «Хитрый Буратино» — знакомит детей с категорией времени (настоящего, прошедшего и будущего, учит грамотно пользоваться видом (совершенным и несовершенным) глагола.

Игры «Необычные цветы», «Кто больше?», «Найди ошибки», «Угадай задуманное слово», «Назови правильно» нацелены на закрепление навыка использования в речи изученных слов-названий действий, тренируют память, зрительное и слуховое внимание, развивают мышление.

Игры «Угадай, что.», «Соблюдай порядок», «Кто кого?», «Найди нужный инструмент», «Есть у каждого работа» знакомят детей со структурой простого распространенного предложения, соответствующего модели «предмет — действие — предмет» (вводится дополнение, формируют навык изменения падежной формы существительного при управлении, обогащают словарь.

В процессе игры «Кем ты хочешь стать?» формируется навык использования в речи глаголов будущего времени.

Игры «Путешествие Кота», «Ехали, летели, плыли» закрепляют навык образования глаголов с помощью приставок.

В ходе игры «Унылый и Веселый» дети учатся определять эмоциональное состояние человека и обозначать его соответствующим глаголом.

Все эти игры способствуют формированию глагольного словаря и развитию навыка употребление глагола в предложении.

Библиография

1. Чистякова И. А Формирование грамотной фразы дошкольников -СПб. : КАРО, 2005

2. Чистякова И. А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников : Книга для логопедов, воспитателей и родителей. — СПб. : КАРО, 2005. — 96 с: ил. — (Серия «Коррекционная педагогика»).

Учитель-логопед; Дроганова С. Н.

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию»Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Опубликовано: 29 июля 2021 в 15:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи»» (включая файлы) размещена пользователем Дроганова Светлана Николаевна (УИ 359047) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД