Дроганова Светлана Николаевна
Консультация «Формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Следует отметить, что в последнее время возросло количество детей с общим недоразвитием речи, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя языка, фонетики. При глубоком обследовании речи дошкольников с более легкими диагнозами («дислалия», «стертая (легкая) дизартрия», прослеживаются элементы лексико-грамматического недоразвития.
Публикация «Консультация „Формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Дети с различными нарушениями речевого развития не владеют развернутой, грамматически правильно оформленной фразой. Их речь выглядит бедной из-за отсутствия в ней прилагательных, а неумение грамотно строить словосочетания и предложения затрудняет ее понимание. Бедность словаря, неумение к месту пользоваться близкими по значению словами (синонимами) приводят к невозможности грамматически правильно выразить мысль.
Дошкольникам трудно пересказывать даже короткие тексты в силу недостаточной сформированности лексико-грамматического строя речи. Еще больше проблем возникает у детей при составлении рассказа. Они избегают общения со взрослыми, стараются уйти от вопросов, замыкаются в себе, что, в свою очередь, тоже тормозит нормальное речевое развитие. Таким детям необходима своевременная логопедическая помощь.
Конечная цель работы логопеда с ребенком — полная коррекция произношения звуков и развитие связной речи до уровня, позволяющего ему успешно обучаться в общеобразовательной школе.
Методика коррекции произношения звуков разрабатывалась и дополнялась многими специалистами. А вот работа по развитию у дошкольников связной речи в коррекционных группах строится на подборе отдельных логопедических приемов, направленных на увеличение словарного запаса детей, на отработку навыков словообразования, правильного употребления грамматических форм и некоторых типов предложений.
Руководствуясь этим, я предлагаю систему игр и упражнений, способствующих развитию связной речи у детей 5-6 летнего возраста, разработанную И. А. Чистяковой. В основу предлагаемой системы положена работа по формированию структуры предложения (простого, нераспространенного и распространенного, а затем и сложного) с включением грамматических категорий в порядке усвоения их в онтогенезе. Развитие у ребенка фразовой речи состоит в усложнении предложения за счет увеличения включаемых элементов (слов) и разнообразия их взаимодействия.
Материал предлагается детям в доступной (игровой) форме, представляет собой систему и хорошо усваивается. Кроме того, разработанная система игр
и упражнений отвечает основным требованиям современных программ обучения и воспитания дошкольников, развивает самостоятельную творческую и речевую активность детей.
Именно поэтому целесообразно использовать различные варианты игр:
-обеспечивающие максимально возможную двигательную активность ребенка (речевые - с мячом, с другими предметами и двигательно-словесные);
-предполагающие манипулирование руками и мыслительно-познавательную деятельность.
Для игр необходимы фланелеграф или магнитная доска, так как эти приспособления избавляют ребенка от пассивного восприятия картинного материала, учат самостоятельно манипулировать картинкой, перемещая ее с одного игрового поля на другое, и при этом комментировать, «проговаривать» свои действия, ориентироваться на плоскости и создавать из частей (предметных картинок) целостную (сюжетную) картину.
Задачами каждой игры являются формирование структуры определенного типа предложения и отработка навыка употреблять те или иные грамматические категории глагола в данных типах предложений.
Предлагаемые игры развивают в ребенке самостоятельность в двигательной, познавательной, речевой деятельности и направлены на формирование зрительного и слухового внимания.
Используемая вариативность упражнений (игр) позволяет ребенку прочно закреплять навык владения речевым материалом.
Первые две игры: «В мире звуков» и «Что как звучит?» — позволяют ребенку познакомиться с многообразием действий, совершаемых предметами (объектами, учат его образовывать глаголы, опираясь на звук, возникающий при совершении действия, помогают освоить структуру простого двусоставного предложения.
Игра «Что делают предметы?» знакомит детей со словами — названиями действий, с обозначениями их при помощи графических символов и служит для формирования навыка задавать вопросы к словам — названиям действий.
Игры «Что делал? Что делала?» и «Кто что делал, расскажи.» учат ребенка согласовывать глагол с существительным в роде и числе, закрепляют знания о живых и неживых предметах и помогают значительно пополнить глагольный словарь.
Игра «Найди нужный предмет» развивает умения пользоваться полученными знаниями о действиях и опираться на схему (модель) при составлении предложения.
Игры «Кто как голос подает?», «Кто как передвигается?», «Сочиним стихотворение» предназначены для расширения предикативного словаря и учат детей самостоятельно образовывать глаголы от звукоподражаний. ( Например: «Га-га-га» — гогочет гусь.)
Игры «Собери друзей», «Едем, плаваем, летаем» подводят ребенка к пониманию, что непохожие предметы (живые и неживые) могут быть объединены в группы по глаголу, называющему способ передвижения.
Игра «Хитрый Буратино» — знакомит детей с категорией времени (настоящего, прошедшего и будущего, учит грамотно пользоваться видом (совершенным и несовершенным) глагола.
Игры «Необычные цветы», «Кто больше?», «Найди ошибки», «Угадай задуманное слово», «Назови правильно» нацелены на закрепление навыка использования в речи изученных слов-названий действий, тренируют память, зрительное и слуховое внимание, развивают мышление.
Игры «Угадай, что.», «Соблюдай порядок», «Кто кого?», «Найди нужный инструмент», «Есть у каждого работа» знакомят детей со структурой простого распространенного предложения, соответствующего модели «предмет — действие — предмет» (вводится дополнение, формируют навык изменения падежной формы существительного при управлении, обогащают словарь.
В процессе игры «Кем ты хочешь стать?» формируется навык использования в речи глаголов будущего времени.
Игры «Путешествие Кота», «Ехали, летели, плыли» закрепляют навык образования глаголов с помощью приставок.
В ходе игры «Унылый и Веселый» дети учатся определять эмоциональное состояние человека и обозначать его соответствующим глаголом.
Все эти игры способствуют формированию глагольного словаря и развитию навыка употребление глагола в предложении.
Библиография
1. Чистякова И. А Формирование грамотной фразы дошкольников -СПб. : КАРО, 2005
2. Чистякова И. А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников : Книга для логопедов, воспитателей и родителей. — СПб. : КАРО, 2005. — 96 с: ил. — (Серия «Коррекционная педагогика»).
Учитель-логопед; Дроганова С. Н.