Получи документы

Консультация «Формирование навыков изобразительной деятельности в детском саду»

Татьяна Ковалева
Консультация «Формирование навыков изобразительной деятельности в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация "Формирование навыков изобразительной деятельности в детском саду"

Изобразительная деятельность детей оказывает непосредственное воздействие на эстетическое развитие личности. Эстетическое развитие – результат эстетического воспитания. Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» идентичны, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие.

Публикация «Консультация „Формирование навыков изобразительной деятельности в детском саду“» размещена в разделах

Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся петь, танцевать, рисовать, лепить, сочинять стихи. Эти наблюдения дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия.

Прежде всего это среда, в которой ребенок живет и развивается.

Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (не обязательно богата, если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п., то есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы будет вызывать в нем неприятие.

С первых лет жизни ребенка, важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая скатерть, посуда, цветы на столе – все это создает эмоциональное настроение, приучает к «красивому». Эстетика обстановки – это то, что должно быть постоянно, а не от случая к случаю (по поводу прихода гостей).

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. И дело не только в том, чтобы речь была правильной, необходимо чтобы она была образной, интонационно богатой и доброжелательной. Старенькая прабабушка может произносить какие–то слова неправильно, по – своему, но речь ее полна пословиц, шуток, ласкова – и именно это будет воспитывать в ребенке интерес к образности и красоте родного языка.

Эстетика быта – это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – все это противоречит законам красоты.

Эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания детей, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте. Недостаточно, чтобы дети видели красоту вокруг себя в разных ее проявлениях. Нужно привлекать их внимание к этой красоте: «Мы с тобой убрали. Как стало красиво. Давай еще поставим сюда цветы!» Подобные реплики должны звучать постоянно. И постепенно они формируют эстетическое сознание. Очень важно, когда взрослый привлекает ребенка к анализу и действию на благо красоты: «Посмотри на себя в зеркало, как ты думаешь, что нужно поправить, чтобы было красивее?», «Какого цвета подушечка больше подойдет к нашему зеленому дивану – желтая или черная?». И здесь не столь важно, что именно ответит ребенок, важно, что взрослый обращает внимание на то, что он, ребенок тоже способен создавать красоту.

Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

Безусловно, важным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Очень важно целенаправленно использовать воспитательные возможности природы, делать ее наглядной для ребенка. Можно много раз пройти по красивейшему скверу и не заметить его красоты, а можно пройти всего один раз и остановиться, и увидеть, как красивы и необычны в нем деревья, как освещены солнцем их верхушки, как ярки на фоне зеленой травы тюльпаны; услышать как весело щебечут птицы. Или полюбоваться, как величавы зимой деревья под снегом, а свет от уличного фонаря делает все вокруг таинственным и переносит нас в мир сказки. Очень важно заметить все это и еще многое другое вместе с ребенком. И слов при этом надо не так уж много, разве, что поэтические. И в воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Еще одним условием и средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, театр, архитектура. Каждый вид искусства ценен для развития личности. Л. С. Выготский в работе «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает, что в дошкольном возрасте дети более всего склонны к восприятию музыки, им свойственно желание лепить, рисовать, они овладевают речью.

Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности – одна из закономерностей воспитания.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все выше названные средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно, как и недостаток эмоционального воздействия. Вот пример удачного сочетания различных средств.

Дети приходят в зал, садятся. Исполняется фрагмент из пьесы А. Хачатуряна «сегодня запрещено гулять» (средняя часть). Дети говорят, как называется пьеса, кто автор, рассказывают о характере музыкально произведения.

После исполнения пьесы внимание детей обращается на столы в конце зала, где приготовлено все необходимое для рисования.

Педагог говорит: «А теперь попытайтесь представит себе, что это вас не пустили гулять и вы скучаете в одиночестве. Вам грустно и тоскливо. Выразите свое настроение в рисунке. Подумайте, кто вместе с вами может быть изображен. Какого цвета земля, небо? Может ли кончится дождь и появиться солнышко? А чтоб у вас было соответствующее настроение, я сыграю пьесу еще раз. Музыка вам все подскажет и расскажет. Только вслушайтесь: о чем говорят повторяющиеся звуки, а нисходящая интонация – мотив – словно вздохи… А как «светлеет» музыка в конце пьесы. Постарайтесь подобрать соответствующие настроению краски.»

Звучит музыка, дети рисуют. После рисования работы помещают на стенд. Проходит их обсуждение. При обсуждении главный акцент делается на настроении картины, тонах которые использовал ребенок, и только потом оценивается предметное изображение.

В данном случае ведущим (доминантным) видом деятельности является слушание-восприятие. Остальные виды деятельности помогают его активизации. Рисование помогает понять эмоциональное состояние детей во время слушания.

Приобщение детей к искусству, развитие у них эстетического вкуса, понимание прекрасного осуществляется через показ, наблюдения, объяснение, анализ, пример взрослого. Формирование навыков художественной деятельности требует практических методов: показ, упражнения, объяснение, метод поисковых ситуаций. Очень важно, находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками: лепить, рисовать, мастерить, украшать. Полезны творческие задания. Это очень эффективный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный настрой и интерес. Но творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создавать что-то творческое. Обучение становится одним из факторов, стимулирующим творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

Из данного определения становиться понятным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, т. е. необходимо целенаправленное обучение детей.

Для малыша творческое начало может проявляться в изменении величины предмета. Например, дети лепят яблоки, и если кто-то из них, слепив яблоко, затем изображает яблоко поменьше или побольше, то для него это будет творческим решением. Проявлением творчества детей этого возраста можно считать и дополнения изображения какими-то деталями : например к вылепленному яблоку малыш прикрепляет палочку (черешок, к шарику – веревочку. Творческий подход к изображению может выразиться в изменении цвета: например, нарисовав красное яблоко, ребенок рядом (по своей инициативе) рисует желтое или зеленое. Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой. Например, дети средней группы по заданию педагога рисуют птицу, кто какую захочет. Закончив изображение, мальчик из раскрытого клюва выводит тонкие, волнистые линии: «Птичка поет – объясняет он, - это ее голосок». И здесь мы видим проявление воображения и творчества.

В творческой деятельности ребенка следует выделить три основных этапа.

1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

Тема может быть определенна самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное решение всегда остается за самим ребенком). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Дети 3-х лет только в 30 – 40 о/о случаев могут создать задуманное сами. Остальные меняют замысел, и как правило, называя, что они хотят нарисовать, в начале занятия, затем рисуют совсем другое. Иногда смена замысла происходит несколько раз. И лишь к концу года, при условии систематических занятий с детьми у 70 – 80 о/о ребят замысел и воплощение совпадают. Причина такого явления, с одной стороны, в ситуативности мышления малыша: сначала ему захотелось нарисовать одно, вдруг в поле его зрения попадает другой объект, который представляется ему более интересным. С другой стороны, называя замысел, малыш не всегда может соотнести задуманное со своими изобразительными возможностями. А поэтому, взяв в руки карандаш или кисть, и поняв свое неумение, он отказывается от своего первоначального замысла. Чем старше дети и чем богаче их опыт любой художественной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

2. Создание детьми образа.

Изображение, рассказ по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, если воспитатель не регламентирует решение ребенка.

3. Анализ результатов.

Тесно связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ результатов должен осуществляться при максимальной активности детей. По окончании занятия все созданные детьми работы помещаются на специальном стенде. Это дает возможность каждому увидеть работы всех детей, понять разнообразие решений. При тактичном, направляющем внимание детей действии педагога они увидят интересные находки других детей, оригинальные и выразительные решения темы. Просмотр и анализ детских работ в конце занятий, нужно организовать по-разному, иначе это будет скучно. Если дети изготовляли украшения для елки, то в конце занятия все сделанные детьми игрушки надо просто повесить на елку вместе с ними и отметить, что все игрушки смотрятся хорошо. Если дети создавали коллективную композицию, то по ее завершении следует обратить внимание на то, как красива общая картина, и предложить им подумать, как можно дополнить ее, сделать богаче и красивее. А если украшали платья для кукол, то их лучше «развесить в магазине», чтобы куклы могли выбрать понравившееся.

Важный стимул развития детского творчества – положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей. Поэтому необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать выставку продуктов детского творчества.

Осуществляя работу по развитию детского творчества, необходимо шире включать детей во все процессы подготовки к исполнению (И чем старше дети, тем больше их надо активизировать) : выслушивать их мнение, советоваться с ними. Например, поговорить с ними о том, какую сказку выбрать для драматизации, предложить подумать, какие предметы могут понадобиться для оформления группы, зала, что можно найти в готовом виде, а что нужно сделать самим. Важно ставить детей не в позицию послушных исполнителей, а в активных участников подготовки и осуществления творческой деятельности.

Творческий характер деятельности требует создания непринужденной обстановки: дети могут заниматься, сидя за столами, перед мольбертами или доской, должны иметь возможность подойти к книжному уголку, к полке с игрушками, чтобы рассмотреть игрушку, иллюстрацию, или взглянуть в окно, чтобы увидеть цветы на участке детского сада, стоящие поблизости дома, идущих людей и т. п. На таких занятиях беседа должна быть живой, непосредственной.

Неуместны замечания детям и отрицательные оценки в процессе деятельности. Это отвлекает, снижает эмоционально-радостное настроение.

Повышению интереса к занятиям и созданию радостной творческой обстановки помогает общественная направленность занятий: детям нравится делать что-то, что может принести радость другим людям, - подготовить сюрприз, подарок, изготовить игры и игрушки для малышей, украшения к празднику и т. п.

Воспитатель управляет процессом эстетического развития детей не только посредством занятий. Дети по своей инициативе часто занимаются художественной деятельностью самостоятельно. Характер руководства самостоятельной художественной деятельностью опосредованный, косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музицировании. Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникает такая необходимость. Но главное – создать условия для самостоятельной деятельности детей : дети должны знать, где взять необходимые материалы, где именно можно не мешая другим, рисовать, строить, музицировать и т. п.

Самостоятельная художественная деятельность тесно связанна с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке.

Воспитатель организует экскурсии в природу, к памятникам, в музей, на празднично украшенную улицу и т. п. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, прогулки, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку важно не только сообщить детям новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства.

Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, а также в эстетическом воспитании занимают праздники и развлечения. Развлечение как форма работы с детьми проводиться один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные или музыкальные вечера. Например, викторина по сказкам К. И. Чуковского. Полезны развлечения сочетающие в себе разные виды искусства. Например, по теме: «Поет зима, аукает…», дети читают стихи, поют песни, водят хороводы. Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране. Праздник должен быть эмоционально насыщен. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности.

Такие вечера развлечений и праздники доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

Итак, художественная деятельность детей, как составляющая эстетического воспитания может быть организованна в виде занятий, а может быть самостоятельной, возникшей по инициативе ребенка, протекающая под косвенным руководством взрослого, которая осуществляется индивидуально или же подгруппами, через экскурсии, праздники, развлечения, театрализованные игры, занятия по другим видам деятельности, труд.

Важный стимул развития детского творчества – положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей. Поэтому необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать выставку продуктов детского творчества.

Публикации по теме:

Доклад «Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности» Поступление в школу в начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребёнка. Маленький человек находится в.

Проект по формированию навыков культурного поведения у детей посредством театральной деятельности «Играем в театр» Проект: «Играем в театр» Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию проект педагогической деятельности. Цель проекта – формирование культуры.

Художественно-эстетическая зона развития. Требования к изобразительной, творческой зонам группы в детском саду Требования к зоне изобразительного творчества: - Соответствие уголков изодеятельности возрасту и требованиям ФГОС и СанПин. - Расположение.

Консультация для педагогов «Формирование элементарных речевых навыков у детей младшего возраста с ТНР» Консультация для педагогов "Формирование элементарных речевых навыков у детей младшего возраста с ТНР" Материал в информационную папку для.

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» Каждая семья стремится вырастить детей.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у детей 3–4 лет в детском саду» Консультация для родителей на тему : Формирование здорового образа жизни у детей 3-4 лет в детском саду. Формирование здорового образа.

Консультация для воспитателей «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту» Консультация для воспитателей. Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту. Человеческая жизнь сложна.

Особенности развития технических навыков и умений в условиях изобразительной деятельности Особенности развития технических навыков и умений в условиях изобразительной деятельности В данном разделе исследования будут определены.

Проект по изобразительной деятельности «Рисование цветным песком в детском саду» Актуальность:формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным.

Рисование солью в детском саду (из опыта работы по применению нетрадиционных техник изобразительной деятельности)Рисование солью в детском саду (из опыта работы по применению нетрадиционных техник изобразительной деятельности) Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование навыков изобразительной деятельности в детском саду»
Опубликовано: 14 марта 2017 в 16:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование навыков изобразительной деятельности в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ковалева (УИ 297627) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД