Папки-передвижки

Консультация «Формирование основ культурно-гигиенической культуры в старшем дошкольном возрасте»

юлия мищенко
Консультация «Формирование основ культурно-гигиенической культуры в старшем дошкольном возрасте»

Консультация

«Формирование основ культурно-гигиенической культуры в старшем дошкольном возрасте»

Несмотря на то, что наиболее благоприятным периодом для формирования культурно-гигиенических навыков является раннее детство, дошкольный возраст имеет в этом отношении свое не приходящее значение. В период от 3 до 7 лет совершенствуются способы выполнения соответствующих действий, меняется сама структура навыков и характер их формирования.

Публикация «Консультация „Формирование основ культурно-гигиенической культуры в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

1)Освоенные культурно-гигиенические навыки постепенно переходят в привычку. Так, навык мыть руки перед едой, перерастает в потребность мыть руки. При этом выполнение действий сопровождается чувством удовольствия, окрашивается положительными эмоциями. И наоборот, если ребенку не удается выполнить действие, ставшее потребностью, то он испытывает внутренний дискомфорт: может отказаться от еды, даже если очень голоден, если не удалось помыть руки.

С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если в начале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, например требование взрослого или осознанием необходимости в его совершении, то с возникновением привычки мотивом становится сама потребность в выполнения действия. Но не надо забывать, что навыки формируются, а затем перерастают в привычку, когда выполняются каждодневно, без перерывов, постоянно, т. е. когда ребенка побуждают всегда мыть руки перед едой, всегда аккуратно складывать одежду и т. д.

2) Расширяется круг культурно-гигиенических навыков, они становятся более сложными, объединяются в систему. Увеличение элементарных навыков и привычек создает фундамент для формирования более сложных. Такие автоматизированные формы поведения сокращают время на выполнение простейших бытовых процессов и освобождают сознание для более сложной интеллектуальной деятельности, ведь теперь не надо задумываться над их выполнением.

Навыки личной гигиены соединяются с навыками поведения в общественных местах: как надо себя вести в умывальной комнате, в столовой, как надо относиться к вещам (сначала к полотенцу, расческе, мылу и другим предметам повседневного быта, а затем и к посуде, игрушкам, одежде и другим); как относиться к своему труду и труду других людей, к тому кто приготовил пищу, накрыл на стол, выстирал платье. Навыки, как и привычки, объединяются между собой, переходят в черты характера. Так, навык мыть руки перед едой, объединившись с навыком причесывания, одевания, становится привычкой быть всегда аккуратным, переносится на поддержание в частоте своей одежды и других вещей, перерастает в привычку быть аккуратным в делах и деятельности, уважать труд других людей. И тогда за счет сформированных навыков расширяется круг самостоятельности и активности ребенка. Малыш начинает выполнят культурно-гигиенические навыки по своей инициативе.

3) Формируется осознание правил и норм стоящих за культурно-гигиеническими навыками. В дошкольном возрасте малыш усваивает первые этические нормы. Он «открывает», что за каждым культурно-гигиеническим навыком стоит определенно правило поведения продиктованное нравственными нормами поведения.

Осознание общественных норм поднимает навыки на более высокую ступень, качественно изменяя и перестраивая их. Поэтому неверным и опасным для благополучного психического развития ребенка является ситуация, когда взрослый в отношении дошкольника понижает требовательность и внимание к бытовым процессам. И тогда обучение навыкам, которое должно включать объяснение и обоснование их значимости с точки зрения нравственных норм, заменяется на деле простым контролем, часто не систематическим и формальным. Причем он касается лишь факта участия в бытовом процессе: помыл ли руки, доел ли суп, а так-же быстроты его выполнения. Качество и последовательность действий находится вне внимания взрослого.

При этом часто считается не важным следить за тем, перешел ли навык в привычку. Подобная ситуация приводит к тому, что даже у семилетних детей не редко встречается объяснение необходимости выполнять культурно-гигиенические навыки, исходя только из требования взрослого. Это может привести к потери уже почти сформированного навыка. Поэтому в дошкольном возрасте надо проводить повторное обучение навыкам на иной, чем в раннем детстве основе. Ребенку нужно помочь осознать приемы и условия выполнения культурно-гигиенических навыков, а также их необходимость, опираясь на расширение и усложнение его практического опыта. А для этого необходимо специально организованная деятельность малыша под руководством взрослого.

Дети четырех-пяти лет по-прежнему осознают необходимость выполнения культурно-гигиенических навыков, исходя из их значения для самого себя, но уже не только в конкретной ситуации, а в перспективе, в будущем:» надо спать, чтобы крепче быть. Надо умываться, чтобы большими вырасти». В этом возрасте малыш уже четко осознает последовательность основных операций, составляющих бытовой процесс, предметы и вещества необходимые для него : «Включаю кран. Беру мыло. Руки мою мылом. Смываю водичкой».

Дети пяти-семи лет понимают важность выполнения культурно-гигиенических требований, исходя из их гигиенической необходимости и социальной значимости. Например:» Руки надо мыть, чтобы микробы не заводились, чтобы не заразить никого». Главная задача формирования культурно-гигиенических навыков у детей четырех-пяти лет направленна на осознание правил поведения в ходе бытовых процессов. Пяти-семилетний ребенок хорошо понимает нравственную норму, формулирует ее. Для него норма выступает как регулятор взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Т. е. ребенок осознает себя членом общества. Старший дошкольник может отнести правило не только к себе, но и к другому: нельзя проливать суп и пачкать скатерть, нельзя баловаться за едой, чтобы не толкнуть соседа и мешать ему. Т. е. малыш начинает осознавать, что выполнение правил поведения обусловлено нормами человеческих взаимоотношений, а в их соблюдении проявляется уважение к окружающим. Ребенок начинает понимать, что нарушение правил поведения может причинить вред не только ему самому, но и другому человеку.

В психическом развитие дошкольника поведение и осознание стоящих за ним норм складываются не одновременно. С начало осваиваются культурно-гигиенические навыки, а несколько позднее ребенок усваивает правила лежащие за ними их необходимость. С возрастом требования со стороны взрослого усложнятся переходя от конкретных обобщенным: не просто аккуратно есть, правильно вести себя за столом, а быть аккуратным, вежливым. Таким образом общественные правила и нравственные нормы начинают определять, регулировать поведение ребенка в обществе.

В пять-семь лет значительно возрастает произвольность поведение, ответственность за свои поступки, добросовестность. Ребенок уже может сознательно управлять своими действиями, желаниями, чувствами, его самосознание поднимается на качественно новый уровень. Поэтому детям этого возраста уже можно доверить самостоятельное выполнение бытовых процессов, но только в том случае, если они сознают последовательность и условия их выполнения, их необходимость и значимость: знают, когда надо мыть руки и зачем это надо делать, какие правила при этом соблюдаются. Итак главная задача формирования культурно- гигиенических навыков в пяти-семилетнем возрасте состоит в осознании нравственных норм, лежащих в их основе.

Взаимосвязано с формирование культурно-гигиенических навыков, осознанием правил и норм, их определяющих складываются и развиваются нравственные чувства. Младшие дети стремятся правильно выполнить действия, чтобы заслужить похвалу, одобрение. И только потом, когда дети подрастая начинают осознавать, что за каждыми действиями стоит правило, усвоят нравственную норму, соотнесут её с действиями, они начинают испытывать удовольствие от того, что поступают в соответствии с нравственной нормой. Теперь они радуются не тому, что вымыли руки, а тому, что они аккуратные: “Я хороший, поэтому что все делают правильно!” С обобщением правил, отрывом их от конкретной ситуации обобщаются и отрываются от конкретной наглядной ситуации и переживаемые нравственные чувства.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Картотека дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в летний период Цель дидактической игры в старшем дошкольном возрасте — это сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Конструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрастеКонструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрасте Самостоятельная игровая деятельность «Творим и мастерим» Конструирование в дошкольном возрасте полностью отвечает интересам детей, их.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование основ культурно-гигиенической культуры в старшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 22 февраля 2021 в 20:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД