Консультация «Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни»

Юлия Масалимова
Консультация «Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

г. ТАРКО-САЛЕ

Консультация

«Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни»

Воспитатель:

Масалимова Ю. И.

2015 г.

Понятие ЗОЖ включает: режим дня, сформированные культурно-гигиенические навыки, закаливание, рациональное питание, двигательную активность, психоэмоциональную регуляцию. Младший дошкольный возраст – благоприятный период для формирования интереса и положительного эмоционального отношения к отдельным компонентам ЗОЖ.

Считается, что положительное отношение к ЗОЖ эффективно формируется в ходе игровой деятельности детей и в таких режимных моментах, как прием пищи и подготовка к прогулке.

В игре, особенно с младшими дошкольниками, необходимо моделировать не лечение болезней, а повседневную жизнь, обогащая содержание игры яркими, положительными эмоциями.

Разрабатывается серия сюжетно-отобразительных игр, которые являются эффективным средством решения задач таких образовательных областей, как «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура».

Серия состоит из трех блоков:

• игры, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

• игры, способствующие формированию культурно-гигиенических навыков;

• игры, помогающие формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

Первый блок

«Пикник».

Задачи. Развивать навыки, связанные с процедурой закаливания. Способствовать повышению уровня произвольности движений.

Возможные игровые действия и поведение.Ребенок собирает в рюкзак необходимые для пикника вещи: покрывало, посуду, продукты, спортивный инвентарь. Взрослый моделирует преграды (речка, большие камни, гора, поваленное дерево и т. д.). Ребенок преодолевает преграды (перепрыгивает через речку, перешагивает через камни, перелезает через дерево и т. п.). Готовит место для пикника (расстилает покрывало, раскладывает пищу и т. п.). Следит, чтобы дочка, сын (куклы) не перегрелись и не замерзли. Взрослый организует игры с мячом на воздухе.

«Новоселье».

Задачи.

Привлекать внимание детей к новому, приятному, что их окружает. Удовлетворять потребность в двигательной активности. Использовать разные виды игр.

Возможные игровые действия и поведение. Ребенок берет на себя роль хозяйки, хозяина или гостя. Хозяин красиво раскладывает игрушки. Хозяйка накрывает стол для гостей. Гости выбирают «подарки» (игрушки). Взрослый организует совместные «чаепитие». Дети танцуют по показу или импровизируют. Взрослый проводит хороводные игры.

«Прогулка в лес».

Задача. Сочетать прогулки с занятиями сезонными видами спорта.

Возможные игровые действия и поведение. Зимой ребенок имитирует катание на лыжах и коньках, летом – на роликовых коньках, в любой сезон – пробежку. Следит, чтобы его ребенок (кукла) не перегрелся и не замерз. Взрослый обращает внимание на то, как хорошо гулять в лесу и дышать свежим чистым воздухом. Проводит дыхательную гимнастику.

«Тренажерный зал».

Задачи. Учить использовать все доступные средства для развития мускулатуры. Удовлетворять потребность детей в движении. Расширять и углублять представления о пользе физических упражнений.

Возможные игровые действия и поведение. Ребенок раскладывает спортивный инвентарь, моделируя помещение тренажерного зала. Принимает роль тренера или тренируемого. Использует групповые тренажеры по назначению.Выполняет упражнения с детским спортивным инвентарем: гантелями, обручем, грушей и т. д. С помощью взрослого успокаивает дыхание, измеряет пульс.

Второй блок

«Сборы на прогулку».

Задача. Расширять представление о процессе одевания, необходимых атрибутах и основных действиях, сопровождающих этот процесс.

Возможные игровые действия и поведение. Ребенок выбирает одежду по сезону. Объясняет дочке или сыну (кукле) процесс одевания. Собирает предметы, которые могут понадобиться на прогулке (игрушки для уличных игр; платочек, салфетки, чтобы вытереть руки ребенку, если запачкает; питье, если на улице жарко и т. д., одевает ребенка, застегивает пуговицы, молнии, зашнуровывает ботинки, завязывает шарф, надевает шапку и т. д.

«Обед».

Задачи. Развивать навыки, связанные с процедурой мытья рук (по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом, после прогулки). Уделять особое внимание культуре поведения за столом. Расширять представление о процессе еды, основных действиях, сопровождающих процесс, об атрибутах, используемых во время еды, и правилах их безопасного использования. Побуждать полоскать рот после приема пищи.

Возможные игровые действия и поведение. Ребенок моет руки перед началом приготовления пищи, моет продукты, готовит полезные блюда, сервирует стол (не забывая о салфетках). Моет руки перед едой себе и своему ребенку (кукле). Рассказывает ему о том, что еда дает силы, в ней есть витамины, поэтому сначала надо есть полезную пищу, а потом немного сладкого; объясняет, что жевать следует с закрытым ртом; после еды нужно использовать салфетки, говорить «спасибо»; если находишься дома, нужно прополоскать рот, убрать со стола, вымыт посуду.

«Укладывание спать».

Задачи. Развивать навыки, связанные с гигиеническими процедурами перед ночным сном.

Возможные игровые действия и поведение. Ребенок предлагает дочке (сыну) перед сном выпить теплого молока с медом или стакан кефира (чтобы «живот легче справлялся с ужином»).Затем помогает подготовиться ко сну: умыться, почистить зубы, снять одежду, аккуратно сложить ее на стул, лечь в кровать. Укрывает своего ребенка по сезону (зимой – теплым одеялом, летом – легким). Рассказывает сказку или поет колыбельную, поглаживает куклу по ручке прямыми движениями («ножки и ручки станут сильными, а кожа гладкой», по животу – круговыми движениями («живот хорошо отдохнет»).

«Купание».

Задачи. Закреплять умение выделять и называть основные части тела (голова, руки, ноги, шея, живот, спина, пальцы). Подвести к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле. Расширять представление о процессе купания, основных действиях, сопровождающих его предметах личной гигиены и правилах их безопасного использования.

Возможные игровые действия и поведение.Ребенок готовится к купанию куклы: моет ванночку, наполняет ее водой, проверяет температуру воды (касается локтем,готовит необходимые принадлежности: шампунь, мыло, губку, полотенце. Раздевает ребенка, аккуратно складывает одежду. Сажает его в ванночку. Во время купания называет части тела ребенка, объясняет ему, почему надо быть чистым, вытирает насухо («чтобы ребенок не простудился»).

Третий блок

«Уборка».

Задачи. Помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью каждого человека и за него они отвечают сами. Формировать умение ухаживать за своими вещами и игрушками.

Возможные игровые действия и поведение.Взрослый готовит атрибуты: тряпку, губку, ведро, щетку, ручной пылесос, бутылочки (из-под молочных жидкостей и чистящих порошков).Ребенок наводит порядок в выбранном пространстве групповой комнаты: вытирает тряпкой пыль, чистит щеткой твердые поверхности, подметает пол, моет его тряпкой, чистит ручным пылесосом ковер, расставляет по местам игрушки. Показывает и озвучивает результаты своей работы (кукле, сверстнику, взрослому): «Как чисто!», «Какая красота!», «Когда чисто – нет микробов, меньше болеешь».

Взрослый может организовать ряд игровых ситуаций: «Была лужа и нет ее» - дети убирают небольшую лужу с помощью губки, выжимая ее в ведро. «Намусорили» - взрослый предварительно подготавливает мусор (кусочки бумаги) и разбрасывает их по полу. С помощью веника и совка дети собирают мусор и ссыпают его в ведро.

«Магазин».

Задачи. Формировать интерес к способам сохранения и укрепления здоровья. Расширять представление о физиологических потребностях организма (здоровом питании и двигательной активности).

Возможные игровые действия и поведение. Ребенок выбирает роль продавца или покупателя. Продает (покупает) в продуктовом магазине полезные продукты – овощи, фрукты, крупы, молочные продукты («чтобы живот хорошо работал»); в спортивном магазине – спортивный инвентарь («чтобы стать сильнее и крепче»).

«Кафе».

Задача. Формировать представление о здоровом питании.

Возможные игровые действия и поведение. Ребенок выбирает роль официанта или посетителя. Официант предлагает различные блюда, посетитель выбирает «здоровое» меню (салат без майонеза, вместо лимонада – сок, вместо торта – фрукты и т. п.). Взрослый обращает внимание на соблюдение правил поведения за столом.

«Пляж».

Задача. Формировать положительное отношение к закаливающим процедурам (с использованием воды, воздуха, солнечных лучей).

Возможные игровые действия и поведение. Ребенок надевает головной убор на себя и на куклу, наносит на кожу защитный крем, устанавливает для дочки (сына) длительность «купания» («ребенок после болезни», совершает движения, имитирующие плавание (лежа на покрывале, на ковре). Взрослый проводит закаливающие мероприятия – хождение босиком и т. п.

При проведении серии сюжетно-отобразительных игр формируютсяинтегративные качества:

- любознательность, активность (ребенок активен в организации собственной двигательной деятельности и деятельности сверстников, самостоятельно использует подвижные игры в повседневной жизни; с удовольствием выполняет гигиенические процедуры, проявляет интерес к правилам здорового образа жизни);

- эмоциональная отзывчивость (ребенок испытывает радость и эмоциональный комфорт от двигательной активности, оздоровительных мероприятий, от выполнения элементарных трудовых процессов);

- общительность (ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками);

- способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту (ребенок может при участии взрослого переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения).

С помощью игр ребенок также получает первичные представления об особенностях жизнедеятельности человека: о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, а также основных атрибутах и действиях, сопровождающих эти процессы.

Сюжетно-отобразительные игры рекомендуется проводить с учетом сезонной ритмичности. Например, в зимний период проводятся игры «Тренажерный зал», «Прогулка в лес», которые не только создают положительную установку на занятия физическими упражнениями, но и одновременно являются профилактикой лишнего веса в связи с калорийностью зимнего питания и погодным ограничением двигательной активности. Актуальной для зимы является и игра «Укладывание спать». В этой игре не только усваиваются элементарные представления о режиме дня и формируется положительное к нему отношение, но и гармонизируется состояние нервной системы. Этому способствуют колыбельные песни, ласковые слова, произносимые детьми.

Весной подбор сюжетно-отобразительных игр может быть ориентирован на формирование интереса к здоровому образу жизни. После зимнего расхода витаминов организм особенно нуждается в полезном и правильном питании, поэтому игры «Обед», «Кафе» вызовут у детей желание есть полезную пищу. Игра «Прогулка в лес» побудит детей отправиться гулять, что очень актуально для сезона, поскольку появляющаяся зелень активно обогащает воздух кислородом.

Публикации по теме:

Формирование мотивации к здоровому образу жизни у дошкольников среднего возрастаФормирование мотивации к здоровому образу жизни у дошкольников среднего возраста Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических.

Консультация для педагогов «Технология обучения здоровому образу жизни» Технология обучения здоровому образу жизни Должно оставить беспечность, коль дело пойдёт о здоровье. Меру важно во всём соблюдать — в еде.

Круглый стол для воспитателей «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»Круглый стол для воспитателей «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» Интерактивная форма "Круглый стол" была использована на педагогическом совете: «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей.

Образовательная программа «Формирование представлений об окружающем мире и привычки к здоровому образу жизни» В программе выделены две части: 1. Обучающий компонент — это первоначальные сведения о здоровом образе жизни. 2. Воспитывающий компонент.

Формирование ценностного отношения к безопасному образу жизни и сохранению здоровьяФормирование ценностного отношения к безопасному образу жизни и сохранению здоровья Актуальность. Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами.

Отчет работы методического объединения по теме «Формирование привычки к здоровому образу жизни» Формирование привычки к здоровому образу жизни Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим.

Педсовет «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» МБОУ ЦО № 24 г. Тула, дошкольное отделение Повестка дня: 1. Выполнение решений предыдущего педсовета. 2. Обоснование постановки проблемы.

Проект по валеологии, формированию у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни «Хочу расти здоровым!» Тип проекта: - исследовательско-творческий; - малой продолжительности; - детско-родительский. Участники проекта: дети разновозрастной группы.

Семинар-практикум для педагогов «Формирование привычки к здоровому образу жизни» Цель: повысить уровень практической подготовки воспитателей, совершенствования практических навыков, необходимых для сохранения и укрепления.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация «Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни»
Опубликовано: 7 апреля 2016 в 20:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. Всемирный день творчества и инновационной деятельности

Воспитанию в детях творческого и инновационного подхода к решению задач посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой инновационных игр и занятий, чтобы провести целый день с...

21 апреля. День домашнего спорта на МААМ

Физкультурой и спортом, при желании, можно заниматься не только в спортзале, но и в домашних условиях. Для этого и обыкновенный спортинвентарь можно использовать, и нестандартный: сделанный из подручных...


Горячие темочки