Получи документы

Формирование у дошкольников представлений об опасных ситуациях в окружающем мире природы и способах поведения в них

Наталья Николаевна Фролова
Формирование у дошкольников представлений об опасных ситуациях в окружающем мире природы и способах поведения в них

Консультация для педагогов

Тема: Формирование представлений у дошкольников представлений об опасных для человека и окружающего мира природы, ситуациях и способах поведения в них

Безопасности формула есть :

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – все избежать,

А где надо – на помощь позвать

Публикация «Формирование у дошкольников представлений об опасных ситуациях в окружающем мире природы и способах поведения в них» размещена в разделах

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, порой становится весьма небезопасной для него. Овладеть элементарными навыками поведения в природе, развить самостоятельность и ответственность у дошкольников, сформировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, приобщить к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения - задачи, которые мы решаем с помощью различных форм и методов работы с детьми.

Данная консультация посвящена решению одной из задач образовательной области «Безопасность».

Чтобы правильно и грамотно решать данную задачу необходимо:

1. Знать содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности

2. Знать и использовать различные формы организации деятельности с детьми, родителями, социальными партнерами

3. Должно быть перспективное планирование

4. Должен быть необходимый дидактический наглядный материал

5. Необходимо методическое обеспечение: программы, методички и др.

Работа по формированию представлений у дошкольников представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях ведется через :

• непосредственную образовательную деятельность;

• совместную деятельность взрослых и детей (драматизация сказок, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения).

• самостоятельную деятельность (игры).

При планировании психолого-педагогической работы с дошкольниками такие формы работы с детьми как :

• целевые прогулки и экскурсии;

• туристические походы;

экологические акции;

• элементарная поисковая деятельность детей;

• проектная деятельность;

экологические развлечения;

Одной из интересных форм работы с детьми, является организация туристических походов. Туризм - это метод познания края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретение трудовых навыков.

Лучший итог любой туристической прогулки - радость ребят и их вопросы: «А когда мы еще пойдем?».

После туристического похода можно организовать социальные акции, например,

- «За чистоту родника!»

- «За чистоту парка, участка!»

- «Живи, родник, живи!»

- «Берегите лес – богатство нашей родины!» и др.

Для того, чтобы привлечь внимание к данной проблеме можно предложить издать листовку - обращение к жителям с просьбой беречь наши водные источники. Они с увлечением работали над текстом листовки, предлагали разнообразный дизайн. В результате кропотливой работы родился текст листовки, в которой дети обращались к жителям села с просьбой бережно относиться к окружающей среде. Затем экологический патруль может раздавать листовки, дети на прямую обращались к взрослым, тем самым, привлекая внимание к ухудшению экологического состояния водоемов. Так можно создать плакат «Живи, родник, живи!», которая была реализована в совместной деятельности. Дети и родители, при активной помощи воспитателя, включившись в творческий процесс, проявили фантазию и мастерство. Наш плакат был размещен в самом многолюдном месте нашего села.

Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Экологические проекты для детей увлекательная игра в «ученых», «исследователей», «защитников природы».

Можно реализовывать проекты:

- «Лекарственные растения нашего края»;

- «Вода – источник жизни»;

- «Грибы наших лесов»;

- «Парк нашего детского сада» и др.

Все экологические проекты должны быть объединены одной общей целью: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая, интересная книга. Она может включать экологические праздники – наиболее действенное средство воспитания, способствующее всестороннему развитию ребенка. Они будят в его душе интерес к окружающему, воспитывают любовь к природе родного края.

На экологических праздниках затрагивается и тема загрязнения окружающей среды :

- «День Земли»;

- «Праздник березки»;

- «Бал цветов»;

- «День птиц» и др.

Семья играет важную роль в формировании основ безопасности и здорового образа жизни. Цель нашей работы с родителями - объяснить проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье. Для вовлечения родителей в образовательный процесс мы используем различные формы и методы работы :

• семинары-практикумы;

• участие в непосредственно-образовательной деятельности;

• совместные экскурсии;

• участие в туристических походах;

• участие в подготовке и проведении акций;

• подготовка экологических праздников и развлечений и непосредственное участие;

• изготовление дидактических пособий;

• участие в проектной деятельности;

• организация предметно-развивающей среды.

Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не станут единомышленниками и помощниками в воспитании основ безопасности жизнедеятельности детей.

Формирование основ безопасности невозможно без интеграции различных образовательных областей: познание, социализация, физическая культура, здоровье, что предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Организовывая режимные моменты мы можем привлекать структуры: краеведческий музей, центральную районную библиотеку, ВДПО, ГИБДД, данные службы оказывают нам помощь в проведении различных мероприятий, в том числе и информационную.

Решение задач образовательной области «Безопасность» позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранять и преумножать ее красоту. Ведь от этого зависит и наша безопасность и наше здоровье.

В качестве рекомендаций можно предложить таблицу, составленную на основе программы Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стеркиной Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

В таблице указано 4 раздела:

1 раздел: ребенок и другие люди,

2 раздел: ребенок дома,

3 раздел: ребенок и природа,

4 раздел: здоровье ребенка, ребенок на улице.

Далее указаны режимные моменты: объяснение, беседы, игры, чтение худ. литературы. Затем содержание работы работы с детьми в совместной деятельность, затем содержание самостоятельной деятельности детей и работа с родителями.

Публикации по теме:

Анализ условий по формированию навыков ЗОЖ и ОБЖ в средней группе Анализ условий, созданных для формирования навыков ЗОЖ и ОБЖ в средней группе. Цель ЗОЖ: содержательная область «Здоровье» направлено.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми по реализации образовательной области «Безопасность» Содержание психолого-педагогической работы с детьми по образовательной области «Безопасность» Разработала воспитатель МБДОУ д\с №71 «Дельфин».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников представлений об опасных ситуациях в окружающем мире природы и способах поведения в них
Опубликовано: 21 февраля 2015 в 10:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД