Алена Поздеева
Консультация «Формирование структурно-композиционных умений у старших дошкольников при обучении пересказу»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной темы обусловлена тем, что важнейшей задачей дошкольного обучения является обучение дошкольников связной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
Умение является промежуточным этапом овладения новым способом действия, основанным на каком – либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка деятельности воплощающийся в системе читательских и речевых умений, которыми овладевает старший дошкольник.
Публикация «Консультация „Формирование структурно-композиционных умений у старших дошкольников при обучении пересказу“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Старшая группа
- Темочки
В комплекс речевых умений, которыми овладевает дошкольник выделяются входят структурно – композиционные умения, обеспечивающие правильное построение текста (к ним относятся умение выделять части в тексте, строить вступительное и заключительное предложение, формировать части текста, умение составлять план и связно и последовательно излагать содержание.
Виды речевых умений
Овладение речью как средством общения предполагает формирование умений воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственное высказывание. Эти умения являются обобщенными. В методических целях необходимо выделить в их структуре составляющие частные умения. Для выявления частных умений важно отметить, что как при восприятии, так и при воспроизведении и создании высказывания объектом деятельности учащихся становится художественный текс, представляющий собой единство трех сторон: содержания, структуры и речевого оформления.
• Умение анализировать художественное произведение – умение творческое, предполагающее готовность читателя найти решение в том случае, когда заранее неизвестен набор правил и операций, последовательное осуществление которых приведет к цели.
Поэтому, как напоминает М. П. Воюшина, данное умение не может быть сформировано путем выполнения специальных упражнений, отработки последовательности действий, т. е. с помощью алгоритма. Овладение им происходит в процессе творческой деятельности детей, в процессе чтения и анализа художественного произведения.
• Структурно – композиционные умения старших дошкольников, согласно «Программе обучения и воспитания в д\саду» заключаются в умении составлять предложения из 3-4 слов, умении составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему, умении составлять рассказы о предметах (по плану, предложенным взрослым, умении самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.
В методической науке неоднократно предпринимались попытки создать систему обучения связной речи. У истоков разработки данной проблемы под системой понимались определенная последовательность методических приемов в проведении упражнений, обеспечивающих увеличение самостоятельности детей при их выполнении Н. С. Рождественский, В. А. Кустарева, Н. А. Пленкин, Е. Н. Никитина.
• В методических исследованиях последнего времени рассматриваются различные подходы к обучению младших школьников работе с текстом:
Создание высказываний на основе знакомства с понятиями лингвистики текста (В. И. Капинос, Т. А. Ладыженская, Т. Г. Рамзаева, М. С. Соловейчик, Л. И. Лосева, и др.)
• Использование системного подхода в работе над развитием связной речи (Е. И. Никитина, Н. А. Плешкин, и др.)
• Использование анализа текста – образца в процессе создания собственных высказываний (А. Е. Васильева, Е. П. Суворова и др.)
• Занятие по пересказу литературных произведений ставит задачу развивать связную речь детей – учить их точно, последовательно, связно и грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи.
В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. План занятия по пересказу произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.
Занятие по пересказу может состоять из следующих частей: вводной беседы, чтения литературного произведения, беседы по содержанию и форме прочитанного произведения, повторного чтения литературного текста пересказа произведения детьми. Для выявления того как влияет обучение пересказу на формирование структурно – композиционных умений у старших дошкольников нами было проведено исследование:
- на первом этапе исследования было выявлено, что у большей части детского коллектива структурно – композиционные умения на среднем уровне.
Работа направленная на формирование структурно – композиционных умений заключалась в комплексе занятий.
В результате преобразующего этапа эксперимента в процессе обучения пересказу дети помимо речевых умений, приобрели навыки общения. Они стали лучше выражать свои мысли, улучшилось качество общения как друг с другом, так и со взрослыми.
Исходя из полученных в ходе исследования данных, мы выяснили, Что число детей у которых сформированы структурно – композиционные умения увеличились с 30% - 70%.
Сформированные структурно – композиционные умения – это подготовительный этап для более успешного обучения детей в школе.
Методические рекомендации:
1. Использование различных условий для формирования информационно – содержательных и изобразительно – выразительных умений и применение разнообразных методических приемов с учетом этих условий.
2. Нахождение соотношения форм речи на каждом возрастном этапе, выделение ведущих и вспомогательных средств для развития того или иного вида речевой деятельности.
3. Обеспечение единства в подходе к работе над грамматическими, лексическими, фонетическими значениями к развитию понимания речи и ее применению.
4. Тематическая организация речевого материала для обработки егшо на занятиях по развитию речи.