Консультация «Формирование творчества в процессе проблемного обучения»

Алина Дрозд
Консультация «Формирование творчества в процессе проблемного обучения»

Консультация" Формирование творчества в процессе проблемного обучения"

Работа с детьми,мы часто используем хитроумные методы и приемы взаимодействия с ними. Изо дня в день, Наблюдая за поведением детей Мы учимся понимать их и оказывать им помощь. Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, а его чувствах и переживаниях мы можем получить, не только наблюдали, но и используя продукты детского творчества. А так как почти все дети очень любят рисовать,рисунки и является одним из самых доступных способов знакомства с ребёнком.

Изобразительная деятельность станет творчеством, если детям предлагать рисовать разными материалами, а не только красками и карандашами:ателье, углем, мелками и другое. Лепка и аппликация станет для них желанными, если им предлагать поролон,гуттаперча, песок, ткань. Дети очень любят изодеятельность. Поэтому только одно предложение необычного, нетрадиционного материала вызовет у них желание им заниматься. Надо только не регламентировать это деятельность, отдать ребёнку возможность творить. Вот тогда воспитатель сможет помочь проявить терпение В познании особенности материала, поисках содержание работы, умение довести начатое до конца, в умении другие детей порадоваться за товарища. В желание использовать полученный результат для радости близких людей,а не для себя лично. То есть одно внесение материала даст только толчок творчества ребенка, А в ходе этого творчества взрослый сможет сделать какие-то небольшие подвижки в развитии тех или иных сторон личности ребенка.

Если в начале как прием мы используем только внесение материалов, то потом можно обратиться и к более сложным приемам:

- Давайте украсим группу (веранду, кукольный уголок,

-подготовим выставку наших работ к родительскому собранию, празднику, дню рождения.

-Оформим коридоры здания детского сада,

-подготовим подарки школьникам (или своему воспитателю)

Но эти приемы сработает тогда, когда у детей есть не только достаточно изобразительные навыки,но и развита в нужной степени творчество,когда они раскрепощенный реализации своих фантазий.

В настоящее время на прилавках книжных магазинов появляется множество изданий, авторы которых описывают,как интерпретировать психологические методики, в частности детские рисунки. Теперь каждая мама, прочитал одну из таких книг, знает почему ее, Машенька нарисовала такой большой нос соседскому Сашеньке,и почему Федя рисуют всё только черной краской.

Безусловно подобной информации необходимо для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и психологической грамотности родителей. Но работающие в общеобразовательных учреждениях психологи часто сталкиваются с "перекосами"в этом направлении.

Всё больше и больше взрослых пытаются интерпретируя отдельные детали рисунка в объясни для себя (и не только для себя)причины того или иного поведения ребёнка. Чтобы подобных объяснений было поменьше и они не приносили вреда не взрослым и детям, необходимо повышать уровень психологической компетентности педагогов и родителей. Прежде всего, следует помнить ни в коем случае нельзя делать какие-либо выводы по одному рисунку. И тем более, по одной отдельно взятой детали рисунка. Нельзя впадать в крайности, объясняя этим детали. Например, ствол дерева, нарисовано и везти действительно в реальной жизни бывает коричневого цвета. И Было бы странно, если бы 11 летний ребёнок нарисовал его красным или зеленым. А Малое количество листьев на дереве может означать лишь то, что видео очень торопился домой или на тренировку. А может, он просто устал. Что же касается чёрного платья, то Она, оказывается единственной платье в гардеробе его мама, которая предпочитает носить брюки, а сыну нравится более женственный стиль. Итак, данный пример еще раз или с тренируем мысли о том, что при интерпретации детских рисунков Необходимо быть особенно осторожным и деликатной. Если взрослый хочет, Анализируя рисунок, получить информацию, то лучше не проводить безликое групповое обследование, а остаться с ним одним на один. Попросить ребенка нарисовать том, что он хочет. Желательно записать все комментарии, которые ребёнок делает в процессе рисования, а потом поговорить с ним, обсудить нарисованные. Конечно 1 рисунка недостаточно,чтобы делать какие либо выводы. Ну если из разобраться в рисунках ребенка повторяются детали, настораживающие взрослого, надо собрать его произведения и показать их специалисту. Затем можно мягко поговорить с самим ребёнком, и только после этого обращаться к родителям, но не с обвинениями, а с тактично выраженной просьбой обратиться к психологу.

Не случайно маленькие дети много рисуют. Рисование, как игра помогает им осознавать себя и окружающий мир. Образцы, которые дети запечатляет на бумаге, есть не что иное, как этапы их личностного роста. То, что делает взрослый человек с помощью речи, ребёнок делает через рисунок. Рисунок дает ему возможность закрепить переживания на бумаге, посмотреть на него со стороны, вернуться к нему через некоторое время, дополнить его, пообщаться В связи с ним с близкими людьми. Всё это позволяет ребенку меняться самому, расширять свой опыт общения с миром.

Дети с трудностями в развитии, имеющие проблемы в когнитивной, эмоциональной и двигательной сферах, часто лишены этой возможности или сильно ограничено. У них часто отсутствуют или ослаблена Мотивация к такого рода деятельности. Хотя объективно Они нуждаются в творчестве гораздо больше, чем Здоровые дети. Такие дети, как правило имеют множество особенностей: у них заниженная самооценка, отсуствует уверенность себе, ограниченный контакты со сверстниками И вообще с людьми, ограниченные возможности взаимодействие с окружающим миром. Кроме того, каждый из них имеет свои трудности, часть из которых можно решить средствами арт-терапии. При этом, если здорового ребенка творчество побуждает собственное переживание какого либо события, потребность осознать это событие, прожить его глубже, полнее, что ребёнок с трудностями в развитии может быть лишён этой самой главной мотивацией. Но не потребности в творчестве.

На мотивацию ребенка влияют физические трудности (порез, недоразвитость мелкой моторики, слабый мышечный тонус в руках, плохое зрение и так далее, проблемы с сенсорикой (ребёнок не "чувствует", не осознают свое тело, руки, психологические проблемы (испытывает страх перед листом бумаги, Неуверенность в своих силах, байт испачкаться, или у него есть неприятное Воспоминание, связанное с попыткой рисовать. Аутичные дети друга следует своим стереотипом и им очень трудно осваивать новый вид деятельности. Есть дети, который игнорирует ручную деятельность, так как они игнорируют всё за исключением своих сверхценность интересов. Иногда у детей отсутствует целенаправленная деятельность, и они ничего не делает самостоятельно, А родители ничего подобного не пытались сделать вместе с ними. Во всех этих случаях поиск мотивации ведется в разных направлениях.

Если у ребенка есть желание, но его тормозят психологические трудности, педагог может опираться на собственную мотивацию ребенка. При этом важным будет Преодоление этой конкретной психологической трудности, которая мешает ребенку, что потребует дополнительной мотивации. Здесь могут помочь Похвала, помощь, радость совместной работы, удачный выбор темы, новое для ребенка и притягательная ситуация, игра в процессе рисования, желания рисунок другу либо воспитателю. Следует помнить о двух вещах: непрерывно поощрять, поднимать самооценку ребенка, и не браться сразу за то, что у ребенка вызывает страх и неуверенность, нужно начинать с малого и постепенно.

В других случаях педагог опирается на сверх ценный интерес ребенка при отсутствие у него собственной мотивации. Тогда изобразительную или ручную деятельность педагога должен вести так незаметно, чтобы ребенок даже и не понял, что он рисует, а осознал это гораздо позже, когда он сделает это уже много раз и будет положительный опыт общения с красками, кистью пластилином и так далее. Это достигается с помощью игры, рассказывание сказок и различных историй, через совместное чтение и разглядывание картинок иллюстрации из книг. В процессе действительно удается раскрасить дом, где будет жить любимый Мишка, нарисовать продукты, которые продаются в магазине, нарисовать изображение игрушечного телевизора изготовит сотоловый телефон, Поставить столбики вдоль дороги или прикрепить шпалы из спичек на пластилиновые рельсы, по которым поедет любимый Паровозик, и многое другое. Важным здесь является единственной действия ребенка должны быть настолько легки для него, кратковременные, эпизодически, что они не должны казаться ему деятельностью, А основную работу должен выполнять педагог. Ребенок же осознает всё происходящее как игру, как общение.

При рассказывание сказок и различные истории, педагог параллельно с рассказом рисуют главных героев и их действия. Ребёнок только наблюдает. И в момент, когда он захвачен рассказом, можно брать его руку и рисовать вместе ему рукой. Используя совместное чтение и разглядывания картинок в книгах, педагог также в отдельные моменты то сам, то рукой ребенка подрисовывать что-то в книжке, иногда раскрашивает. Хорошо заранее подобрать соответствующую книжку, где есть любимая сказка, а часть картинок не раскрашена.

Физические трудностей снижают мотивацию ребенка. Деятельность утрачивает для него интерес тот, так как у него плохо получается или ребёнок очень устает выполнять действие, который Ему трудно даются или не даются вовсе. Чтобы ребёнок захотел делать то, что для него трудно, во-первых, нужно его дополнительно заинтересовать. Возможно, интерес вызовет определенная тема, или изобразительная техника, или материал для ручного творчества, или процесс игры, совмещённый с изобразительной деятельностью.

Усилить мотивацию ребенка может поощрение. Таким поширеним для некоторых детей может быть сам рисунок или поделка (подарок маме," смотри как ты смог", для других обещания что-либо приятное после окончания выполненной работы.

Случай плохого зрения необходимо правильно выбрать расстояние от глаза до рисунка, масштаб изображения, наклон плоскости, на которой рисуют. Если ребенок хорошо видит вдаль, но не различает изображение в близи, следует рисовать на расстоянии вытянутой руки, почаще отходить от изображения, чтобы разглядеть его. Это облегчит ход занятий, ведь даже важен сам процесс, невозможно не видеть того, что ты сам делаешь.

Мотивацию можно искать также в области сверхценность интересов ребёнка волнующих, сильных переживаний, в области близлежащих во времени значимых событий, происходящие Изо дня в день, часто повторяющихся, привычных, в области любимых мультфильмов, сказок, передач, песен, любимой еды. В качестве мотивации педагог может использовать интерес ребенка самому изобразительному материалу: краски, пластилин, мелки. Разным предметам, окружающим ребёнка в рисовальной комнате, где там в одежде педагога, которые привлекли ребёнка. Ребёнка может мотивировать Похвала, результат деятельности, игра, общение с педагогом.

Таким образом, первоначально мотивация находится вовсе не в области, имеющие отношения к характеру занятия. И тогда задача педагога изобрести,что же может изобрести,что же может соединить интерес ребенка в той деятельности, которое необходимо ему как терапия. Следуй за ребёнком, внимательно Наблюдая и поощряя его действия, педагог должен использовать желания ребенка направлять в то русло, которое нужно для решения поставленных педагогом задач. Ребенку может нравится какой-либо звук,или сережки в ушах, или играть с водой, или например различные устройства. Он может заинтересоваться пластилином,природным материалом,игрушкой или календарем цифрами. Ребёнок может устать и Лечь на пол или наоборот, забраться на стол, или влезть в ящике стола. Педагог должен уметь обыгрывать сложившуюся ситуацию использованию в коррекционных целях.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной музыкально-художественной образовательной деятельности с элементами проблемного обучения «Путешествие гномика Туки-Тук» Цель: обогащать представления детей о музыкальных инструментах. Задачи образовательной области «Художественно.

Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения в средней группе «Заколдованные игрушки» Программное содержание -дать знания о том,что от температуры воды зависит скорость таяния льда. -создавать условия для расширения представлений.

Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной группе ОНР «Свойства объёма» Программное содержание: – учить детей использовать условную мерку для измерения объема жидкости; – продолжать развивать у детей мыслительные.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по ФЭМП с использованием технологии проблемного обучения Задачи: _ развивать интерес к геометрии; _ закреплять знания детей о геометрических фигурах; _ развивать геометрическое мышление у детей.

Консультация для педагогов «Формирование приемов самоконтроля у детей шестилетнего возраста в процессе ООД» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает.

Мастер-класс «Технология проблемного обучения» Мастер-класс «Технология проблемного обучения» Цель: обучение участников мастер-класса проектированию познавательной задачи, проблемной.

НОД с использованием технологии проблемного обучения в младшей группе Программное содержание: • Расширение представлений детей о характерных приметах зимнего периода, словарного запаса детей. • Развитие умения.

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группе по технологии проблемного обучения развитие речи Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группе по технологии проблемного обучения развитие речи Цель приоритетной.

Семинар «Формирование математических представлений дошкольников через технологию проблемного обучения» Формирование математических представлений дошкольника через технологию проблемного обучения. Воспитатель: Колганова.

Консультация «Роль игры в процессе обучения дошкольников» Игровая деятельность Консультация для воспитателей Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Народные промыслы
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Формирование творчества в процессе проблемного обучения»
Опубликовано: 1 апреля 2017 в 21:09
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий на 8 марта по мотивам сказки «Царевна Несмеяна» для старшей группы
ВЫХОД МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ Ведущий: Дорогие мамы и бабушки наших замечательных ребят! В преддверие чудесного праздника 8 марта мы поздравляем вас и желаем...
Дидактическое пособие «Лепбук «Сказки Корнея Чуковского»
Лепбук представляет собой картонную папку формата А3. Папка содержит кармашки, в которых собрана информация по теме. Дидактическое пособие «Лепбук...
Консультация «Уголок дошкольника дома»
Редко когда воспитатели дают советы родителям об организации уголка дошкольника в домашних условиях. Но, иногда возникает такая необходимость и вот несколько...
Фотоотчёт об экскурсии на ферму
Мы приехали на ферму Посмотреть, кто там живет, Кто как служит человеку, Кто что ест и кто как пьет. Наш посёлок расположен среди бесчисленных полей....
Макет «Русская изба»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет «Русская изба», сделанный из бумаги и картона. Мы его используем в качестве методического материала в...