Лучший педагог года

Консультация «Гиперактивный ребенок»

Ксения Гречко
Консультация «Гиперактивный ребенок»

Гиперактивный ребенок

Очень часто родители и воспитатели детских садов сталкиваются с

проблемой так называемых «трудных» детей.

Как правило, это дети с гиперактивностью. Они чрезвычайно

подвижны, все время бегают, крутятся, не могут посидеть на месте, на уроках

отвечают, не дожидаясь своей очереди, перебивают других, на вопрос

отвечают, не выслушав его до конца, невнимательны, несобранны, постоянно

забывают свои вещи.

Публикация «Консультация „Гиперактивный ребенок“» размещена в разделах

При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень

интеллектуального развития.

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем»,

неутомимым. Малыш, встав на ножки, сразу побежал, с тех пор торопится

куда-то, опережая сам себя. Он весь как будто на шарнирах. Особенно

непослушны руки, они все трогают, хватают, ломают, дергают, бросают. А

ноги? У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги

целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже

голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше,

ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности,

удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не

свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то

забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении,

есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы,

ломает игрушки, часто падает. Тело его в царапинах и шишках, занозы

невозможно перечесть, но тем не менее он снова набивает те же «шишки», не

делая вывод из предыдущего опыта. У такого малыша инстинкта

самосохранения как будто совсем нет. Неусидчивость, рассеянность,

невнимательность, негативизм – характерные черты его поведения. Такой

ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется

настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет

себя агрессивно. Обычно он самый шумный, в центре драки, кутерьмы, так,

где баловство, проказы. Такой малыш с трудом усваивает навыки и не

понимает многие задания. Самооценка у него чаще всего заниженная.

Малыш не знает, что такое расслабление, успокаивается, только когда спит.

Но днем его не уложишь, спит лишь ночью, но очень беспокойно. В

общественных местах такой ребенок сразу привлекает к себе внимание

окружающих, потому что пытается все потрогать руками, везде залезть, что-

то схватить, совершенно не слушается родителей. Родителям гиперактивных

детей приходится несладко с самого рождения малыша. С самого начала он

плохо, мало и очень беспокойно спит, рано отказывается от дневного сна. С

таким малышом постоянно приходится быть рядом, следить за каждым его

движением.

Ученые пришли к выводу, что причиной такого состояния выступают

нарушения в нервной системе, дисбаланс процессов возбуждения и

торможения.

Это состояние названо синдромом дефицита внимания с

гиперактивностью (СДВГ). Его частота среди детей дошкольного и

школьного возраста колеблется по данным разных источников от 4-9 до 25%

с преобладанием у мальчиков. Эта самая распространенная форма

нарушений у детей.

Типичными её проявлениями является:

дефицит внимания;

импульсивность;

гиперактивность.

Обычно эти симптомы максимально проявляются в возрасте от 4 до 7 лет.

СДВГ – это медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет

только врач.

Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности.

Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с

каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом.

На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:

-- генетические (наследственная предрасположенность);

-- биологические (органические повреждения головного мозга во время

беременности, родовые травмы);

-- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм

родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Чтобы определить, есть ли у Вашего ребенка особенности, характерные

для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по

которым она определяется.

1. При невнимании:

– имеет незаконченные проекты;

– отличается нарушением устойчивого внимания (не может долго

сосредотачиваться на интересном занятии);

– слышит, когда к нему обращаются. Но не реагирует на обращение;

– с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;

– имеет трудности в организации (игры, учебы, занятий);

– часто теряет вещи;

– избегает скучных задач и таких, которые требуют умственных

усилий;

– часто бывает забывчив.

2. Сверхактивность:

– ерзает, не может усидеть на месте;

– проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается,

даже сидя);

– мало спит, даже в младенчестве;

– находится в постоянном движении (с «мотором»);

– очень говорлив.

3. Импульсивность:

– отвечает до того, как его спросят;

– не способен дождаться своей очереди;

– часто вмешивается, прерывает;

– резкие смены настроения;

– не может отложить вознаграждение (сразу и сейчас же);

– не подчиняется правилам (поведения, игры);

– имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях

спокоен, на других – нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются 6 из перечисленных моментов,

требуется консультация специалиста. Необходимо сначала

проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к

невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с

различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика.

Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться

комплексно, при участии многих специалистов: психиатра, невропатолога,

психолога, педагога и других.

Родителям необходимо понимать, что поведенческие проблемы ребенка

невозможно решить волевыми усилиями. Дети ведут себя так не потому, что

хотят досадить взрослым, не назло им, а потому, что у них имеются

проблемы, справиться с которыми они сами не в состоянии. Задача взрослых

- помочь им.

Родителям должны изменить свое отношение к ребенку в сторону

лучшего его понимания, «принятия» его. В воспитании необходимо избегать

двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости, с одной стороны, а с

другой, предъявления ему повышенных требований, которые он не в

состоянии выполнить. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны

быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако

количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести

начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить

правильно распределять силы, поэтапно идти к результату. Простые средства

типа распорядка дня, списка необходимых дел, записок с напоминаниями

прививают ему навыки планирования и самоорганизации. Не следует

скупиться на поощрения, если ребенок хорошо себя вел и сумел выполнить

трудное задание.

Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным

количеством впечатлений (телевизор, компьютер, избегать мест с

повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр., так как это ведет

к нарастанию гиперактивности.

Полезна физическая активность на свежем воздухе: прогулки, бег, ходьба;

и особенно плавание.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита

внимания с гиперактивностью.

1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную

установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил,

подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в

собственных силах.

2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок

времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную

стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие

концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание,

чтение).

7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи,

выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно

соответствовать этому распорядку.

8. Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных

магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребенка чрезмерное

стимулирующее действие.

9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером.

Избегайте шумных, беспокойных приятелей.

10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к

снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию.

Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе –

длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

12. Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания

гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под

разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Активный ребенок»Консультация для родителей «Активный ребенок» Ваш ребенок очень активно двигается,ему не усидеть на месте,как же направить эту активность и энергию на укрепление физического здоровья.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?» В последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Гиперактивность.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок поступает в школу» Перед поступлением ребенка в школу родители, имеющие детей с синдромом гиперактивности, испытывают определенные беспокойства о том, как.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок» Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять ребенка, как учесть ее, эту индивидуальность, если ребенок.

«Гиперактивный ребёнок». Консультация для родителей Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности.

Консультация для родителей  «Капризный ребенок»Консультация для родителей  «Капризный ребенок» Уважаемые родители! Каждый из вас наверняка сталкивался с капризами ваших деток. Что же такое капризы детей и как их можно избежать?.

Консультация для родителей «Ребенок и гаджеты»Консультация для родителей «Ребенок и гаджеты» Многих родителей волнует постоянное "общение "ребенка с телефоном,встает вопрос как влияет он на детскую психику,страх о том,что такое.

Консультация для родителей «Ребенок и книга»Консультация для родителей «Ребенок и книга» Ко дню детской книги на МААМКнига – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы,.

Консультация для родителей «Ребенок в лесу» Ребенку ни в коем случае нельзя ходить в лес одному или с друзьями. Необходимо держаться рядом с родителями, если отправились в лес всей.

Консультация для родителей «Вы и ребенок на улице»Консультация для родителей «Вы и ребенок на улице» Уважаемые родители! Взрослые всегда являетесь для детей образцом поведения. Родители — значимый объект любви и подражания для ребенка. Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Гиперактивный ребенок»
Опубликовано: 25 ноября 2022 в 00:48
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД