Лучший педагог года

Консультация «Игра как ведущий метод обучения воспитанников безопасному поведению на дорогах»

Оксана Михеенкова
Консультация «Игра как ведущий метод обучения воспитанников безопасному поведению на дорогах»

Слайд 2

Каждый год на дорогах погибают сотни детей. Причинами ДДТП с участием детей являются:

• Незнание детьми элементарных правил дорожного движения.

• Отсутствие у детей защитной психологической реакции на дорожную обстановку.

• Безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

• Нарушение правил дорожного движения взрослыми.

Слайд 3

Публикация «Консультация „Игра как ведущий метод обучения воспитанников безопасному поведению на дорогах“» размещена в разделах

Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.

• Знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Слайд 4

Игра - это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький).

1. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер.

В процессе сюжетно-ролевой игры развивается умение действовать в воображаемом плане. Моделируя игровые ситуации, воспитанники познают различные комбинации соподчинения социальных ролей (водитель-пассажир, водитель-пешеход). В играх по обучению воспитанников правилам безопасного поведения на дорогах развивается умение детей управлять своим поведением на дорогах и улицах города, формируются знания о нормах и правилах поведения в общественных местах (транспорте).

2. Игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков правил безопасного поведения на улицах города.

Слайд 5

Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды в группах должна способствовать формированию навыков безопасного поведения на улицах города. Поэтому центры ПДД должны содержать следующий материал:

• макеты дорог (в соответствии с возрастной группой);

• комплекты игрового материала для обыгрывания (транспорт, дорожные знаки, постройки и т. д);

• атрибуты для сюжетно-ролевой игры (жилеты, жезлы, машины, дорожные полотна, знаки и т. д.);

• художественная литература;

• иллюстративный материал;

• дидактические игры.

Слайд 6

Игра как метод используется и на занятиях (непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности в РМ и в самостоятельной деятельности воспитанников.

Слайд 7

Методы и приёмы, направленные на обучение воспитанников безопасному поведению на улицах и дорогах

Практические:

• Игры- тренинги

• Моделирование опасных ситуаций

• Дидактические игры (настольно-печатные, словесные, интерактивные)

Игровые:

• Проблемные игровые ситуации

• Сюжетно-ролевые игры

• Режиссёрские игры

• Дидактические игры (настольно-печатные, словесные, интерактивные)

Слайд 8

Поведение ребёнка в опасной ситуации зависит от того, может ли он правильно оценить её и знает ли пути выхода, а также от того, насколько ему знакома опасность. Поэтому её «проигрывание» – наилучший способ для преодоления чувства страха в опасных случаях у одних ребят и удерживания от поспешных, но неверных действий – у других.

Тренинг – возможность оказаться в опасной ситуации, а не поиграть в неё (т. е. приводится в действие наилучший способ обучения ребёнка правильному поведению в опасной ситуации). Во время тренинга практические знания подкрепляются яркими эмоциональными переживаниями и не исчезают бесследно. Тренинги помогают быть активными в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию. А также развивают бережное отношение к своей жизни и здоровью, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления.

(например, игра «Так, да не так». Группа детей делится на две подгруппы: друзей Стобеда и спасателей. В течение игры Стобеды демонстрируют различные ситуации: катаются на роликах по проезжей части, переходят дорогу на красный свет и т. д. А спасатели реагируют в соответствии с правилами (при возникновении неопасной ситуации – радостный прыжок вверх с картонной рожицей улыбающегося человечка Улыбайки, при опасной ситуации – демонстрировать предмет или действие, способное с ней справиться.)

Слайд 9,10

В изучении ПДД особенно важным является приобретение воспитанником в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения. Этого можно добиться, используя в совместной деятельности моделирование игровых ситуаций.

Моделирование опасных ситуаций можно использовать как на занятиях в качестве обучения воспитанников основам безопасного поведения на дороге, так и в самостоятельной деятельности.

Слайд 11

Виды дидактических игр по обучению воспитанников основам безопасного поведения на дороге.

1. Настольно-печатные.

Они разнообразны по видам – парные картинки («Дорожные знаки», лото «Подбери пару»дорожной ситуации необходимо подобрать соответствующий знак, домино («Транспорт», игры на передвижение («Весёлый светофорчик», составление разрезных картинок и кубиков («Собери знак», «Виды транспорта»).

2. Словесные.

Построены на словах и действиях воспитанников. В младших группах словесные игры направлены на закрепление и активизацию словаря («Еду-еду», «Воробушки и автомобили», в старших группах чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в принятии решений («Отгадай-ка», «Кому что нужно», «Да-нет», «Подбери слово»).

3. Интерактивные игры.

В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие воспитанников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности воспитанников в процессе обучения. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности воспитанников на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.

Главное в организации интерактивной игры с воспитанниками – создание условий для обретения значимого для них опыта безопасного поведения на дороге. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре воспитанники не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт. Например, «Путешествие в страну безопасности», в ходе которой ребята самостоятельно решают проблемные задания.

Слайд 12,13

Дидактические игры

Обучая воспитанника Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях : нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. Прежде чем начинать с помощью развивающих игр обучение ребенка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию. От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации порой зависит не только его здоровье, но и жизнь. Любое игровое пособие должно содержать методические рекомендации по его использованию, описание самой игры, а также комментарии к дорожным ситуациям, используемым в данной игре. Дидактическая игра, выполняя функцию средства обучения детей правилам безопасности на улицах и дорогах, может служить составной частью занятия. В то же время дидактические игры можно использовать в совместной или самостоятельной деятельности воспитанников в качестве проверки и закрепления знаний правил поведения на улицах и дорогах города.

Слайд 14,15

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры также позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно-ролевой игре, вызывали у воспитанников не только эмоционально-положительное отношение и интерес, но и способствовали закреплению правил поведения на улицах города.

Слайд 16

Режиссёрские игры

Являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Особенности режиссё рской игры: наличие воображаемой ситуации (на дороге, в общественном транспорте, распределение ролей между игрушками или предметами-заместителями, моделирование реальных отношений (водитель-пешеход) в игровой форме. В отличие от совместной игры, где ребёнку приходится учитывать позицию партнёра, здесь он сам организует игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей (водитель-пешеход, мотивирует их действия, выступая в роли режиссёра. При этом ребёнок учится смотреть на событие с различных позиций, ставить себя на место конкретного персонажа.

Слайд 17

Занятия (НОД) по обучению воспитанников правилам дорожного движения можно проводить в игровой форме.

1. Можно построить на дидактических играх. Особенность таких дидактических игр-занятий состоит в том, что усвоение воспитанниками знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. В процессе таких игр-занятий совершенствуются психические процессы (восприятие, мышление, речь).

2. Можно проводить в форме развлечения, досуга. Как правило, такие занятия проводят по прохождении тематической недели по ПДД или как итоговое занятие. Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить правила игры. Кроме того, для эффективного достижения цели игры, помимо ее четкой организации, необходимо соблюдение следующих условий:

1. Эмоционально - психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих.

2. Положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость.

3. Формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.

4. Содержание игры должно быть продуманным и отвечать задачам по обучению воспитанников основам безопасного поведения на дорогах.

5. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях.

6. Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы.

Несоблюдение этих условий делает игру неэффективной.

Слайд 18

Воспитателю всегда следует ясно себе представлять, какой конкретной цели он желает достичь той или иной игрой. Эта цель должна быть сформулирована очень четко на основе конкретной темы ПДД и строго отвечать конкретному содержанию соответствующих пунктов Правил дорожного движения, конкретным дорожным ситуациям.

Публикации по теме:

Доклад из личного опыта «Формы и методы обучения детей правильному поведению на улице и в природе» Свой рассказ я хочу начать из слов стихотворения З. Александровой. «Если скажут слово Родина Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду.

Фотоотчет «Об обучении детей безопасному поведению на дороге»Фотоотчет «Об обучении детей безопасному поведению на дороге» В соответствии с письмом Уполномоченного при Губернаторе Курганской области по правам ребенка «Об обучении детей безопасному поведению на.

Консультация для воспитателей «Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте» В жизни дошкольника игре отведено особое место. Вся образовательная деятельность в дошкольном учреждении построена на игре. В свободное.

Из опыта работы «Обучение детей безопасному поведению» Актуальность Когда в окружающем нас мире увеличилось число промышленных аварий и катастроф, все чаще возникают опасности социального характера,.

Конспект организованной образовательной деятельности по безопасному поведению в средней группе «Что я знаю о безопасности»Конспект организованной образовательной деятельности по безопасному поведению в средней группе «Что я знаю о безопасности» Конспект организованной образовательной деятельности по безопасному поведению в средней группе. Викторина «Что я знаю о безопасности».

Консультация на тему «Игра — как метод воспитания» В детстве игра, является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка, имеет большое значение для его физического и психического развития;.

Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста Появление коллективной игры в старшем дошкольном возрасте создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания,.

Игра как форма работы с детьми, игра как ведущий вид деятельности Тема: ” Игра как форма работы с детьми, игра как ведущий вид деятельности” Цель: Транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме.

Пример родителей — основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению на улице В знаниях взрослых-умения и навыки детей. С каждым годом увеличивается интенсивность движения транспорта на улицах нашего города. Глубокие.

Статья «Закаливание детского организма, как ведущий метод повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам среды» В первую очередь систематическое закаливание способствует совершенствованию процессов терморегуляции, организм хорошо координирует выработку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Игра как ведущий метод обучения воспитанников безопасному поведению на дорогах»
Опубликовано: 10 октября 2015 в 21:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД