Папки-передвижки

Консультация «Интеллектуальная шкатулка»

Александра Денисенкова
Консультация «Интеллектуальная шкатулка»
▼ Скачать + Заказать документы

— центр познавательной активности старших дошкольников»

Одна из важных задач воспитания маленького ребенка – это развитие его умственных, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют усваивать знания и применять их на практике.

Под умственным развитием рассматривают изменения личности в мыслительной сфере, ее качественные и количественные преобразования. Данный процесс происходит лишь при нахождении личности в социуме, в процессе постоянной познавательной деятельности.

Для развития умственных способностей через познавательную деятельность, прежде всего, необходимо наличие следующих условий:

Публикация «Консультация „Интеллектуальная шкатулка“» размещена в разделах

1. мастерство педагога, умеющего заинтересовать ребенка. Известно, что «ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь»;

2. предметно-развивающая среда, ориентированная на «зону ближайшего развития»;

3. наличие дидактических игр, занимательных пособий, наглядно-демонстрационного материала, предметных и сюжетных картинок. Ведь, «чего не было в восприятии, того не может быть и в представлении».

Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их.

Заметив повышенный интерес детей старшего дошкольного возраста к развивающим играм с цифрами, фигурами, играм на развитие логики и мышления, решила использовать естественную потребность данного возраста для вовлечения их в более сложные и творческие формы игровой активности.

Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволило перейти от привычных занятий с детьми к совместной познавательной игровой деятельности, организованной в свободное время.

Совместно с детьми организовали в группе центр активности «Интеллектуальная шкатулка», в котором разместили разнообразные развивающие игры. Обсудили, где поместим центр, чтоб было более удобно пользоваться материалами, которые в нем расположены; правила работы; придумали название центра и логотип.

Деятельность в центре не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре.

Работа в центре организована с помощью:

применения игр разной направленности: сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Банк»; подвижные игры на ориентировку в пространстве; дидактические игры и игровые упражнения: «Уникуб», «Сложи узор»;

использование игровых материалов: «Математический планшет», «Блоки Дьенеша», «Математическая пирамида»;

объемное моделирование: «Танграм», «Волшебный круг», «Игровой квадрат», «Кубик-рубик; конструкторы; игры с пазлами и мозаикой; головоломки, лабиринты, ребусы;

познавательная литература;

опыты эксперименты на измерение.

Методы и приемы, которые использую в работе с детьми:

словесные: описательные рассказы о предметах; вопросы поискового характера: Как? Зачем? Почему?; чтение художественной литературы; заучивание считалок, пословиц, загадывание загадок; задачи в стихотворной форме; итоговые беседы после просмотра мультфильма или выполнения определенного задания;

наглядные: наблюдение, иллюстрирование и демонстрирование, показ приемов выполнения работ, просмотр произведений изобразительного и прикладного искусства;

игровые: дидактические, интеллектуальные, игры с предметами;

практические: обследование предметов, материалов; отработка практических действий с использованием наглядного материала; упражнения и моделирование;

видео-метод: просмотр мультфильмов, видеороликов, презентаций;

гостевой метод: взаимодействие с детьми других групп, с целью поделиться полученным опытом.

Деятельность в центре «Интеллектуальная шкатулка» носит вариативный характер:

дети играют подгруппами, парами в утренний и вечерний отрезок времени;

ООД со всей группой по познавательной деятельности;

индивидуальная деятельность по интересам и уровню подготовки детей;

самостоятельная деятельность детей.

Работа в центре интегрируется с разными образовательными областями.

Речевое развитие: такие задания как придумывание загадок, составление задач стимулируют речевое творчество детей, при ответах на вопрос задачи формируется умение самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания.

Интересная техника, которая способствует развитию как речи, так и умственных способностей дошкольников – это интеллект-карты.

Познавательное развитие: использование игр с предметами, геометрическими фигурами, способствует формированию у детей представлений о системе сенсорных эталонов. Такие игры как «Что лишнее», «Чем отличаются» развивают умение сравнивать предметы, замечать их сходство и отличие, побуждают детей точно обозначать словом особенности предметов и материалов, называть обследовательские действия.

Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора также содействует формированию у детей основ математической культуры: формирование у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире, количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

Физическое развитие: в работе с детьми использую подвижные игры, упражнения и физкультминутки, считалки, которые, способствуют развитию двигательной активности детей и закреплению математических способностей: измерение расстояний условными мерками, подсчет количества движений, ориентировка в пространстве.

Социально-коммуникативное развитие: в совместной деятельности дети общаются, у них формируется умение договариваться, работать в парах, оказывать помощь друг другу; развиваются умения игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие: при организации деятельности детей использую разнообразные техники, которые способствуют развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук, сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств (усидчивость, терпение, умение доводить начатое до конца).

Как я побуждаю детей к познавательной деятельности?

У меня есть секретные приемы:

«сомневаться» в посильности заданий: я говорю детям: «Каждый сможет выполнить задание, но мне что-то не верится в это»;

детям нравится, когда я с ними советуюсь;

могу «позабыть», как играть или пользоваться материалами;

«ошибаюсь» при выполнении задания;

элементы неожиданности: посылки, письма от героев с просьбами о помощи;

приемы «педагогического посредника» : направление не на действие ребенка, а на действие игрового персонажа, который допускает ошибки, аналогичные детским;

индивидуальный подход к детям.

Работа центра осуществляется не только между мной и детьми, активное участие принимают и родители.

Даю рекомендации по использованию той или иной игры или техники, для развития определенных способностей ребенка предлагаю взять игру и поиграть дома;

индивидуальные консультации; беседы, об успехах детей;

родительское собрание, на котором родителям были представлены цели и задачи центра, план работы;

мастер-классы от родителей, с целью расширения представлений детей о профессиях: продавец, кассир, банкир, бухгалтер;

привлечение родителей к изготовлению совместно с детьми игр и поделок для обогащения развивающей среды группы;

участие в организации различных выставок: «Неопалимая купина», «Рождественская звезда».

Я уверена, что путешествуя по «Интеллектуальной шкатулке», дети научатся наблюдать, делать сравнения и обобщения, находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи. Ведь умственное развитие дошкольника – это важная составляющая часть его общего развития, подготовки не только к школе, но и ко всей будущей жизни.

В детском саду прошел отборочный тур олимпиады для дошкольников «По дороге знаний». Моя воспитанница стала победительницей, набрав наибольшее число баллов 542. В этом есть и моя частица участия.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Декоративная шкатулка»Мастер-класс «Декоративная шкатулка» Необходимые материалы: Картонный ящик, ткань для оформления, строительный скотч, клей горячий, декоративный материал для украшения, ножницы,.

Детско-взрослый проект «Шкатулка загадок» Оглавление Паспорт проекта 3 Структура проекта 8 Диагностика 9 Родительское собрание в старшей группе на тему :«Загадка как эффективное.

Дидактическая игра «Малахитовая шкатулка» по сказам П. П. БажоваДидактическая игра «Малахитовая шкатулка» по сказам П. П. Бажова Дидактическая игра «Малахитовая шкатулка» по сказам П. П. Бажова"Малахитовая шкатулка" представляет собой не одну игру, а три дидактические.

Шкатулка в технике квиллингШкатулка в технике квиллинг Добрый вечер, коллеги и друзья. Хочу поделиться с вами одной из своих работ. У каждого из нас есть свое хобби, увлечения. Вот и я в свободное.

Конспект физкультурного занятия «Игровая шкатулка» Возрастная группа: старшая Тема занятия: «Игровая шкатулка» Форма проведения занятия: групповая Месяц, неделя, дата: 11 января, вторя неделя,.

Консультация для воспитателей «Интеллектуальная игра» Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет, поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Мастер-класс «Музыкальная шкатулка» МКДОУ Тишанский детский сад Мастер класс на тему: «Музыкальная шкатулка» Приготовила музыкальный руководитель: Смирнова.

Мастер-класс «Шкатулка» из коробкиМастер-класс «Шкатулка» из коробки Здравствуйте коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс "Шкатулка", сделанная из обыкновенной коробки. Шкатулка состоит из четырёх.

Проект «Шкатулка саамских сказок» Проект Шкатулка саамских сказок Идея нашего проекта родилась после объявления детской библиотекой 17 районного конкурса детских рукописных.

Консультация «Интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению» Это интересно знать! (К вопросу Сейчас, наши дети стоят на пороге еще одной ступеньки детства, и этой ступенькой является школа. Однако.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Интеллектуальная шкатулка»
Опубликовано: 27 февраля 2019 в 17:31
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Интеллектуальная шкатулка»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Денисенкова (УИ 1853269) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД