Приложение МААМ

Консультация «Использование нетрадиционных методов и приёмов при обучении детей рассказыванию»

Ирина Будылева
Консультация «Использование нетрадиционных методов и приёмов при обучении детей рассказыванию»
▼ Скачать + Заказать документы

Свое выступление я хочу начать с того, что как жаль, что развитие речи своих детей многие родители сводят лишь к необходимости «шипеть» или «рычать» правильно, не замечая бедного словаря ребенка и его неумения, а потому нежелания рассказывать, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения. Наши дети живут в мире «говорящей» техники и постепенно учатся молчать, а речевые игры уступают свое место телевизору. Игровой приставке, компьютеру. Как же сделать так, чтобы наши пресыщенные развлечениями дети с нетерпением ждали занятий по развитию связной речи, с удовольствием составляли предложения и с таким же удовольствием старались запомнить то, что им скажут и повторить услышанное?

Публикация «Консультация „Использование нетрадиционных методов и приёмов при обучении детей рассказыванию“» размещена в разделах

Обучение детей рассказыванию, как вы знаете, довольно длительный и трудный процесс. Для того, чтобы научить детей связно высказывать свои мысли, рассказать сказку или пересказать какой-либо рассказ, педагоги используют в своей работе многообразные методы и приемы. В основном, конечно, используются традиционные формы работы. Я хочу вас познакомить с некоторыми нетрадиционными методами и приемами при обучении детей рассказыванию, которые помогут разнообразить вашу работу, которые приведут к более успешному результату при развитии у детей связной речи.

1. Тренажеры речевой активации.

В основе использования тренажера речевой активизации лежит подход, применяемый в коррекционной педагогике. Он предусматривает опору на сохранные анализаторы. Поэтому большая роль отводится наглядности, т. е. ощутимому присутствию того, о чем говорим. «Ребенок употребляет слово, не замечая его, как стекло, через которое виден мир, но не воспринимает его как предмет осознанно» - так сказал А. Л. Лурия.

В ТРА слово соотносится с предметной картинкой – ребенок берет ее в руки и строит дом для нарисованного на ней предмета. Дом – это предложение, где для каждого слова есть свое место. Предложение становится для ребенка зримым. Он может его изменить. Может анализировать то, что предстоит сказать. А это и есть планирование устной речи. Одновременно идет практическое овладение грамматическими конструкциями, развивается связная речь. Эти тренажеры дают возможность многократно повторять и закреплять материал, практически усваивать элементарные закономерности языка. Итак, область применения ТРА: развитие внимания, памяти; автоматизации звуков в словах и предложениях;

работа над предложением (падежные конструкции, согласование слов в предложениях; предлоги и союзы) и, конечно, развитие связной речи.

Приведу примеры некоторых ТРА:

1. Составление простого предложения.

2. Расширение глагольного словаря.

3. Введение в предложения второстепенных членов (дополнений).

4. Расширение словаря прилагательных.

5. Знакомство с предлогами и союзами.

2. Сказки на кончиках пальцев.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил, что ум у ребенка находится на кончиках его пальцев. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.

Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.

Предлагаемые пальчиковые игры можно использовать в условиях детского сада и для проведения хороводов после чтения сказок.

Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Так как движения в ходе проведения игр могут повторятся, для упрощения объяснения и запоминания этим движениям целесообразно дать названия.

Сказка «Репка».

В огороде дедка Выросла репка

Репку посадил, Всем на удивление

И водой из лейки («Колечки»)

Репку он полил. Большая-пребольшая,

(«Колечки») Всем хватит угощенья.

(«Лучики»)

Расти, расти, репка,

И сладка, и крепка. Выросла репка

Расти, рати, репка, И сладка, и крепка.

И сладка, и крепка. Выросла репка

(«Хлопки») И сладка, и крепка.

(«Хлопки»)

3. Нетрадиционное логопедическое пособие «ЛОГОКУБ».

Данное логопедическое пособие могут использовать логопеды и педагоги на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях и в самостоятельных играх детей.

Пособие состоит из куба с 6-ю гранями разного цвета и плоскостных изображений предметов, животных, растений и т. д. Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием. Пособие может быть использовано для занятий с детьми 4-7 лет.

Основные достоинства пособия:

- кубы удобны в использовании;

- участвовать в игре может один ребенок или вся группа детей одновременно;

- кубу можно переставлять, переносить;

- они объемны, но удобны для хранения;

- кубы дают логопеду и воспитателю возможность использовать в работе самые разные дидактические игры, направленные на формирование словаря, грамматического строя речи, фонематического анализа, на развитие познавательных процессов, ориентировки в пространстве, автоматизации звуков и, конечно, на развитие связной речи.

Это такие игры:

Игра «Составление предложений».

Цель: развитие связной речи, логического мышления.

Описание игры:

Логопед прикрепляет к логокубу предметные картинки с изображением предметов, не связанных друг с другом по смыслу. Надо составить как можно больше предложений с этими словами.

Игра «Где что находится».

Цель: развитие у детей пространственных представлений, активизирование использования в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов.

Описание игры:

Логопед раздает детям листы картона и наборы предметных картинок. Одному ребенку предлагается выполнить задание на логокубе. Он выполняет задание на логокубе таким образом, чтобы остальным детям не была видна его рабочая поверхность. Логопед дает следующее задание: «В правом верхнем углу находится яблоко. Слева от яблока – шарик Под шариком – кукла…» и т. п.

После того как дети закончат свою работу, логопед поворачивает к детям рабочую сторону грань куба, и дети сравнивают свои картинки с логокубом. Эту работу можно проводить и на индивидуальных занятиях.

Публикации по теме:

«Обучение плаванию детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных средств» Опыт работы Актуальность: опыт ориентирован на использование нетрадиционных методов и вспомогательного оборудования при обучении приемов.

Нетрадиционные приемы повышения эффективности логопедической работы для развития связной речи у детей с речевыми патологиями Цель проекта: Разработка модели коррекционной работы по развитию речи с детьми 5-7 лет на основе идеи комплексирования занятий по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование нетрадиционных методов и приёмов при обучении детей рассказыванию»
Опубликовано: 27 марта 2013 в 21:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Использование нетрадиционных методов и приёмов при обучении детей рассказыванию»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Будылева (УИ 86790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД