Папки-передвижки

Консультация «Использование сказок как средства развития речи дошкольников»

Ольга Шишленко
Консультация «Использование сказок как средства развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Прежде, чем ребенок начал говорить и понимать окружающий мир, должно пройти определенное время. Взрослые должны приложить все силы к тому, чтобы речь ребенка развивалась вовремя и правильно.

Так как в настоящее время снижается уровень развития речи у дошкольников, этому вопросу придается большое значение. Благодаря техническому прогрессу, дети стали меньше общаться друг с другом, предпочитая проводить свободное время наедине с телевизором и прочими гаджетами. Этим объясняется их гиперактивность, неусидчивость, неумение договариваться друг с другом, скудный словарный запас. Учитывая то, что дети с трех до семи лет большую часть времени проводят в детских садах, то ответственность за формирование культуры речевого общения ложится на воспитателей.

Публикация «Консультация „Использование сказок как средства развития речи дошкольников“» размещена в разделах

Благоприятным источником для развития детской речи являются сказки. Так как они легки для детского восприятия, способствуют формированию понимания добра и зла, помогают самостоятельно выражать свои мысли, способны выполнять терапевтическую функцию.

Сказка готовит ребенка к будущей жизни в социуме: учит сопереживать, помогать друг другу, договариваться, общаться, защищать слабых.

Выделяют пассивную и активную роль сказки в формировании речи дошкольника. Пассивная функция заключается в расширении словарного запаса ребенка, преподнесении готовых художественных оборотов и метафор, составлении различных предложений, знакомстве с грамматическими основами.

Активная роль сказки запускается чуть позже и заключается в том, что дети начинают пересказывать особо запомнившиеся их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи малыша.

Следует использовать следующую схему на занятиях по сказкам : вначале дети слушают сказку, затем рассказывают, после проживают и сочиняют.

Прежде чем начать читать сказку, необходимо подготовить малышей к ее восприятию. Для этого воспитатель может загадать загадки о главных действующих лицах, продемонстрировать иллюстрации к сказке. Сказку следует прочитать ребятам два раза, в медленном темпе. При прочтении во второй раз необходимо использовать способ завершения детьми отдельных предложений. Во время прослушивания сказки малыши олицетворяют себя с главным героем, воображение ребенка переносит его в сказочную среду. Возникающие в фантазии дошкольника образы помогают ему запоминать отрывки текста. Уже по достижении ребенком шести лет, он начинает выступать в роли слушателя и уже начинает воспринимать сказку как литературное произведение.

В дошкольном возрасте малыши уже могут частично пересказать содержание сказки. При этом, они могут пропустить часть событий, но тем не менее обязательно озвучат самые запомнившиеся им словосочетания и включат в свой пересказ ключевые события, соблюдая логику. Если взрослые рассказывают сказку своими словами, то ребята исправляют неточности и требуют от взрослого рассказчика строго придерживаться текста сказки.

Для того, чтобы сделать пересказ более связным, воспитатель может задавать дошкольнику наводящие вопросы. Такие как, куда направился главный герой, кто первым встретился ему на пути, какие волшебные предметы были у героя и т. д.

Услышав вопрос-подсказку, ребенок тут же вспоминает детали. Но активному формированию связной речи способствуют полные ответы, поэтому важно подталкивать дошкольника к развернутому пояснению.

Сказка является прекрасным материалом для инсценирования. «Проживая» сказку, малыши учатся справляться с трудностями в общении, находить физическое выражение разнообразным переживаниям, чувствам, эмоциям.

Воспитателю при подборе сказок для инсценировок особенно необходимо учитывать речевую подготовку ребят и их интересы. Чтобы дети лучше поняли смысл сказки и характеры героев, важно посмотреть иллюстрации к сказке или мультфильм. После этого можно приступать к разучиванию ролей. Воспитатель подсказывает детям правильную передачу характеров персонажей, их жестов и мимики. Таким образом, происходит развитие словарного запаса ребенка и тренировка памяти, что способствует совершенствованию речи.

Немаловажно учить детей самостоятельно сочинять сказки. Используются такие методы как : придумывание сюжета и финала сказки, составление сказки на предложенную тему, коллективное сочинение сказки.

Так называемая сказкотерапия должна занимать для развития связной речи ребенка одно из центральных мест. Так как сказка не только повышает познавательный интерес малыша, но и заставляет его рассуждать, анализировать, делать выводы.

Как мы видим, роль сказки велика. Сказка является неиссякаемым источником мудрости народа в воспитании детей в целом и речевом развитии в частности.

Публикации по теме:

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Использование макаронных изделий как средства развития мелкой моторикиИспользование макаронных изделий как средства развития мелкой моторики Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. И это – один из показателей.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников»Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников» Воспитание музыкальной культуры ребёнка – одна из важных задач всестороннего развития дошкольников. Музыкальное воспитание предусматривает.

Консультация для родителей. Использование подручных материалов для развития мелкой моторики дошкольников в играх «Шнуровки»Консультация для родителей. Использование подручных материалов для развития мелкой моторики дошкольников в играх «Шнуровки» Татьяна Маликова Консультация для родителей ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДРУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ «ШНУРОВКИ».

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук - имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование сказок как средства развития речи дошкольников»
Опубликовано: 30 октября 2021 в 12:41
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Использование сказок как средства развития речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шишленко (УИ 1921086) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД