Ольга Шишленко
Консультация «Использование сказок как средства развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде, чем ребенок начал говорить и понимать окружающий мир, должно пройти определенное время. Взрослые должны приложить все силы к тому, чтобы речь ребенка развивалась вовремя и правильно.
Так как в настоящее время снижается уровень развития речи у дошкольников, этому вопросу придается большое значение. Благодаря техническому прогрессу, дети стали меньше общаться друг с другом, предпочитая проводить свободное время наедине с телевизором и прочими гаджетами. Этим объясняется их гиперактивность, неусидчивость, неумение договариваться друг с другом, скудный словарный запас. Учитывая то, что дети с трех до семи лет большую часть времени проводят в детских садах, то ответственность за формирование культуры речевого общения ложится на воспитателей.
Публикация «Консультация „Использование сказок как средства развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Благоприятным источником для развития детской речи являются сказки. Так как они легки для детского восприятия, способствуют формированию понимания добра и зла, помогают самостоятельно выражать свои мысли, способны выполнять терапевтическую функцию.
Сказка готовит ребенка к будущей жизни в социуме: учит сопереживать, помогать друг другу, договариваться, общаться, защищать слабых.
Выделяют пассивную и активную роль сказки в формировании речи дошкольника. Пассивная функция заключается в расширении словарного запаса ребенка, преподнесении готовых художественных оборотов и метафор, составлении различных предложений, знакомстве с грамматическими основами.
Активная роль сказки запускается чуть позже и заключается в том, что дети начинают пересказывать особо запомнившиеся их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи малыша.
Следует использовать следующую схему на занятиях по сказкам : вначале дети слушают сказку, затем рассказывают, после проживают и сочиняют.
Прежде чем начать читать сказку, необходимо подготовить малышей к ее восприятию. Для этого воспитатель может загадать загадки о главных действующих лицах, продемонстрировать иллюстрации к сказке. Сказку следует прочитать ребятам два раза, в медленном темпе. При прочтении во второй раз необходимо использовать способ завершения детьми отдельных предложений. Во время прослушивания сказки малыши олицетворяют себя с главным героем, воображение ребенка переносит его в сказочную среду. Возникающие в фантазии дошкольника образы помогают ему запоминать отрывки текста. Уже по достижении ребенком шести лет, он начинает выступать в роли слушателя и уже начинает воспринимать сказку как литературное произведение.
В дошкольном возрасте малыши уже могут частично пересказать содержание сказки. При этом, они могут пропустить часть событий, но тем не менее обязательно озвучат самые запомнившиеся им словосочетания и включат в свой пересказ ключевые события, соблюдая логику. Если взрослые рассказывают сказку своими словами, то ребята исправляют неточности и требуют от взрослого рассказчика строго придерживаться текста сказки.
Для того, чтобы сделать пересказ более связным, воспитатель может задавать дошкольнику наводящие вопросы. Такие как, куда направился главный герой, кто первым встретился ему на пути, какие волшебные предметы были у героя и т. д.
Услышав вопрос-подсказку, ребенок тут же вспоминает детали. Но активному формированию связной речи способствуют полные ответы, поэтому важно подталкивать дошкольника к развернутому пояснению.
Сказка является прекрасным материалом для инсценирования. «Проживая» сказку, малыши учатся справляться с трудностями в общении, находить физическое выражение разнообразным переживаниям, чувствам, эмоциям.
Воспитателю при подборе сказок для инсценировок особенно необходимо учитывать речевую подготовку ребят и их интересы. Чтобы дети лучше поняли смысл сказки и характеры героев, важно посмотреть иллюстрации к сказке или мультфильм. После этого можно приступать к разучиванию ролей. Воспитатель подсказывает детям правильную передачу характеров персонажей, их жестов и мимики. Таким образом, происходит развитие словарного запаса ребенка и тренировка памяти, что способствует совершенствованию речи.
Немаловажно учить детей самостоятельно сочинять сказки. Используются такие методы как : придумывание сюжета и финала сказки, составление сказки на предложенную тему, коллективное сочинение сказки.
Так называемая сказкотерапия должна занимать для развития связной речи ребенка одно из центральных мест. Так как сказка не только повышает познавательный интерес малыша, но и заставляет его рассуждать, анализировать, делать выводы.
Как мы видим, роль сказки велика. Сказка является неиссякаемым источником мудрости народа в воспитании детей в целом и речевом развитии в частности.