Елена Ваймер (Перчихина)
Консультация «Исправление грамматических ошибок в повседневной речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
"Исправление грамматических ошибок в повседневной речи детей"
Исправлять грамматические ошибки в повседневной речи детей необходимо для того, чтобы дети привыкали к осознанию языковых норм, различали, как надо правильно говорить.
Неисправленная грамматическая ошибка ведет к закреплению неправильных условных связей как у говорящего ребенка, так и у детей, которые его слышат.
Публикация «Консультация „Исправление грамматических ошибок в повседневной речи детей“» размещена в разделах
Неправильную форму повторять за ребенком нельзя. Воспитатель может предложить ему подумать, как надо сказать правильно (Надо говорить "мы хотим"). Необходимо сразу же дать ребенку правильный образец речи и предложить его повторить.
Ошибку нужно исправлять в тактичной форме, доброжелательно. Нельзя исправлять речевые ошибки в момент эмоционального подъема. Допускается исправление, отсроченное по времени.
У детей младшего возраста исправление ошибок в речи в основном заключается в том, что воспитатель иначе формулирует словосочетание или фразу. Например, ребенок говорит:"Мы поставили на стол много тарелков и много ложков". - "Правильно, вы хорошо накрыли на стол, поставили много тарелок и положили много ложек " - подтверждает воспитатель.
Детей старшего возраста нужно учить слышать речевые ошибки и самостоятельно их исправлять. При этом можно использовать различные приемы. Например: "Ты неправильно изменил слово. Подумай, как надо сказать правильно", - предлагает воспитатель. В качестве образца можно предложить аналогичное изменение слова (в родительном падеже множественного числа - ложек, чашек, ботинок).
В качестве образца правильной речи можно использовать речь одного из детей. Допускается привлекать к исправлению ошибок детей (очень осторожно, в редких случаях).
Исправляя детские ошибки нельзя быть слишком навязчивыми, нужно учитывать ситуацию общения. Например:
- ребенок чем-то огорчен, жалуется воспитателю, ждет от него помощи, совета, при этом допускает ошибки в речи;
- ребенок играет, переживает эмоциональный подъем, и в процессе разговора делает ошибки;
- ребенок в первый раз решился прочитать стихотворение. Он начинает декламировать, но при этом допускает грамматические ошибки.
В такие моменты поправлять детей не следует. Воспитатель отмечает ошибки, чтобы позднее исправить их в подходящей ситуации.
Литература
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. "Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников". - М., Издательский центр "Академия", 2000
2. Вренева Е. "Мультимедийные технологии. Познавательно-речевое развитие". "Дошкольное воспитание", № 12, 2010
3. Ушакова О. С. "Формирование семантической стороны речи". "Дошкольное воспитание", № 8, 2006
4. Пожиленко Е., Игнатьева Е. "Знакомим детей с окружающим и развиваем речь". "Дошкольное воспитание", №№ 1, 5, 2005
5. Володина В. "О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет". "Дошкольное воспитание", № 8, 2002
6. Фоменко Л. "Синтаксис. Что могут и не могут дети 4-6 лет". "Дошкольное воспитание", № 11, 2002