МААМ-картинки

Консультация «Комплексы артикуляционной дыхательной гимнастики»

Екатерина
Консультация «Комплексы артикуляционной дыхательной гимнастики»

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:

речевой слух,

речевое внимание,

речевое дыхание,

голосовой и речевой аппарат.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с раннего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

Публикация «Консультация „Комплексы артикуляционной дыхательной гимнастики“» размещена в разделах

Артикуляционная гимнастика

- это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Цель артикуляционной гимнастики : выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы. Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорение необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.

Упражнения бывают статические (неподвижные, направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка и динамические (подвижные) : лошадка, часики, качели - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упражнений – вырабатывают основные движения и положения ОАА,

2 группа упражнений – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

3 группа упражнений – специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Так, в младших группах берутся упражнения на развитие основных движений, в средних – на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие, в старших – для сонорных звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Комплекс упражнений следует планировать на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй недели. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении, далее переходят к динамическим.

3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба)

5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

- Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, приемы, знать, как правильно выполняется упражнения, помогалочки – шпатели, ложка, шарики)

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например : как представить упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который любит варенье.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.

3. Упражнение выполняет ребенок, а взрослый контролирует выполнение - следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Соблюдаются гигиенические требования – чистота рук и инвентаря.

Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже, вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.

Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.

27 артикуляционных упражнений.

№ Название упражнения Цель Как делать Рисунок

1. «Улыбочка» (статическое)

Развивать круговые мышцы губ. Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы.

Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.

2. «Дудочка» (статическое) Развивать круговые мышцы губ. Губы сомкнуты и вытянуты вперед в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.

3. «Хоботок» (статическое) Развивать подвижность губ. Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед до предела. Удерживать губы в таком положении следует 10 с.

4. Лопаточка» (статическое). Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.

5. «Иголочка» (статическое) Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении. Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

6. «Сердитая кошечка» (статическое) Развивать подвижность мышцы спинки языка. Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

7. «Желобок» (статическое)

Вырабатывать целенаправленную воздушную струю по средней линии языка на его кончик; развивать боковые мышцы языка. Высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Выполнять упражнение следует 3—4 раза по 5—7 с.

8. «Парус» (статическое). Растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении. Рот широко раскрыт. Широкий кон-чик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2—3 раза.

9. «Чашечка» (статическое) Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении. Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение выполнить 3—4 раза.

10. «Заборчик» (статическое). Упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ. Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с.

11. «Утиный клювик» (динамическое) Развивать подвижность губ, быструю переключаемость губ с одной позиции на другую.

Губы находятся в положении трубочки, затем щеки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения.

12. «Шторки» (динамическое) Вырабатывать подвижность губ.

Рот приоткрыт. Нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя губа в этот момент открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа открывает нижние зубы, а верхняя губа закрывает верхние зубы. Упражнение выполнить 5—6 раз.

13. «Лошадка» (динамическое). Растягивать подъязычную связку языка. Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10—15 раз.

14. «Грибок» (динамическое) Растягивать подъязычную связку языка Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5—6 раз.

15. «Маляр» (динамическое) Вырабатывать подвижность языка в верхнем положении. Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Упражнение проводить в медленном темпе 5—6 раз.

16. «Дятел» (динамическое) Вырабатывать подвижность кончика языка. Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д-д-д. Упражнение проводится в течение 15—20 с.

17. «Утюжок» (динамическое). Активизировать кончик языка на бугорках. Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад-вперед. Упражнение проводить 20—25 раз.

18. «Прогони комарика» (динамическое). Вызвать самостоятельное дрожание кончика языка под воздействием сильной воздушной струи. Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. Упражнение повторить 3 раза.

19. «Покусывание кончика языка» (динамическое). Активизировать мышцы кончика языка. Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8—10 раз.

20. «Качели» (динамическое).

Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз). Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы.

Упражнение повторить 15—20 раз.

21. Упражнение «Катание шарика» (динамическое). Укреплять боковые мышцы языка. Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) — 5—6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) — 5—6 кругов. Скорость движения языка можно менять.

22. «Часики» (динамическое). Развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево). Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ.

Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Длительность выполнения упражнения — 20 с.

23. «Мясорубка» (динамическое Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами. Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела. Упражнение повторить 3—4 раза.

24. «Прятки» (динамическое). Развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами. Рот широко раскрыт. Зубы разомкну-ты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.

25. «Вкусное варенье» (динамическое) Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении. Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5—6 раз.

26. «Змейка» (динамическое). Развивать боковые мышцы языка. Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.

Движения языка производятся в мед-ленном темпе и выполняются 5—6 раз.

27. «Настроение» (динамическое). Вырабатывать подвижность губ. Губы растянуть в улыбке. Зубы заборчиком. Эта часть упражнения представляет хорошее настроение (помогает мимика). Затем губы принимают положение трубочки. Зубы находятся в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид.

Упражнение повторяется 5 раз и заканчивается улыбкой, т. е. хорошим настроением.

Дыхательная гимнастика.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют :

- воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом,

- профилактике возникновения болезней дыхательных путей,

- восстановлению носового дыхания при его нарушении.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие требования:

Занятия можно выполнять ежедневно, но не более 1 – 4 минут, в зависимости от возраста детей, во избежание головокружений продолжительность упр. должна быть 3-4 раза. В комплекс с артикуляционной гимнастикой должно быть включено 1 упражнение на дыхание.

Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении,

Обязательно до еды, можно во время утренней гимнастики.

Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. (например - дуем сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый)

Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот.

Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.

В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе.

После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Все упражнения выполнять в игровой форме.

Сдувать предмет можно с ладони, со стола или с твердой поверхности – картонный цветок, или дуть на предмет, привязанный к ниточке.

Дыхательные упражнения делятся на:

- на упр., вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде,

- игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики,

- игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри,

- упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос,

- упражнения с проговариванием звуков.

- упражнения на развитие дыхания также можно объединять в комплексы, и использовать как весь комплекс или только его часть.

Можно использовать предметы: ватку, карандаш, листочки, шарики, катушки, вертушки, наборы для купания (уточки, кораблики, мыльные пузыри, перышки, свечки, свистульки, свистки, дудочки, пузырьки, надувные игрушки, музыкальные игрушки.

«Подуй»

П редлагаем ребёнку подуть на облако, чтобы оно ушло и выглянуло солнышко.

П редлагаем ребёнку показать, как дует ветер на листья.

П редлагаем ребёнку подуть на цветок, чтобы его семена разлетелись по всему саду и на следующий год было больше таких прекрасных цветов.

«Сдуй»

В ырезаем снежинку из тонкой белой бумаги, предлагаем положить её на ладошку и сдуть

П одбираем картинку с изображением цветка, наклеиваем её на картон. Вырезаем картинку маленькой пчелы и соединяем две картинки ниткой. Ребёнку предлагается сдуть пчелу с цветка – она там сидит уже долго, а другим пчёлам тоже очень хочется полакомиться пыльцой.

«Задуй упрямую свечу»

В правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

«Паровоз»

Х одить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок»

П одуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Гуси летят»

М едленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).

«Кто громче»

В ыпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

«Маятник»

С есть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 секунды, наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох (3-4 раза).

«Охота»

З акрыть глаза и по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, яблоко, варенье и т. д.)

«Шарик»

П редставить себя воздушным шариком; на счет 1,2,3,4, сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.

«Каша»

В дыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

«Ворон»

С есть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: «кар»!

«Покатай карандаш»

В дохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

«Греем руки»

Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Трубач»

П однести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимая пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 секунд).

«Шину прокололи»

С делать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш….».

Публикации по теме:

Комплексы артикуляционной гимнастики по месяцам КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ НА СЕНТЯБРЬ «РЫБКА ШЕВЕЛИТ ГУБАМИ». Цель: развитие артикуляционной моторики. Описание: Смыкать и размыкать.

Комплексы артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста 3–4 года с задержкой психического развития Комплексы артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года с задержкой психического развития Осень! В конце.

Комплексы дыхательной гимнастики для детей второй младшей группы Картотека дыхательной гимнастики для 2 младшей группы. Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой.

Комплексы дыхательной гимнастики для средней группы детского сада Комплекс №1. «Послушаем своё дыхание» Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и.

Комплексы точечного массажа и дыхательной гимнастики Комплексы точечного массажа и дыхательной гимнастики. Цель комплексов массажа и дыхательных упражнений заключается не только в профилактике.

Консультация для воспитателей «О пользе дыхательной гимнастики» Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дети,.

Консультация «Значение артикуляционной гимнастики» Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку,.

Консультация для родителей «Лечебное воздействие дыхательной гимнастики» Лечебное воздействие дыхательной гимнастики Консультация для родителей Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его.

Влияние артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики на развитие речи детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №12 «Ягодка» Методическая разработка «Влияние артикуляционной,.

Реализация регионального компонента средствами артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики Национально-региональный компонент – это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное или региональное своеобразие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Комплексы артикуляционной дыхательной гимнастики»
Опубликовано: 2 января 2019 в 20:10
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД