Зарвигорова Светлана
Консультация для родителей «Учим детей ПДД»
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Забывая об опасности, они выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы, иногда сами взрослые не держат ребенка за руку и тот переходит перекресток самостоятельно, дети перевозятся в автотранспорте не пристегнутые.
Публикация «Консультация для родителей „Учим детей ПДД“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
К сожалению, подобное поведение на дорогах наблюдается все чаще и чаще. Это позволяет сделать вывод, что основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасность на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель их видит и объедет. У дошкольников другие особенности слуха и зрения. Им сложно определить, откуда слышится звук. Они реагируют только на те звуки, которые им интересны. Услышав сигнал автомобиля, дошкольники могут сделать роковой шаг навстречу опасности. Они боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.
Дошкольники не умеют эффективно использовать периферическое зрение и полностью его «выключают», когда перебегают дорогу, не в состоянии определить, близко или далеко находится автомобиль, быстро или медленно он едет. Из-за своего небольшого роста они не могут полностью увидеть происходящее на дороге.
У детей дошкольного возраста не сформирована координация движений, они не могут выполнять сразу несколько действий.
В экстремальной ситуации дошкольники теряются, впадают в состояние незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее торможение в центральной нервной системе. Именно поэтому дети должны находиться на улице под присмотром взрослых.
Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания. Поэтому, находясь с ребенком на улице, они не только должны рассказывать о правилах дорожного движения, но и соблюдать их.
Объяснять ребенку, что при следовании по улице пешеход должен стараться обходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.
Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля. Показывать своим примером и переходить проезжую часть дороги по пешеходным переходам (даже если очень спешите на работу и дорога пуста). Самый безопасный переход — подземный или надземный. При их отсутствии переходить проезжую часть можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
В местах, где движение регулируется, для перехода проезжей части необходимо руководствоваться сигналами регулировщика либо пешеходного светофора или транспортного светофора. Все это надо объяснять своему малышу. Ребенок четко должен знать, что нельзя выбегать на дорогу. Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал светофора необходимо осмотреться, можно мысленно посчитать до пяти и только после этого начинать движение.
Родители должны объяснять, почему не следует переходить проезжую часть дороги перед медленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней другую машину, идущую с большей скоростью. Почему нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Чтобы обучение дошкольников безопасному поведению на улице было более эффективным необходимо тесное взаимодействие воспитателей и родителей.
Во-первых, это может быть ознакомление с материалами, представленными на стендах «уголков безопасности», показ выставок детских рисунков, поделок, дидактического материала по тематике дорожной безопасности.
Во-вторых, возможны встречи за «круглым столом», специально организованные лекции и беседы с родителями. Возможен, также, показ фотографий, где зафиксированы несчастные случаи с детьми, которые произошли по вине взрослых. Элемент экстремальности, вызывающий сильные эмоциональные переживания у родителей, в данном случае может способствовать повышению у них бдительности, осторожности, восприимчивости к предостережениям, касающимся безопасности на дорогах.
На собраниях важно напоминать родителям, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. Малышу трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт. Чтобы ребенка было легче увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов или имеющую отражающие полоски. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.
Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям?
Во-первых, очень важно не пугать улицей и транспортом. Ведь такой страх также опасен для малыша, как и беспечность или невнимательность. Нужно наоборот, развивать в нем внимание, собранность, ответственность, уверенность и осторожность. Очень эффективным методом обучения является чтение стихов, загадок, детских книжек, посвященных безопасности движения.
Во-вторых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок.
В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности.
В-четвертых, полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно и предусмотрительно.
Следует разъяснять детям, что машина, даже припаркованная, может в любой момент двинуться с места, неожиданно выехать из-за угла, из ворот. Дети должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за припаркованные машины – опасно для жизни.
Нельзя разрешать детям играть где-либо, кроме детских площадок. Следует четко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах.
Дети должны уметь различать основные цвета, формы, изображения, используемые при регулировке движения транспорта, усвоить понятия «вправо», «влево», «между», «мимо», «боком», а также другие слова, обозначающие направление движения и местонахождения предмета. Дети должны понимать и такие слова как, «стой», «быстро», «опасно», «внимание» и т. д.
Если ребенок заблудился на улице, это ставится проблемой для него самого и для родителей. Для ребенка это часто та ситуация, в которой он вынужден применить все полученные знания о том, как переходить дорогу, как дойти до дома и т. п.
Даже если родители много раз повторяли все это своему малышу, они не могут быть уверены в том, что в стрессовой ситуации дошкольник не растеряется и будет действовать адекватно. Поэтому надо снабдить ребенка карточкой, на которой написаны телефоны родителей. Ребенку обязательно следует внушить, что, если он потеряется и на плачь и крик родители не придут, он должен обратиться к полицейскому или продавцу в магазине.
В отношении проблемы безопасности детей не должно быть легкомыслия, нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам.
Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научит ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.