Консультация «Алгоритм средового метода»

Светлана Баранова
Консультация «Алгоритм средового метода»

Консультация на тему: Алгоритм средового метода

Цели: расширять знания педагогов средового метода и технологии в построении образовательного процесса.

Задача: продемонстрировать на практике способы работы по средовому методу, через работу в центрах активности.

В настоящее время всю образовательную деятельность мы должны строит с учётом принципов федерального образовательного стандарта (ФГОС).

Стандарт нам говорит что мы должны учитывать индивидуальные потребности детей поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка учитывать его интересы. И пожалуй самое главное что мы для этого должны сделать это организовать соответствующую среду. Как написал А. С Макаренко Воспитывает не сам воспитатель, а среда. Стандарт говорит о развивающей среде и предъявляет особые требования. Она должна быть доступной, вариативной обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых а так же возможности для уединения, обеспечивать, максимальную реализацию образовательного пространства группы.

Среда-одно из основных средств развития личности ребёнка источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создаёт условия для развития воображения, фантазии, желания играть, в ней нет элемента неожиданности: все знакомы с первого дня и остаётся неизменным.

Любая среда состоит из нескольких компонентов. Одни из компонентов-предметно-пространственное окружение. Но среда-это не только окружающие предметы, но и определенная деятельность с ними и их содержание. Поэтому выделяют ещё два компонента образовательной среды: содержание и деятельность.

В педагогике существует такой термин, средовый подход. Можно ли считать средовой подход новацией в недагогике? Однозначна ответить трудно, но значение среды в воспитании человека осознавали многие: К. Д Ушинский, Л. Н Толстой, А. Ф Лазурский, П. Ф Лесгафт и др. Средовый подход определяет образовательную среду как совокупность.

-предметно-пространственного окружения

-субъектного окружения (социальные группы, субкультуры, национальные особенности субъектов, половозрастные особенности, традиционные ценностные ориентации, характеризующие ценностные отношения в пространстве жизнедеятельности воспитанника и т. д)

-психологические факторы (особенность взаимодействий субъектов, содержания, характер и направленность деятельности, стиль общения и т. д)

Если мы будем работать над созданием и совершенствованием только одного компонента среды, то средовой метод работать не будет.

Образовательную среду можно рассматривать как метод если в ней будут заложены условия для реализации алгоритма

Алгоритм средового метода:

1. Образец поведения, представленный средой

-наблюдение за по видением воспитателя, педагога, родителя, сказочных персонажей и тд.

-анализ наблюдаемой модели по видения

2. Самостоятельные действия ребёнка

-организация ситуаций в режиме дня

-организация самостоятельной деятельности детей

3. Личностно-значимая оценка

-оценивается не ребёнок а модель поведения и (или) продукт его деятельности

-формирование умений оценки сверстников

-использование разных форм оценки

-организация мероприятий для создания ситуаций успеха у детей

4. Усвоенный образец поведения

-создание ситуаций для многократного применения усвоенного образца поведения

Используя данный алгоритм,мы начали работу в данном направлении. С начала организовали в группе центры активности для реализации всех основных видов детской деятельности. Наполняемость центров соответствует теме недели возрастным особенностям группы. Далее мы стали замечать, что многие дети не правильно используют центры, не правильно обращаются с предметами, у многих детей вызывает трудность с выбором деятельности. И поэтому мы решили ввести правила, особые традиции в группе.

Так, для поддержания порядка в группе мы ввели правила поведения. Для начала мы с детьми обговорили, какие правила могут быть как в группе, так и отдельно в центрах. Мы вместе с детьми проговорили правила Например: говорим спокойно, слушаем воспитателя и друг друга или не перебиваем, поиграл- убери, по приходу в детский сад нужно здороваться (приветствовать друг друга) и т. д. Если кто-то начинает кричать, другой ребенок подходит к месту, где расположены правило поведения и напоминает ребенку, что по правилам нужно говорить спокойно и не кричать.

В представлении ребенка это связывается не только с положительными эмоциями (возможность общения с другими детьми, но и создает внутреннюю напряженность. К сожалению, мы не можем сделать нашу среду полностью трансформируемой. Поэтому мы создали в нашей группе "Уголок уединения". Если кто то из детей устал от шума или просто хочет отдохнуть, то ребенок садится в уголке (на диванчик либо специальные подушки для пола) и закрывается ширмой (как будто спрятался от всех в домике). Также для поддерживания порядка некоторые центры мы закрываем. Например: по плану у нас сегодня физическая культура, поэтому центр физического развития может быть закрыт до обеда. Или центр физического развития открыт, но для безопасности мы закрываем центр конструирования. Или же по плану у нас утренний сбор, утренняя гимнастика, затем завтрак - то мы можем также закрыть более активные зоны, чтобы дети не отвлекались и все внимание концентрировалось на занятии. Многие дети это правило почти сразу стали выполнять. Если они увидели, что на определенном центре крестик (центр закрыт) то они идут к тому центру, где обозначена цифра (центр открыт).

В этих же центрах есть ограничения по количеству детей, обозначены цифрой (2,3,4,5,6). Ограничения ввели для безопасности и создания бесконфликтности, т. к очень часто дети начинают ссориться, если кому - то не хватило места и атрибутов для игры. Например: в сюжетно ролевой игре "Парикмахерская" могут играть 3 ребенка, т. к. маленькое пространство, не хватает места для более большего количества детей. В центре физического развития также могут играть 4 человека, т. к. в центре имеются обручи, скакалки, что очень травмоопасно. Или в центре художественного творчества могут рисовать (лепить, раскрашивать) не более 4 человек, т. к. недостаточное количество материала.

По данной технологии мы работаем недавно, и конечно многое еще не получается, не все сделано. Но все же результаты есть. Многие дети стали чаще договариваться друг с другом, уважать выбор друг друга, меньше возникает ссор. У детей получается самостоятельно выбрать себе деятельность, не бегая бездумно по группе. Выполнение определенных правил приучает детей к самоорганизованности и ответственности, и выполнение правил происходит не потому, что сказал воспитатель, а потому что это правило группы, особая традиция.

Практическая часть с педагогами

Ход мероприятия

Коллеги сегодня у нас будут работать 3 центра активности центр "Говорилка" т. е. (Речевое развитие) театрализованный центр и центр " Математике"

Центр Говорилка вы сможете найти потерянные звуки потому что открыв сегодня книгу я обнаружила, что во многих словах недостаточно звуков. И я не смогла прочитать вам сказку, А еще вы сможете сочинить сказку по картинкам.

В центре математике вы поможете сказочным героям у сказочных героев произошёл спор и они хотят стоять первыми, а вы а вы сможете расставить их по росту от большого к малому и от малого к большему, а каких сказочных героев мы узнаем отгадав загадки: а ещё нужно будет помочь золушке завязать бант и заплести косичку. в центре театрализованной деятельности герои сказки забыли слова и вы сможете помочь им показать сказку (Три поросёнка)

Прежде чем приступим к деятельности, я вам предлагаю отметить свой выбор на экране активности мы можем определить кто будет делать выбор первый я хочу предложить вам вести новое правило тянуть жребья.

В центре театрализованной деятельности. в данном центре представлены декорации сказки (Три поросёнка, вы можете драматезировать данную сказку. Для того чтобы вам распределить роли я предлагаю вам кинуть кубик, где цифра один будет обозначать-роль волка, цифра 2 Наф -Наф ; цифра три Ниф-НИф ; цифра четыре Нуф-Нуф, а цифра пять вам досталась роль рассказчика.

РЕФЛЕКСИЯ

Кто хочет рассказать о своей работе.

О чём хочет расскажет команда которая работала в центре Говорилка

Что нового, узнали для чего

Публикации по теме:

Алгоритм организации сюжетно-ролевой игры в средней группе Сюжетно-ролевая игра в средней группе – это интерпретация увиденного и услышанного. Малыши обыгрывают действия своих родителей, бабушек,.

Алгоритм обучения детей дошкольного возраста рассказыванию. АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАССКАЗЫВАНИЮ При обучении детей рассказыванию, одной из форм работы является составление описательного.

Алгоритм организации дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ Алгоритм организации дополнительных платных образовательных услуг Организация дополнительных платных образовательных услуг в дошкольной.

Алгоритм организации сюжетно-ролевой игры в средней группе Сюжетно-ролевая игра в средней группе – это интерпретация увиденного и услышанного. Малыши обыгрывают действия своих родителей, бабушек,.

Алгоритм организации жизнедеятельности детей Алгоритм организации жизнедеятельности детей Условные обозначения: НОД: Понедельник – 1. Познавательное развитие. (Познаю мир. Экология).

Алгоритм в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста Все времяпровождение детей в детском саду состоит из деятельности: игровой, образовательной, двигательной, совместной, а так же самостоятельной.

Артикуляционная гимнастика. Алгоритм выполнения упражнений. При выполнении артикуляционных упражнений необходимо учитывать следование пошаговым инструкциям, способствующим постепенному, поочередному.

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Консультация «Использование метода синквейна в работе воспитателя детского дома» В консультации раскрывается методика проведения синквейна в работе воспитателя,что такое синквейн,как его правильно составлять,приведены.

Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия-экспериментирования 1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение,.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Весна
  • Осень
Автор публикации:
Консультация «Алгоритм средового метода»
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 10:28
+127Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 85.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра по звуко-буквенному анализу «Волшебный коврик»
Как эффективно подготовить ребенка к школе? Умение детей слушать воспитателя и выделять звуки в слове, определять их порядок и последовательность...
Дидактическая игра своими руками «Кто где живёт?», «Кто что ест?» по принципу Кругов...
Цель игры: дать ребенку представление об особенностях жилья разных животных, расширять знания о среде их обитания; развивать мышление, память, речь;...
Фотоотчет о спонтанной акции «Помоги птицам зимой»
Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Сегодня я расскажу об акции, которая произошла спонтанно после организованной...
«Твои помощники — руки». Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и...
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» ( образовательные компоненты «Здоровье и личная гигиена», «Безопасность жизнедеятельности»)...
Роль театра в жизни дошкольника
Роль театра в жизни дошкольника Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость, — повышают...