Консультация «Детские опыты и эксперименты»

Наталья Бычкова
Консультация «Детские опыты и эксперименты»

Каждый ребенок рождается исследователем окружающего мира. Малыш, знакомясь с окружающим миром, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать и т. п. И в этом ему помогают опыты.

ОПЫТ - это наблюдение за явлениями природы, которые производятся в специально организованных условиях. При этом дети способны познать внешнюю сторону физических явлений, а так же и отношения между закономерностями, такие как - различное состояние веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду.

Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.

Наблюдая за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет им стать первооткрывателями того мира, который их окружает.

На раннем возрасте можно выбрать проведение элементарных опытов.Их элементарность заключается в следующем:

во-первых: в характере решаемых задач (они известны только детям);

во - вторых: в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в- третьих: используется только бытовое и игровое оборудование (стаканчики, бутылочки, мисочки, ведерки, формочки, ситечки, совочки, грабельки и т. д.).

Приобщение детей к исследовательской деятельности и экспериментированию, обеспечивает развитие детского творчества. Экспериментирование и исследовательская деятельность позволяет ребенку открыть свойства объектов, появление и изменение свойств объектов, а также выявлять скрытые свойства, определять закономерности.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - форма познавательно - исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними.

Ребенок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движение воздуха, состояние воды и др.).

Экспериментирование маленьким деткам помогает осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, а так же у них развивается мышление, наблюдательность, любознательность, а так же элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы, а самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные свойства действия, снимая при этом и страх ошибаться, и совокупность мышления готовыми схемами действия.

Для детей 2-3 года жизни характерны следующие эксперименты. Самая распространенная это вода.

Игры с водой очень удивительны и полезны. Дети познают не только свойства воды, но и получают возможность устанавливать физические закономерности.

Во время игр с водой педагог обязательно должен обращать внимание детей на то, как ведут себя в воде предметы из разного материала (металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага и губки).Пример: " Переливание воды".Для этого необходимо: пластиковая бутылка, стаканчик.Вместе с детьми наполнить бутылку водой из под крана: " Буль, буль", потекла водичка. Вот пустой стаканчик, а теперь полный". Переливайте воду из одной посудины в другую. (Фонтан, Бассейн, Озеро, Купание кукол).

Игры с песком. Песочница - излюбленное место игр во время прогулок. Ребенка раннего возраста лепить куличики может научить только взрослый. Он видит образец и повторяет.

А вот самое любимое занятие малыша - разрушать куличики. Воспитатель показывает деткам, какой песок сухой, а какой - мокрый, как получаются куличики из мокрого песка и не получаются из сухого. Однако в песочнице можно не только лепить, но и закапывать и раскапывать предметы. Для раскопки они могут использовать совочки, грабельки и просто руками. Не менее увлекательное занятие- пересыпание песка из одной емкости в другую.

Так же в песке можно выкапывать ямки, сооружать различные постройки (дома, горки, дорожки, заборчики и т. д.). И ещё очень многое, что можно сделать с песком.

В качестве познавательного материала для экспериментирования на раннем возрасте можно предложить «коробочки с секретом».Они могут быть такие как: с различными затворами, открывающиеся по принципу спичечного коробка, в виде пенала, с различными крышками (молнии, кнопки, замочки, магниты).

Проводя игру с этими коробочками, педагог должен привлечь внимание ребёнка, т. е. вызвать желание открыть коробочку, извлечь от туда «секрет», при этом необходимо, чтобы ребёнок действовал самостоятельно, но не в коме случае не решать за него предложенную задачу. Если у него ничего не получается, нам следует ему подсказать. А когда он справиться с задачей, обязательно похвалите его. Рассмотрите находку, а затем спрячьте её и повторите эти действия. Способ можно считать освоенным тогда, когда ребенок несколько раз откроет и закроет коробочку.

Примерные игры со звуками: «Послушаем звуки», «Постучим, погремим», «Найди такую же коробочку», «Свистульки», «Музыканты».

Ну а вот на прогулке вместе с ребенком послушайте вокруг- шелест листьев, жужжание мух, жуков, пение птиц и т. д.

Ведь все звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

А вот из бросового материала, например, пластиковые бутылки можно изготовить «погремушки - шумелки»,которые наполнены разными материалами : камешками, крупами, песком, монетки и т. д. Получаются очень интересные, разные по звучанию и внешнему виду, весу.

Экспериментируя с ними, ребенок будет сравнивать звуки и вскоре научиться распознавать по звукам, что находится в нутрии.

Игры с крупами: «Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Покормим птичек», «Вкусная каша», «Разложим по тарелочкам».

А вот, игры с магнитом не менее интересней.Для этого необходимо: магниты и металлические предметы. Предметы необходимо разложить на столе или на листе бумаги, а магнитом под ними водить. Все предметы оживают.

На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками.

Смешивая их, в различных сочетаниях, дети открывают для себя новые возможности.Примерные игры: «Цветная вода», «Рисование на мокром листе», «Рисование пальцами, ватными палочками, тампончиками, сырой картофельной» и т. д.

А в зимний период детям можно показать очень много экспериментов со льдом: «Льдинки», «Тают льдинки», «Сосульки» и т. д.

Провести опыт и эксперимент можно из чего угодно, это практически всё, что нас окружает. При этом ребёнку осваивать окружающий мир будет намного легче и интереснее.

Публикации по теме:

Человек. Рукотворный мир. Опыты и эксперименты (свойства материалов)Человек. Рукотворный мир. Опыты и эксперименты (свойства материалов) План проведения опытов 1 неделя – Мир бумаги 2 неделя — Мир ткани 3 неделя - Мир металлов 4 неделя - Мир пластмасс 1. Мир бумаги а).

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Супер-агенты. Опыты и эксперименты» КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей по теме «Супер агенты. Опыты и эксперименты». Разработчик Т. Е. Елясина, воспитатель.

Конспект занятия «Наши капельки дружны, на планете всем нужны». Экологические эксперименты старших дошкольников Конспект занятия на тему: Наши капельки дружны, на планете всем нужны. (Экологические эксперименты старших дошкольников) Задачи Уточнить.

Консультация для родителей «Занимательные эксперименты для детей» Дети – маленькие исследователи, никогда не скучающие ученые, которые в силу своей любознательности то и дело стараются познать мир, открыв.

Мастер-класс на тему «Опыты и игры-эксперименты с детьми в домашних условиях». Медиаресурс для родителей дошкольников На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная.

«Неживая природа». Опыты и эксперименты с магнитом«Неживая природа». Опыты и эксперименты с магнитом План проведения опытов 1 неделя - Мы - фокусники 2 неделя - Необычная скрепка 3 неделя - 2 магнита 4 недели - Как увидеть магнитные силы.

Неживая природа. Опыты и эксперименты (электричество)Неживая природа. Опыты и эксперименты (электричество) План проведения опытов 1 неделя — Волшебный шарик 2 неделя - Чудо-прическа 3 неделя - Волшебные шары 4 неделя - «Вертушка» 1. Волшебный.

Опыты и эксперименты Занимательные опыты и эксперименты. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни.

Опыты и эксперименты для детей младшего дошкольного возраста Опыты и эксперименты для детей младшего дошкольного возраста Какая бывает вода Цель. Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются.

Опыты и эксперименты с водой Откуда берётся вода? Цель: - познакомить детей с процессом конденсации. Материал: - горячая вода. Оборудование: - ёмкость, охлажденная.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Консультация «Детские опыты и эксперименты»
Опубликовано: 6 октября 2016 в 15:57
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 апреля. День звёздного неба на МААМ

Звёздное небо в ясную погоду – это самая грандиозная и завораживающая картина, которую только можно придумать. Мы ещё так мало знаем об этих далёких мирах! Но этих знаний хватит, чтобы сформировать у...

11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

Мастер-класс «Пасхальное яйцо», украшенное с помощью бисера, пайеток и тканевых...
Мастер-класс «Пасхальное яйцо», украшенное с помощью бисера, пайеток и тканевых салфеток . Вариант 2 Уважаемые коллеги и гости моей страницы, очень скоро...
Мастер-класс «Поздравительная открытка, посвящённая труженикам тыла»
В этом году в нашем саду было предложено каждой группе принять участие в акции по изготовлению поздравительной открытки для вручения труженикам тыла к 1...
«Удивительный космос» (работы детей совместно с педагогом)
Каждый год, 12 апреля, отмечается День Космонавтики. В предверии празднования такого праздника, в нашей группе, всю неделю, мы расширяли знания детей о...