Наталья Бычкова
Консультация «Детские опыты и эксперименты»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок рождается исследователем окружающего мира. Малыш, знакомясь с окружающим миром, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать и т. п. И в этом ему помогают опыты.
ОПЫТ - это наблюдение за явлениями природы, которые производятся в специально организованных условиях. При этом дети способны познать внешнюю сторону физических явлений, а так же и отношения между закономерностями, такие как - различное состояние веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду.
Публикация «Консультация „Детские опыты и эксперименты“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.
Наблюдая за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет им стать первооткрывателями того мира, который их окружает.
На раннем возрасте можно выбрать проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается в следующем:
во-первых: в характере решаемых задач (они известны только детям);
во - вторых: в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
в- третьих: используется только бытовое и игровое оборудование (стаканчики, бутылочки, мисочки, ведерки, формочки, ситечки, совочки, грабельки и т. д.).
Приобщение детей к исследовательской деятельности и экспериментированию, обеспечивает развитие детского творчества. Экспериментирование и исследовательская деятельность позволяет ребенку открыть свойства объектов, появление и изменение свойств объектов, а также выявлять скрытые свойства, определять закономерности.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - форма познавательно - исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними.
Ребенок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движение воздуха, состояние воды и др.).
Экспериментирование маленьким деткам помогает осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, а так же у них развивается мышление, наблюдательность, любознательность, а так же элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы, а самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные свойства действия, снимая при этом и страх ошибаться, и совокупность мышления готовыми схемами действия.
Для детей 2-3 года жизни характерны следующие эксперименты. Самая распространенная это вода.
Игры с водой очень удивительны и полезны. Дети познают не только свойства воды, но и получают возможность устанавливать физические закономерности.
Во время игр с водой педагог обязательно должен обращать внимание детей на то, как ведут себя в воде предметы из разного материала (металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага и губки). Пример: " Переливание воды". Для этого необходимо: пластиковая бутылка, стаканчик. Вместе с детьми наполнить бутылку водой из под крана: " Буль, буль", потекла водичка. Вот пустой стаканчик, а теперь полный". Переливайте воду из одной посудины в другую. (Фонтан, Бассейн, Озеро, Купание кукол).
Игры с песком. Песочница - излюбленное место игр во время прогулок. Ребенка раннего возраста лепить куличики может научить только взрослый. Он видит образец и повторяет.
А вот самое любимое занятие малыша - разрушать куличики. Воспитатель показывает деткам, какой песок сухой, а какой - мокрый, как получаются куличики из мокрого песка и не получаются из сухого. Однако в песочнице можно не только лепить, но и закапывать и раскапывать предметы. Для раскопки они могут использовать совочки, грабельки и просто руками. Не менее увлекательное занятие- пересыпание песка из одной емкости в другую.
Так же в песке можно выкапывать ямки, сооружать различные постройки (дома, горки, дорожки, заборчики и т. д.). И ещё очень многое, что можно сделать с песком.
В качестве познавательного материала для экспериментирования на раннем возрасте можно предложить «коробочки с секретом». Они могут быть такие как: с различными затворами, открывающиеся по принципу спичечного коробка, в виде пенала, с различными крышками (молнии, кнопки, замочки, магниты).
Проводя игру с этими коробочками, педагог должен привлечь внимание ребёнка, т. е. вызвать желание открыть коробочку, извлечь от туда «секрет», при этом необходимо, чтобы ребёнок действовал самостоятельно, но не в коме случае не решать за него предложенную задачу. Если у него ничего не получается, нам следует ему подсказать. А когда он справиться с задачей, обязательно похвалите его. Рассмотрите находку, а затем спрячьте её и повторите эти действия. Способ можно считать освоенным тогда, когда ребенок несколько раз откроет и закроет коробочку.
Примерные игры со звуками: «Послушаем звуки», «Постучим, погремим», «Найди такую же коробочку», «Свистульки», «Музыканты».
Ну а вот на прогулке вместе с ребенком послушайте вокруг- шелест листьев, жужжание мух, жуков, пение птиц и т. д.
Ведь все звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.
А вот из бросового материала, например, пластиковые бутылки можно изготовить «погремушки - шумелки», которые наполнены разными материалами : камешками, крупами, песком, монетки и т. д. Получаются очень интересные, разные по звучанию и внешнему виду, весу.
Экспериментируя с ними, ребенок будет сравнивать звуки и вскоре научиться распознавать по звукам, что находится в нутрии.
Игры с крупами: «Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Покормим птичек», «Вкусная каша», «Разложим по тарелочкам».
А вот, игры с магнитом не менее интересней. Для этого необходимо: магниты и металлические предметы. Предметы необходимо разложить на столе или на листе бумаги, а магнитом под ними водить. Все предметы оживают.
На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками.
Смешивая их, в различных сочетаниях, дети открывают для себя новые возможности. Примерные игры: «Цветная вода», «Рисование на мокром листе», «Рисование пальцами, ватными палочками, тампончиками, сырой картофельной» и т. д.
А в зимний период детям можно показать очень много экспериментов со льдом : «Льдинки», «Тают льдинки», «Сосульки» и т. д.
Провести опыт и эксперимент можно из чего угодно, это практически всё, что нас окружает. При этом ребёнку осваивать окружающий мир будет намного легче и интереснее.