Консультация на тему «Дидактическая игра как средство речевого развития детей»

Инна Чистякова
Консультация на тему «Дидактическая игра как средство речевого развития детей»

Всем известно, что при рождении человек не обладает речью. Формирование и развитие речи неразрывно связано с его развитием, ростом и продолжается этот процесс, практически, всю жизнь. Это не означает, что речь развивается сама, без участия взрослых. Самым благоприятным для развития речи является дошкольный возраст. То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, в более позднее время восполняется с большим трудом, а то и не восполняется совсем.

В настоящее время всё чаще у детейдошкольного возраста наблюдаются следующие проблемы:

• Бедная по словарному запасу речь.

• Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.

• Использование в речи слов – «паразитов, не литературных слов и выражений».

• Неспособность грамотно сформулировать предложение.

• Неумение построить сюжетный или описательный рассказ.

• Трудности в пересказе текста.

В решении данных вопросов воспитателям и родителям огромную помощь оказывают дидактические игры.

Дидактическая игра - одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. Для детей играть так же естественно, как дышать - всегда могут начать новую игру, придумать её самостоятельно, или последовать за задумкой взрослого, развивая интересный сюжет. Игра делает учебный материал более увлекательным,, стимулирует работоспособность, вызывает у детей глубокое удовлетворение, облегчает процесс усвоения знаний. В ходе игры формируются взаимоотношения дошкольников с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает одно из главных мест. Дети свободно выражая свои чувства и мысли, развивают в процессе игры речевые навыки.

Виды дидактических игр:

Словесные игры. Цель данных игр - развитие слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, они необходимы для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.

Настольно-печатные. Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

Игры с предметами или игрушками. Необходимы для развития тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развития творческого мышления и воображения.

При выборе дидактическойигры необходимо учитывать:

1. Соответствие определенной возрастной группе, а также уровень подготовленности воспитанников.

2. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

3. Выбор удобного времени проведения дидактической игры.

4. Выбор места для игры, чтобы дети могут спокойно играть, не мешая друг другу.

5.Подготовка к игре самого воспитателя: он должен знать весь ход игры, методы руководства игрой, свое место в игре.

В старшем дошкольном возрасте, с помощью дидактических игр продолжается обогащение, происходит уточнение и активизация словаря. Особое внимание в игре следует уделять развитию умения детей сравнивать, противопоставлять, обобщать.

Примеры дидактических игр для старших дошкольников на развитие речи:

«Кто больше назовёт слов»

Цель: использование в речи глаголов, образовывая различные глагольные формы.

Материал.Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход.

Задача детей подбирать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, приземляется).

- Что можно делать с одеждой? (надевать, гладить, зашивать, стирать).

- Что можно сказать о солнце? (светит, греет.).

И т. д.

«Цепочка слов»

Игра проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно.

Например, исходное слово — "кошка".

Кошка бывает какая?

Добрая, мягкая, разноцветная.

Что еще бывает разноцветным?

Цветок, платье, телевизор.

Каким еще может быть платье?

Красивым, новым, прямым.

Что еще может быть прямым?

Дорога, взгляд, линия и т. д.

Для развития связной речи «Объясните, почему…»

Цель: правильное построение предложений, развитие логического мышления.

Ход игры. Ребенок должен будет закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». главное в игре, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел…потому что (простыл) Мама взяла зонт… потому что (идёт дождь)

Дети легли спать… потому что (поздно) Очень хочется пить… потому что (жарко)

Лед на реке растаял… потому что (потеплело) Деревья сильно закачались… потому что (сильный ветер)

«Запутанные слова»

Цель: составление предложений, используя данные слова.

Ход игры. Слова в предложении перепутались. Необходимо расставить их на свои места.

Например: 1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Машина, едет, дорога, по.

3. Маша, на, шляпа, надела, голову.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Это лишь малая часть игр, которые можно использовать в ежедневной работе воспитателя. Также их нужно рекомендовать родителям для использования в домашних условиях. Занятия в игровой форме способны своевременно предотвратить неправильное формирование речи. Необходимо помнить, воспитатель должен помнить о возрастных особенностях детей и умело владеть методикой проведения игры, тогда все цели в развитии речи детей будут достигнуты.

Публикации по теме:

Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Инновационный педагогический опыт воспитателя Шуваловой А. Н. по теме: «Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного.

Дидактическая игра как средство развития мышления детей дошкольного возраста В современных условиях особую актуальность приобретает проблема развития у дошкольников мышления. Наиболее эффективным средством развития.

Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия у детей с ЗПРДидактическая игра как средство развития зрительного восприятия у детей с ЗПР Проблема развития и совершенствования зрительных форм восприятия в дошкольном возрасте, особенно у детей с задержкой психического развития.

Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей раннего возраста Дошкольный возраст-время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами,.

Исследование на тему: Использование игровых упражнений по совершенствованию моторики рук как средство речевого развития Цель исследования - изучение и выявление эффективных и актуальных игровых приемов развития мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием.

Консультация «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста» "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста". Стремление познавать окружающий мир присуще.

Консультация «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста” «Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости.

Консультация «Дидактическая игра как средство умственного развития ребенка» [Игра - основная форма познания действительности ребенком. Маленький человек воплощает в ней все интересное, что встречается ему в жизни.

Пальчиковая игра как средство речевого развития детей Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В настоящее время можно.

Презентация на тему «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста» Под сенсорным развитием понимается развитие у ребенка процессов восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Найди отличия
  • Найди отличия
Автор публикации:
Консультация на тему «Дидактическая игра как средство речевого развития детей»
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 21:27
+59Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Фотоотчёт о ООД «Дела давно минувших дней…» в подготовительной группе
Фотоотчёт о ООД «Дела давно минувших дней… » в подготовительной группе В рамках проходящих в нашем детском саду «Золотая рыбка» Городских Рождественских...
Фоторепортаж «Зимний городок — 2021» в родном поселке городского типа Излучинск
Каждый год в нашем любимом поселке городского типа Излучинск скульптора создают прекрасные снежные постройки и радуют жителей своим мастерством, а...
Конструирование из бумаги «Дети катаются на лыжах» к Всемирному Дню снега
Нет, наверное, занятий увлекательней и веселей, чем зимние забавы. Зима прекрасное и любимое, детьми и взрослыми. Зима – идеальное время для того, чтобы...