Нажабат Джанболатова
Консультация для родителей «Как научить ребёнка аккуратности?»
▼ Скачать + Заказать документы
Старайтесь приучить детей к аккуратности с раннего возраста. Ведь это не только опрятный внешний вид и меньше стирки для мамы – это и здоровье, залог которого, как известно, чистота.
Учите ребенка бережно относиться к одежде, не вытирать об нее нос и руки, играть так, чтобы не запачкаться, ежедневно менять нижнее белье. В воспитательных целях я часто указываю дочери на других детей, говоря: «Смотри. Как этот мальчик (или девочка) красиво выглядит! Рубашечка (брючки, платьице, юбочка и т. д.) у него чистая, не помятая!» Надо дать понять малышам, что красиво – это не дорого и ярко, а опрятно.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребёнка аккуратности?“» размещена в разделах
Показывайте детям, как ухаживать за одеждой: аккуратно вешать ее на стул перед сном, чистить щеткой от пыли, отряхивать от песка или крошек. Детей постарше учите уже самих стирать вещи и гладить их.
Ребенку покажите, как сортировать одежду перед закладкой в стиральную машину, как стирать вручную, а затем – как раскладывать вещи по полочкам в шкафу.
Никто не любит признаваться, что он неопрятен или неаккуратен. Все мы независимо от того, чистим ли зубы два раза в день и принимаем ли душ или ванну каждое утро, считаем, что это необходимо. Другими словами, мы живем в обществе, требующем от всех опрятности, желающем видеть нас такими.
Санитария и гигиена лежат в основе жизни современного человека. И в каком-то смысле наше положение в обществе во многом определяется и степенью нашей аккуратности в доме. Хорошо понимая это, мы предпочитаем не говорить о некоторых не совсем безукоризненных привычках, иногда свойственных нам. И даже если порой забываем убрать пыль под ковром, то уж во всяком случае, стараемся, чтобы его поверхность гости видели чистой.
А детям совершенно безразлично все это, и они не могут разделить наши заботы по очень простым причинам.
Во-первых, детей не особенно волнует, что скажут люди об их неряшливости.
Во-вторых, грязь не столь же неприятна им, как нам.
В-третьих, у ребят еще не выработались многолетние привычки, и потому они не могут автоматически выполнять все необходимые действия, чтобы выглядеть опрятно.
В-четвертых, им становится скучно, когда мы превращаем в глобальную проблему то, что, на их взгляд, несущественно. Дети не выполняют наши требования, так как часто, не понимают их значение. И даже начинают ненавидеть нас за все, что мы им навязываем. Зубная щетка, например, может превратиться для ребенка в символ, напоминающий о конфликте с нудным и назойливым родителем.
В итоге большинство взрослых отчаивается научить своих детей опрятности и аккуратности. Для того чтобы ребенок чистил зубы, регулярно принимал душ или ванну, мыл руки перед едой, убирал свои игрушки, вешал на место одежду и так далее, и так далее, приходится до самой юности, а то и позже, постоянно напоминать ему обо всем этом. Нет нужды говорить, что это слишком долгий срок, особенно для родителей, которые вынуждены сталкиваться с этой проблемой каждый божий день.
Со временем мы все чаще приходим к мысли, что наш ребенок не только неряха, но и безалаберный лентяй, и потому начинаем применять более решительные меры. Или же, совсем придя в отчаяние, смиряемся с мыслью, что бесполезно что-либо делать, и нам остается только надеяться на будущее. Самое смешное во всем этом - никто из нас не помнит, что был в детстве грязным и неряшливым ребенком. Теперь, когда у нас сложились некоторые похвальные привычки, связанные с аккуратностью, мы ожидаем, что и ребенок не захочет отставать от родителей, совершенно забывая, сколько времени понадобилось нам самим, чтобы стать такими.
Так что же, выходит, мы совсем ничего не можем сделать? Придется полностью смириться с неряшливостью ребенка или все-таки можно еще что-то предпринять?
Смею заверить, было бы ошибкой рассчитывать, будто ребенок, когда вырастет, сразу же перестанет быть неряшливым. Все мы, родители, так или
иначе, влияем на развитие малыша и, хотя иногда чересчур усердствуем в этом, не можем решиться пустить все на самотек. Особенно если действия ребенка противоречат нашим взглядам на аккуратность.
Что же нужно сделать?
Первое. Нужно пересмотреть свои воззрения и привычки, связанные с личной гигиеной. Возможно, мы слишком придирчивы. Задайтесь вопросами: всегда ли необходимо вешать пальто в шкаф, если мы очень устали? Всегда ли наш дом должен выглядеть так, словно мы ожидаем к обеду своего начальника? Считаем ли мы, что зубы выпадут, если мы забудем почистить их? Возьмем альтернативный случай: может, мы сами невольно подаем дурной пример детям своей грязной одеждой и неопрятным видом? Мы правильно сделаем, если спросим себя и о том, пропорциональна ли наша любовь к детям их послушанию. Ощущают ли они ее даже тогда, когда садятся за стол с грязными руками? А может, постоянно ругая, мы отталкиваем их, отвергаем их любовь?
Эти вопросы необходимо поставить перед собой, прежде всего для того, чтобы определить истинные границы проблемы. Ведь, в самом деле, очень легко утратить чувство меры и увидеть вещи гипертрофированными! Если наш ребенок чувствует себя счастливым и не создает, кроме этой, никаких других сложностей, очевидно, история с аккуратностью не так уж и важна. Если же, напротив, его неопрятность - это только один из поводов для наших с ним разногласий, проблема становится более широкой.
Правильно подойдя к делу и трезво посмотрев на отношение ребенка к
аккуратности и порядку, мы поймем, что по сравнению с другими это затруднение незначительное и относиться к нему нужно так, как оно заслуживает. Мы можем побуждать ребенка к аккуратности, награждать его, вовлекать в какое-нибудь соревнование и, наконец, когда наше терпение подойдет к концу, даже поругать. Но важно не поднимать эту проблему каждый день. Ребенок устанет от нее так же, как и мы сами. Поскольку нельзя рассчитывать, что он станет придавать чистоте и порядку такое же значение, как мы, лучше всего установить с ним
настолько хорошие отношения, чтобы он доброжелательно воспринимал наши указания и советы.
Короче, нет ничего лучше добрых отношений между родителями и детьми. А если они испорчены еще в младенчестве из-за кормления насильно, гораздо труднее позднее заставить ребенка следовать нашим пожеланиям.
Когда отношения с ним всегда спокойные и добрые, ребенок, по крайней мере проявляет добрую волю, даже если и не соглашается с нами, что необходимо умываться каждый день. В результате он получает важный для собственного развития урок - он понимает, что можно вовсе не любить то, что делаешь, но занятие это все-таки необходимое и не только потому, что этого требуют от него другие. Достижение это немаловажное.
Если от наших взаимоотношений с ребенком в значительной мере зависит, согласится он или нет с необходимостью заботиться о своей аккуратности и порядке в доме, то многие другие мелочи порой помогают прийти к окончательному успеху.
Например, напомнить ребенку, что нужно положить на место игрушки, лучше всего в тот момент, когда он еще не увлекся каким-то другим интересным занятием, с которым не захочет расставаться. А мы, как
правило, поступаем наоборот - просим его навести порядок, когда он не в
силах оторваться от телевизора, игры, любимого занятия, и, разумеется,
ничего хорошего не получается. Другими словами, нужно давать указания и
распоряжения с уверенностью, что ребенок выслушает нас со вниманием и сможет выполнить нашу просьбу.
Второе. Мы подтолкнем ребенка к самостоятельности, если станем время от
времени помогать ему. Часто мы чересчур стараемся побуждать его все делать самому. Нам нравится думать, будто тем самым мы помогаем ему обрести самостоятельность, но часто за этим кроется лишь желание освободиться от скучного дела.
Третье. Не следует забывать о склонности малыша к подражанию. Этим можно воспользоваться. Покажите ему, как вы кладете на место свои вещи, как заботитесь о своей чистоте и опрятности. И он увидит, что вы регулярно
делаете то же самое, что требуете от него.
Четвертое. Если это возможно, нужно отвести ребенку какое-то место, где бы он смог пачкаться сколько душе угодно. К сожалению, мы не располагаем
точными данными о том, какое для этого необходимо пространство, и тем более не знаем, сколь велика потребность пачкаться, какую испытывают время от времени все дети.
Пятое. Напомните несколько раз ребенку, что его роликовые коньки валялись посреди гостиной. Значит, они ему совсем не нужны или он вообще больше не хочет кататься, если совсем не заботится о них и не кладет на место. После нескольких подобных замечаний можете убрать коньки подальше и возвратить их ребенку только после обещания, что тот будет класть вещь куда полагается.
Но, разумеется, если он слова не сдержит, вы опять заберете коньки, уже на
более длительный срок.
Шестое. Наконец, нужно сделать все возможное, чтобы чистоплотность вошла у ребенка в привычку. А это значит, бесполезно объяснять малышу, что зубы нужно чистить для предотвращения кариеса. Их надо чистить просто потому, что это нужно делать. Как бы глупо ни выглядела эта мысль, мы должны говорить детям: «Мы чистим зубы потому, что чистим, вот и всё». Уговоры, награды, долгие объяснения способствуют чему угодно, но только не укреплению привычки. Самое простое средство со временем добиться успеха - постоянно напоминать, что некоторые вещи нужно делать не потому, что нам хочется их делать, а потому что это нужно.
Если возникает необходимость в дополнительных объяснениях, скажем детям, что и мы сами и наши друзья следуем тем правилам аккуратности, какие хотим привить им. Но не будем забывать, что потребуются годы и годы, прежде чем
ребенок до конца осознает все это. Именно поэтому лучше начинать воспитывать аккуратность как можно раньше, не в 6,5 или 7 лет, когда это уже составляет проблему, а в 3 или 3,5 года. Не надо ожидать, однако, что и в этом возрасте ребенок сразу же сможет выполнить все наши наставления.
Приступать к формированию навыков аккуратности и порядка надо непроизвольно, исподволь и без какого бы то ни было нажима. Постарайтесь для начала внушить ребенку, что необходимо выглядеть опрятно, но не рассчитывайте при этом на быстрый успех.
Чтобы окончательно убедиться, что мы преуспели в нашем намерении, нужно разведать, как ведет себя ребенок в наше отсутствие. Если он регулярно умывается, пока мы рядом, и избегает этого, когда нас нет, наше поражение бесспорно. Напротив, убедившись, что ребенок делает все, что нужно, сам, без всяких понуканий и придирок, мы можем считать, что своего добились.
Труднее всего для родителей осознать, что даже неаккуратный ребенок может быть счастливым и вполне нормальным. Кто улыбается, глядя на мокрого, чумазого и орущего малыша, тот это понимает. Чтобы научить ребенка аккуратности и любви к порядку, требуется время, причем
гораздо большее, чем обычно мы отводим для обучения этому.