Консультация «Организация предметно-развивающей среды как условие здоровъесбережения детей старшего дошкольного возраста»

Фатима Музаева
Консультация «Организация предметно-развивающей среды как условие здоровъесбережения детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 с. Октябрское»

Консультация

На тему: Организация предметно-развивающей среды как условие здоровъесбережения детей старшего дошкольного возраста.

Музаева Ф. Г.

с. Октябрьское 2018 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена важностью и первостепенностью проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в современном обществе.

Предметно-развивающая среда содействует становлению личности, обеспечивает чувство психологической защищенности, развивает индивидуальность, она представляет собой «единый комплекс кинестетических и аудио-визуальных модальностей» Л. П. Стрелкова, влияющих на самореализацию личности. С помощью гибкого зонирования группы и свободной планировки она обеспечивает активную жизнедеятельность и возможности для индивидуального самовыражения. Создание полноценной среды, т. е. импульсов, стимулирующих развитие дошкольника, формирует полноценный образ «я», в отличие от хаотичной и перенасыщенной, дезориентирующей личность. Современные подходы ориентированы на предоставление личности свободы и огромного «поля» самодеятельности, где приемлемым общением будет «партнерское», личностно-равноправное, с установлением позитивных отношений между педагогами и воспитанниками.

Проблема развития предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.

Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р. Б. Стеркина, Н. А. Ветлугина,

Г. Н. Пантелеев, Н. А. Ревуцкая, В. С. Мухина, В. А. Горянина. Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания.

В настоящее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей, появляется всё больше детей с частыми простудными заболеваниями, нарушениями осанки. Поэтому формирование у ребёнка умений заботиться о своём здоровье – одна из важнейших задач воспитательной работы. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.

Первое, с чем встречается ребёнок при попадании в группу, - это предметно-развивающая среда. Для того, чтобы ребенок овладел самыми элементарными умениями сохранения и укрепления своего здоровья, большое внимание уделяю созданию развивающей среды, которая постоянно обновляется и пополняется.

Многофункциональная предметно-развивающая среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекать детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, повышать двигательную активность детей в течение всего времени пребывания ребёнка в группе. При правильно подобранной и оформленной развивающей среде у ребенка появляется желание заботиться о своем здоровье, он сам «открывает» для себя разного рода знания и правила укрепления и сохранения жизни, выполняет физические упражнения.

Объект исследования: процессздоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования:предметно-развивающая среда как условие здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования–доказать эффективность влияния предметно-развивающей среды на здоровьесбережение детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Гипотеза исследования: организация предметно-развивающей среды будет влиять на здоровьесбережение детей старшего дошкольного возраста если:

основывается на принципах индивидуального подхода к каждому ребенку, содержательности и насыщенности, вариативности, доступности и безопасности предметно-развивающей среды,

включает диагностический, предметный, образовательно-игровой, физкультурно-оздоровительный и контрольно-аналитический блоки, то это будет способствовать расширению и углублению знании дошкольников в области здоровьесбережения, приобретению ими умении и навыков здорового образа жизни, повышению уровня двигательной активности детей, росту уровня физического здоровья детей и налаживанию конструктивного партнерства семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы организации предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.

2. Теоретически обосновать условия организации предметно-развивающей среды, способствующей сохранению здоровья детей дошкольного возраста.

3. Разработать и апробировать модель здоровьесбережения в предметно- развивающей среде дошкольной образовательной организации.

Методологическую базу исследования составили:

концепция построения предметно-игровой среды В. А. Петровского, С. П. Новоселова, В. Г. Алимовой; теория творческой игры Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевои; концепции здоровьесбережения И. А. Аршавского, И. И. Брехмана, М. Л. Лазарева.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположениибыли использованы методы исследования:

-теоретические изучение психолого-педагогической литературы, анализ, обобщение

- эмпирические методы исследованияпедагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, эксперимент.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель предметно-развивающей среды, способствующей здоровьесбережению детей старшего дошкольного возраста может быть использована в воспитательном процессе дошкольных образовательных организации.

База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ №___

г. ВладикавказВ эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек, из них 10 человек экспериментальная группа, 10 человек контрольная группа, воспитатели, старший воспитатель, родители детей.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Определение предметно-развивающая среда объединяет в себе такие понятия, как пространство, среда, игра, и, не раскрыв смысл данных понятий, нельзя говорить об игровом пространстве.

детеи. Для детеи дошкольного возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметнои и игровои деятельности с разными материалами [21, с. 70].

1. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменении пространственно-развивающеи среды в зависимости от образовательнои ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностеи детеи;

2. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметно- пространственнои среды, например, детскои мебели, матов, мягких модулеи, ширм и т. д. ; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детскои активности (в том числе в качестве предметов- заместителеи в детскои игре).

3. Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободныи выбор детеи; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детеи.

4. Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детеи с ограниченными возможностями здоровья и детеи-инвалидов, всех помещении, где осуществляется образовательная деятельность; свободныи доступ детеи, в том числе детеи с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детскои активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

5. Безопасность пространственно-развивающеи среды предполагает

соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и

безопасности их использования.

Анализ научно-методической литературы по изучению теоретических основ организации предметно-развивающей среды в группах дошкольного возраста позволил выделить понятие «предметно -развивающая среда в группах детей дошкольного возраста», под которой понимается это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда — это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Успешность данного процесса зависит от использования педагогами в организации пространственно-развивающей среды системно – деятельностного и индивидуального подходов. Так же анализ позволил выделить, что окружающая среда считается развивающей, если она соответствует возрастным особенностям детей, структуре когнитивной сферы ребёнка, является информативной, удовлетворяя потребность ребёнка в новизне, преобразовании и самоутверждении.

Организация развивающей среды в ДОО с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно – развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Используя здоровьесберегающий подход и данный комплекс здоровьесберегающих технологий, можно добиться определённого прогресса в вопросе укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении. Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка.

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возрастаОрганизация предметно-пространственной среды на участке ДОУ в зимний период для детей младшего дошкольного возраста Поскольку 2018 год был объявлен Годом добровольцев-волонтеров в России - у нас в Детском саду появилась идея немного изменить это понятие,.

Организация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельностиОрганизация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельности «Организация предметно-развивающей среды ДОУ по изо деятельности Актуальность Период от рождения до поступления в школу является возрастом.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Консультация «Организация предметно-развивающей среды как условие здоровъесбережения детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 марта 2020 в 16:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
31 марта. День травянчиков на МААМ

Мы всегда тянемся к чему-то новому, необычному, близкому к природе. А в повседневной жизни, среди серых будней, – ищем радости и праздника, свежих впечатлений. Немало позитивных эмоций смогут нам...

31 марта. День рождения К.Чуковского

Поэзия Корнея Чуковского такая живая, красочная и захватывающая, что запоминается на всю жизнь. Еще не умея читать, все мы уже знаем наизусть его строки. Только по-настоящему талантливый поэт мог написать...

Фотоотчёт «Витамины наши друзья»
С детьми старшей группы была проведена беседа «Витамины наши друзья» . Цель : показать значимость овощей и фруктов для развития, роста и здоровья...
Мастер-класс по пластилинографии с элементами рисования пастелью «Весенний тюльпан»...
Цель: создать условия для оформления детьми тюльпана в смешанной технике. Задачи: Образовательные: уточнить представления детей о весенних цветах, о...
Картотека «Образ» Я «ребёнка»
Волкова Н. А. Образ Я ребёнка. Картотека Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-6 лет. “Мы тревожимся о том, каким человеком вырастет наш...