Получи документы

Консультация на тему «Особенности формирования социально-нравственной личности в дошкольном возрасте»

Альвина Велиханова
Консультация на тему «Особенности формирования социально-нравственной личности в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка, как показатель уровня его нравственного развития.

При формировании личности ребенка в дошкольном возрасте необходимо учитывать ряд правил:

1. Мы имеем дело с растущим детским организмом, с растущим детским мозгом, созревание которого еще не закончилось, функциональные особенности которого еще не сложились и работа которого еще ограничена.

Публикация «Консультация на тему „Особенности формирования социально-нравственной личности в дошкольном возрасте“» размещена в разделах

2. Психолого-дагогические исследования говорят, что эффект будет максимальный лишь в том случае, если применяемые методы и формы воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями дошкольного возраста, если, например, обучение дошкольников тем или иным знаниям и умениям проводится не в форме традиционного школьного урока, а в процессе дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической и изобразительной деятельности и т. д.

3. Наиболее важный, подлинно развивающийся характер дошкольное воспитание может приобрести лишь в том случае, если оно строится с учетом того особого значения, которое имеет дошкольное детство и интенсивно формирующиеся на данной возрастной стуни психические новообразования для общего хода поэтапного формирования личности. Такие сцифические для дошкольного возраста новообразования, как синтетические формы восприятия пространства и времени, наглядно-образного мышления, творческого воображения и т. д. могут складываться весьма различно в зависимости от условий жизни и воспитания ребенка. В результате начинают складываться в наиболее совершенной форме те виды чувственного познания действительности, которые имеют неоценимое значение не только для настоящего, но и для будущего, которые сыграют важную роль в деятельности взрослого человека.

Подобно этому при отсутствии целенаправленного нравственного воспитания, когда окружающие заботятся лишь об удовлетворении всех потребностей маленького ребенка, не приучая его с првых лет жизни к выполнению простейших обязанностей ред окружающими, к соблюдению простейших нравственных норм, неизбежно возникает наивный детский эгоизм, неоднократно описанный в литературе по детской психологии

и грозящий превратиться впоследствии в значительно менее наивный и гораздо более опасный эгоизм взрослого. Но эгоизм ребенка не является неизбежной особенностью возраста, а представляет собой в значительной мере результат недостатков воспитания, следствие бедности и ограниченности социально-нравственного опыта ребенка.

Обогащение этого опыта путем организации коллективной жизни и деятельности маленького ребенка, побуждающей его сотрудничать с другими детьми и взрослыми, считаться не только со своими, узколичными интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих, приводит к тому, что, как уже отмечалось ранее, эмоции и стремления дошкольника, 'приобретают новый смысл, прерастая в сочувствие другим людям.

Социализация - это процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений, принятых в обществе. Это происходит в процессе общения и деятельности, когда человек постенно адаптируется к требованиям общества, усваивает многочисленные социальные роли, которые каждый выполняет в течение жизни.

К институтам социализации относятся семья, образовательное учреждение, микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви.

Социальный опыт ребенка - это не только его возраст, но и тот мир, в котором он растет, семья, в которой он воспитывается.

Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, в связи с этим так велика ответственность семьи за воспитание.

На социализирующую, воспитательную функцию семьи оказывает влияние ряд факторов:

социальное положение;

• материальное положение;

• род занятий родителей;

• образование родителей;

• эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение и ценности.

Основная идея воспитания в дошкольном учреждении - оптимальное развитие каждого ребенка на основе дагогической поддержки его индивидуальности в условиях сциально организованной среды образовательного учреждения, где ребенок выступает в роли участника коллектива и тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, его социализации в условиях образовательного учреждения. У семьи и образовательного учреждения - единые цели и задачи, но содержание и методы воспитания сцифичны, но ни одна проблема не может быть усшно решена образовательным учреждением без сотрудничества с семьей.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие дагога и родителей по поводу трудностей и радостей, усхов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

Ведущим факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, дагогическая образованность, культура родителей, их умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка и целям его всестороннего воспитания.

Задача образовательного учреждения - определение путей продуктивного взаимодействия с родителями, расширение круга их психолого-дагогических знаний, оказание помощи в понимании своеобразия развития личности ребенка.

Содержательные линии развития семьи:

формирование познавательных интересов ребенка и готовности родителей к дагогической деятельности на основе учета индивидуальных склонностей ребенка;

• развитие умственных способностей, творческого мышления;

• воспитание чувства уважения к ребенку со стороны родителей;

• воспитание социальной адаптированности ребенка к воспитательному процессу и к жизни в коллективе:

формирование в ребенке и в семье осознания ценности здорового образа жизни;

формирование эстетического художественного вкуса у ребенка и развитие эстетических чувств в семье;

социально-нравственное воспитание детей в семье.

Основные принципы:

1. Принцип общего развития каждого ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей.

Общее развитие включает в себя эмоциональное и нравственное развитие; эстетическое развитие; физическое развитие.

2. Принцип непрерывного развития каждого ребенка.

Непрерывное развитие ребенка понимается как постоянно поддерживаемый комплекс умений связанных с сотрудничеством с коллективом детей, взрослых, с разными источниками информации. Реализация этого принципа позволяет сформировать важнейшее умение : умение находить себя в коллективе, отбирать полезные и необходимые знания для жизни, использовать знания в жизненных ситуациях.

Общеизвестно, что детство - это уникальный риод в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Усшному решению задач по воспитанию и развитию детей будут способствовать основные направления:

1. Сближение и тесное взаимодействие разных сциалистов (дагов, врачей, психологов, представителей социальных структур)

2 Выработка единых подходов по оказанию всесторонней квалифицированной помощи ребенку и родителям.

3. Постоянная информированность родителей о достижениях, имеющихся в российской системе воспитания детей

4. Включение родителей в общее образовательное пространство с учетом интересов ребенка, особенностей его развития и состояния здоровья.

Формирование личности в значительной мере происходит под влиянием семьи и зависит как от особенностей взаимоотношений в семье, так и от стиля общения.

Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в усшном осуществлении сотрудничества.

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Единство в воспитании детей обесчивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых -- родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются дагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Очень эффективны различные методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов.

Семья является институтом првичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами : общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т. д.).

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и дагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Особенности формирования социально-нравственной личности в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 15 декабря 2013 в 01:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация на тему «Особенности формирования социально-нравственной личности в дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Альвина Велиханова (УИ 166702) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД