Папки-передвижки

Консультация «Раскрытие социальной природы игры и ее воспитательной роли в сочинениях К. Д. Ушинского»

Ирина
Консультация «Раскрытие социальной природы игры и ее воспитательной роли в сочинениях К. Д. Ушинского»

Консультация на тему : «Раскрытие социальной природы игры и ее воспитательной роли в сочинениях К. Д. Ушинского»

Огромное воспитательно-образовательное значение К. Д. Ушинский придавал играм детей. Замечательный педагог, он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными.

Публикация «Консультация „Раскрытие социальной природы игры и ее воспитательной роли в сочинениях К, Д, Ушинского“» размещена в разделах

Он отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у ребенка недостаточный опыт и знания, не развито логическое мышление. Но К. Д. Ушинский правильно указывал, что воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. Характерной чертой детства является разорванность верениц представлений, быстрота перехода от одного порядка мысли к другому. В связи с этим педагог писал: “Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки, а уже никак не могучий полет орла” [10, c. 110].

Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов являются психологической основой детской игры. Поэтому К. Д. Ушинский пишет : “В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов… В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями” [6, c. 86].

К. Д. Ушинский подчеркивал влияние среды на содержание детской игры : она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживания детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека.

Большое значение в формировании поведения детей имеют общественные игры и их направленность, указывал К. Д. Ушинский : “В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений” [6, c. 87].

К. Д. Ушинский, в отличие от Фребеля и его последователей, возражал против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: “Игра есть свободная деятельность дитяти… В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля” [6, c. 88]. Воспитательница должна доставлять материал для игры, заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания. Время для детских игр в детском саду должно отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. И в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался игрой и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться.

К. Д. Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры; он призывал педагогов к собиранию народных игр. “Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики”, — писал он [6, c. 89]. Этот завет К. Д. Ушинского стремились выполнить русские передовые деятели дошкольного воспитания, а теперь претворяют в жизнь современные педагоги.

Большое воспитательное значение, указывал К. Д. Ушинский, имеют игрушки. “Дети не любят игрушек неподвижных… хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… — писал он. — Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом” [6, c. 89]. “Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, — замечал К. Д. Ушинский, — любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось” [6, c. 89].

Таким образом, мы можем сказать, что теория детской игры, разработанная К. Д. Ушинским, явилась ценным вкладом не только в русскую, но и в мировую дошкольную педагогику. К. Д. Ушинский показал социальный характер и значение детской игры, дал ценные методические указания об использовании игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Список литературы

1. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. - М., 1974.

2. Днепров Э. Д. Феномен Ушинского // www.pedsovet.su/publ/26-1-0-442

3. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. – 5-е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1982. – 447 с.

4. Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского. – Тбилиси, 1974.

5. Салтанов Е. Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К. Д. Ушинского // Педагогика. - 2004. - № 4.

6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения : В 2 т. Т. 1 / Под ред. А. И. Пискунова. - М., 1974.

7. Ушинский К. Д. Наука и искусство воспитания / Сост. С. Ф. Егоров. - М., 1994.

8. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К. Д. Ушинский / Сост. П. А. Лебедев. - М., 1998.

9. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 496 с.

10. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : В 6 т. Т. 1. / Сост. С. Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1990. – 416 с.

11. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : В 6 т. Т. 5. / Сост. С. Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1990. – 528 с.

12. Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола / Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М., 1998.

13. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании / Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М., 1998.

14. Ушинский К. Д. Собрание соч. - Т. 9. - М. - Л. : Изд-во АПН, 1950.

15. Ушинский К. Д. Собрание соч. - Т. 10. - М. - Л. : Изд-во АПН, 1950.

16. Ушинский К. Д. Собр. соч. : В 11 т. Т. 8. - М. ; Л., 1948.

17. Ушинский К. Д. Собр. соч. : В 11 т. Т. 10. - М. ; Л., 1948.

18. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Журнал Министерства народного просвещения. - 1860. - N 7.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «О роли спорта для детей» Консультация для родителей. «О роли спорта для детей» Каждый ребенок с самого рождения постоянно находится в движении – сучит ножками.

Игра-драматизация по произведению К. Д. Ушинского «Два козлика»Игра-драматизация по произведению К. Д. Ушинского «Два козлика» Автономная некоммерческая организация Дошкольная образовательная организация «Акварель» «ДВА КОЗЛИКА» Игра-драматизация.

Конспект квест-игры «Знатоки природы» Цель: Формирование экологической культуры; познавательное и эмоциональное развитие детей, посредством оригинальных форм игровой деятельности.

Консультация для родителей «Развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с трудом взрослых» С первых дней жизни малыша вы, родители наверное задумывались о его будущем? Внимательно следите за интересами и склонностями своего ребенка,.

Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев» о роли игрушки в жизни ребенка 1. Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это не просто красивые.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра в ознакомлении детей с социальной действительностью» Сущность понятия сюжетно – ролевой игры старших дошкольников В последние десятилетия проблема детской игры находится в центре внимания многих.

Консультация «О роли родителей в развитии речи ребенка» - Ты, посмотри, вот Лика, соседская девочка, как говорит хорошо, не остановишь! А мой, хоть ей и ровесник, а говорит так, словно каша во.

О роли семьи в физическом воспитании детей. Консультация для родителей Одна из наиболее актуальных проблем современной педагогики — физическое воспитание дошкольников в семье. Мир вокруг нас меняется очень быстро.

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевые игры как средство социальной адаптации ребенка» В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Игра социальна по.

Презентация для методического часа педагога-психолога «Одаренность: понятие, выявление, раскрытие одаренности в условиях ДОУ» Данный материал представляет собой основу для проработки педагога-психолога ДОУ с педагогами такой важной тематики как "детская одарённость".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Раскрытие социальной природы игры и ее воспитательной роли в сочинениях К. Д. Ушинского»
Опубликовано: 15 мая 2019 в 13:30
+829Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 253.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД