Консультация «Разработка и реализация индивидуальной программы развития (ИПР) для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении»

Маргарита Арапова
Консультация «Разработка и реализация индивидуальной программы развития (ИПР) для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении»

Хотелось бы отметить, что в последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов.

«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

В состав данной категории входят:

дети с нарушениями слуха,

дети с нарушениями зрения,

дети с тяжелым нарушением речи,

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

дети с задержкой психического развития,

дети с нарушениями интеллектуального развития,

дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.

В рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку-инвалиду в рамках деятельности дошкольного психолого-педагогического консилиума разрабатывается индивидуальная программа развития (далее-ИПР) на основании Адаптированной основной образовательной программы, положения об обучении лиц с ОВЗ,положения о ППК.

В качестве нормативно-правовых оснований проектирования индивидуальных программ развития для воспитанников и обучающихся вступает закон РФ № 273 – ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», в котором отмечается, что разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статья 12).

Индивидуальная программа развития– документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенном уровне образования.

Основная цель Индивидуальной программы развития– разработать систему комплексного сопровождения и определить основные направления коррекционной работы по устранению нарушений, недостатков, в четком построении образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Содержание Индивидуальной программы развитиянаправлено на решение следующих задач:

-социальную адаптацию ребенка, включение его в коллектив сверстников.

-формирование различных видов детской деятельности.

-формирование предпосылок учебной деятельности подготовку к школе на доступном ребенку уровне

При разработке и моделировании Индивидуальной программы развития мы учли все требования к его составлению,а именно:

1.-ИПР должно отображать всесторонний характер образовательной работы, в нее должны быть включены все направления педагогической работы с ребенком,обеспечивающие социальное, физическое, познавательное,речевое, эстетическое развитие, формирование всех видов деятельности.

2.-комплексный характер участия в подготовке программы и ее реализации всех специалистов, работающих с ребенком.

3.-общность набора направлений коррекционно-развивающей работы для всех детей, независимо от уровня психофизического развития и личностных особенностей.

4.-приоритетность задач воспитания, направленность на социальное развитие ребенка.

5.-участие родителей как полноценных участников педагогического процесса.

В процессе разработки Индивидуальной программы развитияцелесообразно выделить следующие этапы:

1. Анализ заключения ПМПК, медицинских данных. Сбор анамнестических данных. Обсуждение с родителями и педагогами проблем в развитии ребенка.

2. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка с учетом основных линий развития, анализ его результатов, составление психолого-педагогической характеристики.

3. Определение задач, условий и содержания коррекционно-развивающей работы на определенный период, совместное обсуждение их всеми участниками педагогического процесса.

4. Оформление ИПР. Ознакомление родителей с содержанием программы.

5. Коррекционно-развивающее обучение в соответствии с ИПР. Взаимодействие специалистов между собой в процессе реализации программы, внесение уточнений по мере необходимости.

6. Составление ИПР на следующий период обучения.

Публикации по теме:

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида»Презентация «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы в ДОО компенсирующего вида» Выступление на региональном научно-практическом семинаре по проблеме реализации ООП ДО для детей с ОВЗ в условиях ДОО компенсирующего вида.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Консультация «Разработка и реализация индивидуальной программы развития (ИПР) для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 13 марта 2020 в 10:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...

14 мая. День радуги на МААМ

После весеннего дождя так приятно увидеть в небе радугу – чудесное явление природы, в котором семь цветов плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков. Очередной тематический день...


Горячие темочки