Лучший педагог года

Консультация на тему «Развитие речевого дыхания»

Айсылу Багаутдинова
Консультация на тему «Развитие речевого дыхания»

Как мы дышим обычно? Обычно - не задумываясь, но если вы обратите внимание на процесс дыхания, то заметите: вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ, затем идёт маленькая пауза. Вдох и выдох приблизительно одинаковы по своей продолжительности. Во время разговора организму нужно более рационально расходовать запас кислорода и постоянно его пополнять. Для этого вдыхают воздух носом, затем следует пауза, а после неё – выдох через рот, который получается намного длиннее, чем вдох. То есть на вдохе мы быстро набираем достаточное количество воздуха, а на выдохе постепенно его расходуем, тогда речь звучит красиво и плавно.

Публикация «Консультация на тему „Развитие речевого дыхания“» размещена в разделах

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.

Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Источником образования звуков речи как уже было сказано, является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звуко-образование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, заикания, ринолалии, дизартрии.

Неправильное речевое дыхание нередко приводит :

— к нарушению плавности речи (речь на вдохе);

— позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, для правильного произношения звука [р] нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);

— ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;

— в некоторых случаях к ускорению темпа речи;

— неправильному использования интонационных средств выразительности;

— нечеткому произношению слов (проглатывание окончаний).

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Данные игры и упражнения могут быть использованы в проведении как индивидуальной, так и подготовительной и фронтальной работы с детьми.

Для проведения игр и упражнений для развития речевого дыхания рекомендуем следующее:

• наблюдение за детьми в повседневной жизни с целью изучения у детей уровня развития речевого дыхания;

• правильно определить задачи в зависимости от возраста и нарушений речевого дыхания;

• подобрать игры и упражнения с учетом возраста и нарушений;

занятия проводить:

- с небольшими группами (не более 10 детей);

- с подгруппами (не более 4-6 детей);

- индивидуально.

• проводить занятия 2-3 раза в неделю, в утренние часы (до завтрака, или вечером после дневного сна;

• индивидуальную работу проводить в случае необходимости (дети, с которыми проводят индивидуальные занятия, не освобождаются от участия в общей групповой работе);

• должно быть, четкое объяснение и показ взрослым;

• продолжительность дыхательных игр и упражнений ограничивается 1-2 минутами во избежание головокружения;

• упражнения на дыхание повторяются 2-3 раза;

• длительность выдоха должен соответствовать возрасту ребенка (младшим – до 3 слов на 1 выдохе, старшим – 5-6 слов);

• поза у детей должна быть правильной, чтобы не наступило напряжение и утомление;

• необходимо следить за постепенностью усложнения игр и упражнений;

• в целях получения наилучших результатов нужна совместная деятельность с родителями;

• следить за санитарным состоянием помещения, где проводятся занятия.

Тренировка речевого дыхания

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Предлагаем следующие этапы развития речевого дыхания :

- пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э;

- длительное произнесение некоторых согласных звуков - С, З, Ш, Ж, Ф, Х;

- произнесение слогов на одном выдохе;

- произнесение слов на одном выдохе;

- произнесение фраз различной длины на одном выдохе;

- чтение стихотворений;

- пение песенок;

- выразительный рассказ, пересказ текстов.

Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Перечисленные ниже игры научат ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.

Прикреплённые файлы:

rechevoe-dyhanie_dvc3v.pptx | 7103,51 Кб
 
Публикации по теме:

Дыхательная гимнастика На подготовительном этапе необходимо проводить упражнения для развития силы дыхательной струи, ее направленности, дифференциации ротового.

Конспект открытого занятия с элементами экспериментирования «Чем мы дышим» Цели и задачи: познакомить детей с органом дыхания «лёгкие», чем мы дышим и как мы дышим; дать детям понятие, что такое кислород и углекислый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Развитие речевого дыхания»
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 14:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД